20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.
Таким образом, после окончания периода НЭПа рынок ценных бумаг России
перестал существовать, хотя государство и выпускало под этими названиями
принудительно размещаемые займы. С этого практически нулевого состояния
начинается современная история возрождения рынка ценных бумаг, начало
которой относится к периоду "перестройки".
Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации
В начале 90-х гг. Россия встала на путь возрождения рынка ценных
бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран
с развитой рыночной экономикой.
Становление современного рынка ценных бумаг также можно разделить на
этапы.
1. 1988 - 1990 гг. - законодательство СССР и РСФСР, разрешающее выпуск
ценных бумаг и создание акционерных обществ. Было принято в свете
утвержденного политического курса на перестройку экономики и развитие
рыночной экономики в рамках социалистической системы хозяйствования. С
целью повышения заинтересованности трудящихся в результатах производства, а
также на привлечения дополнительного финансирования в основном в
государственный сектор экономики, повышения частной инициативы и начала
развития рыночных отношений были приняты ряд документов.
Самым первым глобальным актом этого периода можно считать
постановление Совета Министров СССР “ О выпуске предприятиями и
организациями ценных бумаг” от 15 октября 1988 года. В 1990 году Совет
Министров СССР принимает постановление “ Об утверждении Положения об
акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и
Положения о ценных бумагах”. Этими положениями допускалось создание
хозяйственных субъектов с ограниченной ответственностью, полностью
реабилитировался вексель как инструмент внутренних расчетов, вводились в
обращение сберегательные сертификаты, акции акционерных обществ и
облигации, вводились в цивилизованные рамки практика выпуска ценных бумаг.
Верховным Советом были приняты законы о предприятиях и
предпринимательской деятельности, о собственности, о банках и банковской
деятельности и т. п. Советом Министров РСФСР было принято постановление “
Об утверждении Положения об акционерных обществах “ от 25 декабря 1990
года.
Законодательные акты этого периода характеризовались отсутствием общей
концепции нормотворчества по вопросам экономических преобразований, низкой
юридической проработанностью и хаотичностью изложения, оторванностью от
мирового опыта.
2. 1991 - 1992 годы - законодательство СССР и РСФСР (Российской
Федерации), направленное на закрепление института ценных бумаг.
Практически единственным нормативным актом СССР, перешедшим по
наследству к России из этого периода, были Основы гражданского
законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года, в которых на
уровне закона давалось общее определение ценной бумаги, и определялись
конкретные виды ценных бумаг.
Основным российским актом этого периода являлось постановление
Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года “Об утверждении Положения о
выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах”, в котором достаточно
подробно говорилось о порядке выпуска и совершения сделок с ценными
бумагами, о лицензировании инвестиционных институтов, об аттестации
специалистов инвестиционных институтов, о деятельности фондовых бирж и т.п.
В развитие этого постановления Министерством финансов России были приняты
документы, детально освещающие многие вопросы, затронутые в постановлении.
В этот же период было подтверждено действие вексельного
законодательства СССР, приняты новые документы о чеках, развивалось
государственное регулирование производства бланков ценных бумаг.
В этот период существовала разрозненность в регулировании, которая
повлекла за собой нескоординированность действий регулирующих органов.
3. 1993 - 1994 годы - законодательство Российской Федерации,
регулирующее отдельные вопросы рынка ценных бумаг ( в основном с целью
защиты интересов инвесторов, и акционеров в частности).
Основными нормативными актами, направленными на защиту интересов
инвесторов, были указы Президента. Это не были акты системного характера, и
они зачастую противоречили действующему законодательству, поэтому такое
регулирование больше напоминало латание дыр с соответствующими
последствиями.
Наиболее конструктивным актом этого периода стал Указ Президента РФ
“О мерах по регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” от 4
ноября 1994 года, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии
по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Комиссии
предоставлялись полномочия на фактически монопольное регулирование рынка
ценных бумаг.
4. 1995 – 1997годы - законодательство России, направленное на
цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном это
систематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом этого
периода, конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и
2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые
бездокументарные ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг
и раскрывается их содержание. В этот же период принят систематизированный
Закон “Об акционерных обществах”, во многом устранивший конструктивные
недостатки предыдущего законодательства, законы о рекламе, о финансово-
промышленных группах, новые редакции антимонопольного и банковского
законодательства.
Важнейшим событием следует признать подписание 22 апреля 1996 года
Президентом РФ Федерального закона “ О рынке ценных бумаг”, принятого 20
марта 1996 года Государственной Думой. Оно означало, что государство
окончательно приняло и закрепило важность фондового рынка как средства
инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений частных
накоплений населения и юридических лиц. Данный Закон регулирует отношения,
связанные именно с рынком ценных бумаг : правовые основы деятельности
профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных
ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее
объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр. Законом
определено, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг становится
органом государственного регулирования на рынке. Создаются условия для
проведения согласованной государственной политики в этой области. Вводится
процедура регулирования рынка, значительное место в которой отведено ФКЦБ
России и саморегулируемым организациям профессиональных участников.
Не менее важным шагом для обеспечения прав инвесторов стал принятый
Закон о Стандартах эмиссии ценных бумаг акционерными обществами, который
позволил сделать деятельность акционерных обществ более прозрачной как в
момент проведения эмиссии, так и в течение всего времени деятельности
компании.
Тогда же был принят еще один нормативно-правовой акт, обобщивший
российский опыт в регулировании рынка ценных бумаг, а именно - «Концепция
развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденная указом
Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Этот документ на только проводит
анализ прошедшей деятельности на рынке ценных бумаг в прошлом, но и
определяет основные задачи, стратегию государства на рынке, а также
основные направления развития нормативно-правовой базы в будущем.
В документе отмечено, что развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995
годах происходило в условиях, когда отсутствовали определяющие нормативную
правовую базу рынка ценных бумаг федеральные законы: об акционерных
обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах.
Масштабная приватизация государственных предприятий привела к
появлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых
инструментов - акций приватизированных предприятий. Но первые выпуски
ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно
недостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системы
государственного регулирования рынка, а на фоне с высокой степенью
готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка
ценных бумаг, не оправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков. Большое
количество разорительных для обычного населения финансовых пирамид
повлекло за собой негативное отношение в данному виду финансовых вложений.
В этот период наиболее развитым был
ценных бумаг и суррогатов ценных
бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные
финансовые компании, привлекавшие средства населения. Обвалы таких
финансовых пирамид как «МММ», «Сапер-Инвест» и многих других привели к
потере доверия населения к данной области иповлекли за собой трансформацию
сбережений в такие типы финансовых активов, которые не связаны с
финансированием производства и являющиеся, с точки зрения населения более
стабильными и надежными: в наличную валюту (население), рост скрытых
иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994
года - рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска
которых также в основном не связаны с финансированием производства.
В результате чего наиболее высокими темпами развивался рынок
государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков.
К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика
использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по
следующим направлениям:
1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита
государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО),
облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного
сберегательного займа (ОГСЗ);
2) реструктуризация внутреннего валютного долга - выпуск облигаций
внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной
приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).
Но данные инструменты не давали приток денежных средств в
производство. На фоне постоянного уменьшения ВВП, остановки основных