Бюджетные дефициты: виды, причины образования, способы финансирования

балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях

инфляции, при повышении денежных доходов автоматически

увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения

предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно

принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить

правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух

мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного

давления в экономике.

Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не

является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие

проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи

принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное

балансирование бюджета.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть

сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная

концепция предполагает, что правительство осуществляет

антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать

бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться

ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе

экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции

бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы

противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и

увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает

дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема

правительство повышает налоги и правительственные расходы.

Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть

использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период

спада. Таким образом правительство проводит позитивную

антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не

на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной

концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в

том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть

неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный

и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема.

Появление большого дефицита в период спада в этом случае не

покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода

процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит

бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных

финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности

бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный.

Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не

инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а

не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым

положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным

долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией

проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками,

малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными

альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.

Федеральный бюджет является - во-первых, и, прежде всего -

инструментом достижения и поддержания макроэкономической

стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение

любых дефицитов или излишков для достижения этой цели

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой

политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на

потенциал денежного хозяйства страны.

Такая политика предполагает:

o Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках

денежного потенциала страны;

o Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск

источников его покрытия;

o Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие

значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить

оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов

бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в

ФРГ = 14, в Японии – 15,6, в Бельгии – 25,1, в Италии – 25,5, в

Греции - 31,2%.[3]

Однако при всей привлекательности политики бюджетного

дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным

последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Так, американская экономика длительные годы функционировала в

условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине

90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные

масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные

средства борьбы с ним.

Что касается российской бюджетной политики, то она длительное

время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности

бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития.

Ситуация в самом начале экономических преобразований была

плачевной. С разрушения командно-административной системы

нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило

поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте

бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета бывшего

СССР достиг почти 20% ВНП. Резкое увеличение дефицита

государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных

процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за

три квартала 1991 г. Рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до

1,7 трлн. руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание

инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги

(видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного

платежеспособного спроса (скрытая инфляция). До 1994 г. Дефицит

бюджета продолжал оставаться на критическом уровне – 10,8%.

Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии

Центрального банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995-

1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции к

существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако

подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения

бюджетного дефицита в Государственную задолженность. Место кредитов

Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом. Если в

1994г. внутренние и внешние займы составляли 21,5% реальных

бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 г. Они достигли

68,7%. Финансирование же за счет займов расходов федерального

правительства увеличилось за этот период с 10% до более трети

(около 19% - за счет прироста внутреннего долга, около 16% -

внешнего).

В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП.

Некоторый рост производства возможен, но повышение его

эффективности (выработки на одного занятого) представляется

маловероятным; неизбежна новая инфляционная волна со всеми ее

деструктивными последствиями. Подобные меры ведут к нарастанию

долгового бремени, использованию национального дохода без учета

потребности в модернизации потенциала. В 1996г. общая задолженность

предприятий поднялась до 17% ВВП. Бюджетное финансирование

возрождает практику «раздачи» госкредитов и прочих льгот.

6. В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ ДЕПРЕССИИ.

Нарастание государственного долга ведет к «утяжелению» бюджетных

расходов, к «дисконтированию будущего». Финансовые тяготы

перекладываются на детей и внуков. Корректный подход обязывает,

однако, учитывать и то, что займы, перераспределяя средства в

пользу финансирования перспективных программ, могут

способствовать экономическому росту и совершенствованию

технологий. Разумеется, последнее относится только к

производительному использованию бюджетных средств. Еще Рикардо

писал, что, когда речь идет об инвестициях, будущие поколения

вполне могут участвовать в их финансировании.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

«СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА» Лекционный курс

Ростов-на-Дону, изд. «ФЕНИКС» 2000г.

_______________________________________________

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

М.К.Бункина

Москва, изд. «ДЕЛО» 1997г.

_______________________________________________

«БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова

Москва, изд. «ПЕРСПЕКТИВА» 1998г.

_______________________________________________

«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

В.М.Родионова , Ю.А.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.

ФИНАНСЫ, 1994г.

_______________________________________________

Учебник по основам экономической теории

ВД.Камаев и др.

_______________________________________________

Бюджетный Кодекс ст. 167

-----------------------

[1] Родионова В.М., Вавилов Ю.А., Гончаренко Л.И. и др. Финансы. /Под ред.

В.М.Радионовой.

- М.: Финансы и статистика, 1994- - с.252

[2] Там же.

[3] Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической

теории.

-----------------------

1. Областной бюджет

2.1. Городские бюджеты

3.1. Районные бюджеты

3.2. Бюджеты городов районного подчинения

2.2. Бюджеты городских районов

3.3. Бюджеты сел, поселков и др. населенных пунктов

3. Бюджеты районов области

2. Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областного центра

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

ОБЛАСТИ

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ

Федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ)

Консолидированные бюджеты субъектов РФ (регионов)

Региональные бюджеты

Местные бюджеты

Схема 2.

Схема 1

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты