Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг

20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

Таким образом, после окончания периода НЭПа рынок ценных бумаг России

перестал существовать, хотя государство и выпускало под этими названиями

принудительно размещаемые займы. С этого практически нулевого состояния

начинается современная история возрождения рынка ценных бумаг, начало

которой относится к периоду "перестройки".

Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации

В начале 90-х гг. Россия встала на путь возрождения рынка ценных

бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран

с развитой рыночной экономикой.

Становление современного рынка ценных бумаг также можно разделить на

этапы.

1. 1988 - 1990 гг. - законодательство СССР и РСФСР, разрешающее выпуск

ценных бумаг и создание акционерных обществ. Было принято в свете

утвержденного политического курса на перестройку экономики и развитие

рыночной экономики в рамках социалистической системы хозяйствования. С

целью повышения заинтересованности трудящихся в результатах производства, а

также на привлечения дополнительного финансирования в основном в

государственный сектор экономики, повышения частной инициативы и начала

развития рыночных отношений были приняты ряд документов.

Самым первым глобальным актом этого периода можно считать

постановление Совета Министров СССР “ О выпуске предприятиями и

организациями ценных бумаг” от 15 октября 1988 года. В 1990 году Совет

Министров СССР принимает постановление “ Об утверждении Положения об

акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и

Положения о ценных бумагах”. Этими положениями допускалось создание

хозяйственных субъектов с ограниченной ответственностью, полностью

реабилитировался вексель как инструмент внутренних расчетов, вводились в

обращение сберегательные сертификаты, акции акционерных обществ и

облигации, вводились в цивилизованные рамки практика выпуска ценных бумаг.

Верховным Советом были приняты законы о предприятиях и

предпринимательской деятельности, о собственности, о банках и банковской

деятельности и т. п. Советом Министров РСФСР было принято постановление “

Об утверждении Положения об акционерных обществах “ от 25 декабря 1990

года.

Законодательные акты этого периода характеризовались отсутствием общей

концепции нормотворчества по вопросам экономических преобразований, низкой

юридической проработанностью и хаотичностью изложения, оторванностью от

мирового опыта.

2. 1991 - 1992 годы - законодательство СССР и РСФСР (Российской

Федерации), направленное на закрепление института ценных бумаг.

Практически единственным нормативным актом СССР, перешедшим по

наследству к России из этого периода, были Основы гражданского

законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года, в которых на

уровне закона давалось общее определение ценной бумаги, и определялись

конкретные виды ценных бумаг.

Основным российским актом этого периода являлось постановление

Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года “Об утверждении Положения о

выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах”, в котором достаточно

подробно говорилось о порядке выпуска и совершения сделок с ценными

бумагами, о лицензировании инвестиционных институтов, об аттестации

специалистов инвестиционных институтов, о деятельности фондовых бирж и т.п.

В развитие этого постановления Министерством финансов России были приняты

документы, детально освещающие многие вопросы, затронутые в постановлении.

В этот же период было подтверждено действие вексельного

законодательства СССР, приняты новые документы о чеках, развивалось

государственное регулирование производства бланков ценных бумаг.

В этот период существовала разрозненность в регулировании, которая

повлекла за собой нескоординированность действий регулирующих органов.

3. 1993 - 1994 годы - законодательство Российской Федерации,

регулирующее отдельные вопросы рынка ценных бумаг ( в основном с целью

защиты интересов инвесторов, и акционеров в частности).

Основными нормативными актами, направленными на защиту интересов

инвесторов, были указы Президента. Это не были акты системного характера, и

они зачастую противоречили действующему законодательству, поэтому такое

регулирование больше напоминало латание дыр с соответствующими

последствиями.

Наиболее конструктивным актом этого периода стал Указ Президента РФ

“О мерах по регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4

ноября 1994 года, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии

по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Комиссии

предоставлялись полномочия на фактически монопольное регулирование рынка

ценных бумаг.

4. 1995 – 1997годы - законодательство России, направленное на

цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном это

систематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом этого

периода, конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и

2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые

бездокументарные ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг

и раскрывается их содержание. В этот же период принят систематизированный

Закон “Об акционерных обществах”, во многом устранивший конструктивные

недостатки предыдущего законодательства, законы о рекламе, о финансово-

промышленных группах, новые редакции антимонопольного и банковского

законодательства.

Важнейшим событием следует признать подписание 22 апреля 1996 года

Президентом РФ Федерального закона “ О рынке ценных бумаг”, принятого 20

марта 1996 года Государственной Думой. Оно означало, что государство

окончательно приняло и закрепило важность фондового рынка как средства

инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений частных

накоплений населения и юридических лиц. Данный Закон регулирует отношения,

связанные именно с рынком ценных бумаг : правовые основы деятельности

профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных

ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее

объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр. Законом

определено, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг становится

органом государственного регулирования на рынке. Создаются условия для

проведения согласованной государственной политики в этой области. Вводится

процедура регулирования рынка, значительное место в которой отведено ФКЦБ

России и саморегулируемым организациям профессиональных участников.

Не менее важным шагом для обеспечения прав инвесторов стал принятый

Закон о Стандартах эмиссии ценных бумаг акционерными обществами, который

позволил сделать деятельность акционерных обществ более прозрачной как в

момент проведения эмиссии, так и в течение всего времени деятельности

компании.

Тогда же был принят еще один нормативно-правовой акт, обобщивший

российский опыт в регулировании рынка ценных бумаг, а именно - «Концепция

развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденная указом

Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Этот документ на только проводит

анализ прошедшей деятельности на рынке ценных бумаг в прошлом, но и

определяет основные задачи, стратегию государства на рынке, а также

основные направления развития нормативно-правовой базы в будущем.

В документе отмечено, что развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995

годах происходило в условиях, когда отсутствовали определяющие нормативную

правовую базу рынка ценных бумаг федеральные законы: об акционерных

обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах.

Масштабная приватизация государственных предприятий привела к

появлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых

инструментов - акций приватизированных предприятий. Но первые выпуски

ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно

недостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системы

государственного регулирования рынка, а на фоне с высокой степенью

готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка

ценных бумаг, не оправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков. Большое

количество разорительных для обычного населения финансовых пирамид

повлекло за собой негативное отношение в данному виду финансовых вложений.

В этот период наиболее развитым был

ценных бумаг и суррогатов ценных

бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные

финансовые компании, привлекавшие средства населения. Обвалы таких

финансовых пирамид как «МММ», «Сапер-Инвест» и многих других привели к

потере доверия населения к данной области иповлекли за собой трансформацию

сбережений в такие типы финансовых активов, которые не связаны с

финансированием производства и являющиеся, с точки зрения населения более

стабильными и надежными: в наличную валюту (население), рост скрытых

иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994

года - рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска

которых также в основном не связаны с финансированием производства.

В результате чего наиболее высокими темпами развивался рынок

государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика

использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по

следующим направлениям:

1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита

государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО),

облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного

сберегательного займа (ОГСЗ);

2) реструктуризация внутреннего валютного долга - выпуск облигаций

внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной

приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

Но данные инструменты не давали приток денежных средств в

производство. На фоне постоянного уменьшения ВВП, остановки основных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты