балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях
инфляции, при повышении денежных доходов автоматически
увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения
предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно
принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить
правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух
мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного
давления в экономике.
Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не
является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие
проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи
принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное
балансирование бюджета.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть
сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная
концепция предполагает, что правительство осуществляет
антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать
бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться
ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе
экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции
бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы
противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и
увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает
дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема
правительство повышает налоги и правительственные расходы.
Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть
использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период
спада. Таким образом правительство проводит позитивную
антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не
на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной
концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в
том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть
неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный
и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема.
Появление большого дефицита в период спада в этом случае не
покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода
процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит
бюджета.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных
финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности
бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный.
Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не
инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а
не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым
положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным
долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией
проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками,
малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными
альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.
Федеральный бюджет является - во-первых, и, прежде всего -
инструментом достижения и поддержания макроэкономической
стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение
любых дефицитов или излишков для достижения этой цели
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой
политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на
потенциал денежного хозяйства страны.
Такая политика предполагает:
o Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках
денежного потенциала страны;
o Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск
источников его покрытия;
o Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие
значительный экономический эффект.
Овладение этой политикой позволяет обществу находить
оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов
бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в
ФРГ = 14, в Японии – 15,6, в Бельгии – 25,1, в Италии – 25,5, в
Греции - 31,2%.[3]
Однако при всей привлекательности политики бюджетного
дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным
последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.
Так, американская экономика длительные годы функционировала в
условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине
90-х годов дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные
масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные
средства борьбы с ним.
Что касается российской бюджетной политики, то она длительное
время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности
бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития.
Ситуация в самом начале экономических преобразований была
плачевной. С разрушения командно-административной системы
нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило
поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте
бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета бывшего
СССР достиг почти 20% ВНП. Резкое увеличение дефицита
государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных
процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство
систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за
три квартала 1991 г. Рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до
1,7 трлн. руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание
инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги
(видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного
платежеспособного спроса (скрытая инфляция). До 1994 г. Дефицит
бюджета продолжал оставаться на критическом уровне – 10,8%.
Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии
Центрального банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995-
1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции к
существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако
подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения
бюджетного дефицита в Государственную задолженность. Место кредитов
Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом. Если в
1994г. внутренние и внешние займы составляли 21,5% реальных
бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 г. Они достигли
68,7%. Финансирование же за счет займов расходов федерального
правительства увеличилось за этот период с 10% до более трети
(около 19% - за счет прироста внутреннего долга, около 16% -
внешнего).
В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП.
Некоторый рост производства возможен, но повышение его
эффективности (выработки на одного занятого) представляется
маловероятным; неизбежна новая инфляционная волна со всеми ее
деструктивными последствиями. Подобные меры ведут к нарастанию
долгового бремени, использованию национального дохода без учета
потребности в модернизации потенциала. В 1996г. общая задолженность
предприятий поднялась до 17% ВВП. Бюджетное финансирование
возрождает практику «раздачи» госкредитов и прочих льгот.
6. В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ ДЕПРЕССИИ.
Нарастание государственного долга ведет к «утяжелению» бюджетных
расходов, к «дисконтированию будущего». Финансовые тяготы
перекладываются на детей и внуков. Корректный подход обязывает,
однако, учитывать и то, что займы, перераспределяя средства в
пользу финансирования перспективных программ, могут
способствовать экономическому росту и совершенствованию
технологий. Разумеется, последнее относится только к
производительному использованию бюджетных средств. Еще Рикардо
писал, что, когда речь идет об инвестициях, будущие поколения
вполне могут участвовать в их финансировании.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
«СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА» Лекционный курс
Ростов-на-Дону, изд. «ФЕНИКС» 2000г.
_______________________________________________
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
М.К.Бункина
Москва, изд. «ДЕЛО» 1997г.
_______________________________________________
«БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова
Москва, изд. «ПЕРСПЕКТИВА» 1998г.
_______________________________________________
«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»
В.М.Родионова , Ю.А.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.
ФИНАНСЫ, 1994г.
_______________________________________________
Учебник по основам экономической теории
ВД.Камаев и др.
_______________________________________________
Бюджетный Кодекс ст. 167
-----------------------
[1] Родионова В.М., Вавилов Ю.А., Гончаренко Л.И. и др. Финансы. /Под ред.
В.М.Радионовой.
- М.: Финансы и статистика, 1994- - с.252
[2] Там же.
[3] Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической
теории.
-----------------------
1. Областной бюджет
2.1. Городские бюджеты
3.1. Районные бюджеты
3.2. Бюджеты городов районного подчинения
2.2. Бюджеты городских районов
3.3. Бюджеты сел, поселков и др. населенных пунктов
3. Бюджеты районов области
2. Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областного центра
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
ОБЛАСТИ
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ
Федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ)
Консолидированные бюджеты субъектов РФ (регионов)
Региональные бюджеты
Местные бюджеты
Схема 2.
Схема 1