Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались

предоставить финансовую помощь только при условии признания дореволюционных

долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но результатов не

было достигнуто.

Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджетного

дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет

сводился с положительным сальдо. Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием

бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной

реформы в 1922-1924 гг. Например, в 1923 году был выпущен гарантированный

правительством краткосрочный заем Наркомата путей сообщения в форме

транспортных сертификатов на сумму 24 млн. рублей золотом сроком на 9

месяцев - один год. Номинал облигаций определялся в 5 рублей золотом.

Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для

оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном

обращении, т.к. в то же время параллельно были введены две валюты -

совзнаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий хозяйственный же

оборот остро нуждался в твердой денежной единице - купюре меньше

червонца. Как раз такой потребности соответствовал 5-руб. сертификат,

застрахованный от обесценения. Таким образом, он носил характер

казначейских денежных знаков особого рода.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов

рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и

акционирование. В первые годы советской власти вексельное обращение во

время «военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной

жизни, с переходом к НЭПу вексель возродился. Вексельное обращение

регулировалось Положением о векселях, которое было утверждено в 1922 году.

При их разработке за основу был взят Российский вексельный устав 1902 года.

1 января 1926 г. Народным Комиссариатом Финансов была принята

Инструкция учреждениям Госбанка по операциям учета векселей и специальным

текущим счетам, обеспеченных векселем. Принимались меры повышения

вексельной дисциплины.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х годах и

представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и

банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных

организаций.

Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объективно

привело к формированию в новых экономических условиях бирж.

В июле 1921 года открылась первая советская биржа. В 1922 году

постановлением СНК были установлены правила фондовых биржевых операций.

Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой

(наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными

ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922-1924 гг. фондовые отделы, главным образом, заключали

сделки с валютой - червонцами в связи с денежной реформой. К котировке на

официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства,

выпущенные Наркомфином в 1923 году, и облигации первого шестипроцентного

выигрышного эайма. Операции с ними были неудачны в связи с завышенной

ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был гораздо ниже.

После завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами

и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление

системы госкредита.

К концу 1924 года вместо официальной неизменной цены государственные

ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная

кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы

соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов

сокращался. В 1925-26 финансовом году было выпущено только два новых займа:

второй крестьянский выигрышный заем и второй 8%-ный внутренний заем 1926

года (на общую сумму 200 млн. рублей).

Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в течение

1924-1927 гг. На 1924/26 год насчитывалось 10 фондовых отделов при

крупнейших товарных биржах.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации,

Правительство изменило курс первого этапа на развитие фондового рынка.

Главной формой размещения ГЦВ стала "подписка в рассрочку" (после 1930года

она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительном

характере размещения и оплаты облигаций. Подписка в рассрочку проводилась

следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о Порядке размещения

займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций

предприятиям, учреждениям и сельских советам. Последние выдавали

подписчикам подписной лист", который содержал фамилию подписчика и сушу, на

которую приобретались облигации. Затем эти подписные листы передавались в

бухгалтерии для удержания взносов из заработной платы рабочих и

служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в десятидневный срок после

подписки, рабочие и служащие - в течение срока рассрочки - 10 месяцев.

Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет.

Начиная с 1927 года, государственные предприятия были обязаны помещать

все свои запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные

(паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать ООУ.

резервных средств. Таким образом, состав кредиторов государства расширился

до всех юридических лиц. В это время были организованы Комиссии содействия

госкредиту и сберегательному делу (Комсоды) на всех предприятиях и

организациях под общим руководством Центральном комиссии при Президиуме

ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по

размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между

цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению

госзаймов.

Начала изменяться структура облигаций госзаймов по срокам. Более 94%

госзаймов приходилась на долю долгосрочных облигаций.

По мере "укрепления" планового управления экономикой в 1930 году были

закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились

снова по твердому официальному курсу без учета реального состояния

рынка. Согласно постановлению от 22 февраля 1930года обращение облигаций -

покупка, продажа и залог были запрещены без разрешения Комсодов и в

исключительных случаях. В результате ликвидность облигаций была серьезно

ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность облигаций

займов у их держателей. В 1630 году Правительство, с учетом

огосударствления экономики, приняло решение о ликвидации резервных

капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным

обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.

В течение 1930-1941гг. правительство проводило реформу в сфере

госкредита, которая выражалась в унификации облигаций госзаймов путем их

конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием "внутренний

займ пятилетки"). Для обмена облигаций ранее выпущенных займов.

Конверсия привела все займы к единому стандарту - двадцатилетнему сроку.

Погашение займов было отложено на 10-19 лет. Их доходность снизилась с 8-

10% до 3-4% годовых.

Отказ от принципов новой экономической политики сказался на судьбе

ценных бумаг предприятий - векселей и акций. С 1929-30 гг. акционерные

общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только

после окончания 2-й мировой войны в некоторых странах народной демократии

Советским Союзом и правительствами этих стран совместно, на паритетных

началах, были организованы акционерные общества с целью развития важных

промышленных отраслей. С достижением этой цели совместные акционерные

общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на

льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. Постановлением ЦИК и

СНК СССР от 7 августа 1937 г. на территории СССР было введено в действие,

основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г., «Положение о

простом и переводном векселе». Однако вексель использовался только в

расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического

сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте

СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1980 г. в связи с

переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного

хозяйства.

Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов.

Государственные займы служили одним из существенных источников средств для

финансирования военных расходов. В течение 1942-1946 гг. было выпущено

четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. рублей сроком на 20 лет,

исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план -

план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1960 гг.

Была необходима конверсия всех займов.

В 1948 году был выпущен новый конверсионный заем - государственный

двухпроцентный заем для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 года

(кроме выигрышного займа 1936 года, часть которого обменивалась на

наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного

займа 1047 года). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами

на предприятиях, учреждениях и колхозах в пределах определенного периода.

После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились

платежи по займам.

С 1946 по 1957гг. было выпущено пять займов восстановления и развития

народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства

(выпуска 1961-1967 гг.) сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде

выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 26 лет;

внутренний выигрышный заем 1947 года и четырехпроцентный внутренний

выигрышный заем 1947 года.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госзаймов

стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957

году ЦК КПСС И Совет Министров СССР приняли постановление "О

государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся

Советского Союза", согласно которому, в основном, прекратился дальнейший

выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты