II. Национальные или внутренние цены, в зависимости от
сферы товарного обращения подразделяются:
. Цены оптовые или отпускные;
. Цены закупочные;
. Цены оптовых организаций;
. Трансфертные цены;
. Биржевые цены;
. Цены торгов;
. Цены аукционов;
. Розничные цены.
Оптовая цена – по этой цене реализуется отечественная продукция
промышленных предприятий, других предприятий промышленности, строительство
оптовой и розничной торговли.
Закупочные цены – устанавливаются на продукции сельскохозяйственных
производителей, по этим ценам продукция реализуется государству и
предприятию.
Цены оптовых организаций – по этим ценам оптовые снабженческо-сбытовые
организации реализуют товары другим организациям, предприятиям с целями их
последующей перепродажи или профессионального использования.
Трансфертные цены – это внутрихозяйственные цены, по ним осуществляются
расчеты между подразделениями одной хозяйственной структуры.
Биржевые цены – то есть цены, которые формируют оптовый рынок, это цены
специально ориентированного и специально действующего рынка. Биржевая
торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов. Объединяет биржа
много продавцов и много покупателей. Распространяется, как правило, на
массовые сырьевые товары, продовольственные товары и некоторые виды
промышленных товаров. Биржевые цены зависят:
. От спроса и предложения;
. От характера и условий сделки и ряда других факторов.
Биржевые цены представляют собой котировки, то есть регистрацию цен.
Виды котировок различные, а именно – указывается предельный диапазон первой
и последней сделки, промежуточные цены в течение дня, минимальные и
максимальные цены с выделением типичной справочной цены сделки.
Котировки служат ориентиром при заключении конкретных сделок. Сделки
заключаются:
. По текущей цене биржевого дня;
. По заданной цене;
. По лимитной цене;
. По цене на определенную дату;
. По справочной цене, зафиксированной на момент открытия и закрытия
биржи.
Цены торгов. Торги представляют собой состязательную форму борьбы на
размещение заказа товаров, на производство товаров и др.
Торги бывают:
. Открытые;
. Закрытые.
Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в торгах
и определяет победителя. Покупатель, заказчик делает заявку, на которую
поступают предложения (оффекты) от потенциальных продавцов (офференты).
Торги бывают:
. Одноэтапные;
. Двухэтапные.
При одноэтапных торгах в заявке указывается цена заявки, расходы на
эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, сроки завершения работ,
доставки товара, функциональные характеристики продукции, порядок и сроки
осуществления платежа, обеспечение национальной безопасности.
При двухэтапных торгах: на первом этапе все поставщики представляют
заявки, в которых не указывается цена, на втором этапе заказчик предлагает
поставщикам представить окончательную заявку с указанием цены. Каждый
поставщик в праве представить только одну цену, которая в последствии не
может быть изменена. Выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену. Торги
применяются на внутреннем рынке, при закупке продукции для государственных
нужд и при выполнении строительных работ.
Цены аукционов. В классическом понимании, аукцион это рынок продавца.
Цены аукционов действуют на специально организованных рынках, открываемых
на определенное время. На аукционе выступает один или несколько продавцов и
много покупателей. Аукцион начинается с объявления номера партии товара
(лот), с краткой характеристики товара и осмотра товара покупателем в
рамках аукциона действуют следующие цены:
. Стартовая цена, по которой объявляется аукцион;
. Цена аукционного шага, то есть это промежуточная цена, которая
превышает стартовую или объявленную потенциальным покупателям
цену;
. Цена фактической продажи, превышает стартовую цену на сумму цен
аукционных шагов.
Чем чаще проводятся аукционы, тем меньше разрыв между конечными ценами
предыдущего аукциона и предложенной стартовой ценой. Это объясняется
незначительными изменениями в издержках и конъюнктуре рынка.
Розничные цены. Это цена, по которой товары реализуются непосредственно
населению для личного, семейного, домашнего использования по договору
розничной купли-продажи, несвязанной с предпринимательской деятельностью.
III. В зависимости от порядка установления, по степени
регулирования государством цены внутри рынка
бывают:
. Регулируемые;
. Свободные.
IV. В зависимости от времени действия цены внутреннего рынка
бывают:
. Постоянные;
. Гибкие;
. Сезонные;
V. По территории действия цены внутреннего рынка
бывают:
. Единые;
. Региональные;
. Местные.
VI. В зависимости от порядка возмещения
транспортных расходов, цены
внутреннего рынка бывают:
. Франко-пункт отправления;
. Франко-пункт назначения;
Франко – есть склад поставщика, все транспортные расходы от склада
поставщика до склада покупателя оплачивает сверх цены.
. Франко-станция отправления;
. Франко-вагон станция отправления;
. Франко-вагон станция назначения;
. Франко-станция назначения;
. Франко-склад покупателя.
Международная торговля и расходы по транспортировке отражены в
документе.
Свободные цены. Порядок их установления и применения.
1. Свободные цены на продукцию отечественных производителей.
2. Надбавки к ценам.
3. Свободные розничные цены и их структура.
(1.) Свободные цены на продукцию отечественных производителей.
С 1992 года большая часть цен в России – это цены свободные, однако в
России нет закона о ценах. В настоящее время предпринимаются попытки
Государственной Думой принять такой закон. При установлении цен следует
руководствоваться следующим:
1) Положение о составе затрат с 1 января 2002 года следует
руководствоваться 25 главой Налогового Кодекса в части состава
расходов;
2) Отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции;
3) Какие налоги включаются в затраты;
4) Какие налоги косвенно являются элементами цены;
5) Нужно знать, регулируются ли оптовые, торговые надбавки на
федеральном, региональном или местном уровне;
6) Какие звенья товародвижения проходит товар.
Свободные оптовые отпускные цены устанавливаются предприятием
изготовителем по согласованию с потребителем. При установлении этих цен
учитывается:
1) Конъюнктура рынка;
2) Качество, потребительские свойства продукции;
3) Себестоимость, косвенные налоги, прибыль, фактический размер
прибыли определяется после согласования цены.
Структура цены.
Закупочная цена
Себестоимость
Прибыль
Свободная закупочная (рыночная) цена без НДС
НДС
Свободная закупочная (рыночная) цена с НДС
Свободная отпускная (оптовая цена)
Себестоимость
Прибыль
Акциз
Свободная отпускная цена без НДС
НДС
Свободная отпускная цена с НДС
Свободные отпускные цены фиксируются в протоколе согласования цены в
договорах на поставку товаров, а если нет такой возможности заранее
оформить цены, то разрешается оформлять договоренность о ценах в других
документах, подтверждающих согласие покупателя и подписанных руководителем
предприятия производителя – это телеграммы, факсы, телефаксы и т.д.
Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от
изменения цен на сырье, материалы, заработную плату и т.д.
Иногда предприятие, нарушая антимонопольное законодательство, диктуют
цены, значительно отклоняясь от возможного уровня цен сложившегося под
воздействием спроса и предложения. Речь идет о монопольно высоких и
монопольно низких ценах. Как правило, такие цены устанавливают монополисты,
то есть хозяйствующие субъекты, занимающие на рынке определенного товара
65% и более. Иногда к таким монополистам относят и хозяйствующие субъекты,
которые занимают на рынке от 35% до 65% товарного рынка, в этом случае
антимонопольные органы должны доказать доминирующее положение данного
субъекта, изучив предварительно конкретную ситуацию. Высокой монопольной
ценой предприятия производители стремятся:
a) Компенсировать необоснованные затраты;
b) С целью получения дополнительной прибыли в результате снижения
качества товара.
Монопольно низкие цены диктуются прежде всего покупателем с целью
получения ими дополнительной прибыли или покрытие необоснованных затрат за
счет продавца, иногда монопольно низкие цены могут устанавливать и продавцы
с целью завоевания наибольшей доли рынка.
Задачей антимонопольных органов является выявление таких цен,
проведение политики по содействию, развитию товарных рынков, ограничению,
предупреждению, пресечению монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции. За нарушение антимонопольного
законодательства применяются штрафы.
(2.) Надбавки к ценам.
К ценам оптовым, отпускным, закупочным и т.д. могут устанавливаться
различные надбавки, которые выступают в качестве цены сферы услуг. На
величину надбавок влияют:
. Затраты в сфере обмена;
. Соотношение между спросом и предложением;
. Ценовая политика оптовых торговых организаций;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10