Финансовая политика государства

способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного

налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально

большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального

налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах,

независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее

уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).

Анализируя налоги как средство государственного управления деловой

активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях:

— установление и изменение системы налогообложения;

— определение налоговых ставок, их дифференциация;

— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов

части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в

соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов.

Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,

усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,

спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов

— обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать

или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя

уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на

цены товаров и услуг.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо

встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к

удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению

внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой

обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,

активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная

на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих

недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с

длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона

об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение

против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того

политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова

повысить налоги после преодоления спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае

государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики,

обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с

любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.

Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно

и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

II. Проведение финансовой политики в России

1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации,

проблемы ее реформирования

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через

государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального

правительства и местных властей. В зависимости от административно-

территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого —

центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как

в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства

республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно

бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства

государства, имеющие целевое назначение и не включенные в федеральный

бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или

местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из

которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный

фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых)

налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового

года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей

деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии

с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным

законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской

Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим

образом:

I Доходы бюджета

II Расходы бюджета

II.1 Функциональная структура расходов

II.2 Ведомственная структура расходов

II.3 Экономическая структура расходов

III Финансирование бюджета

IV Государственный долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета в 1998 составят

соответственно (в млрд. рублей)[5]:

| |1998 год |

| |Проект |в %% к |в %% к ВПП|

| | |общей сумме|(2750) |

| | |расходов | |

|Доходы |340 |72 |14.5 |

|Расходы |472 |100.0 |22.3 |

|Дефицит бюджета |132 |28 |4.8 |

При этом доходные статьи бюджета включают:

|Наименование доходов|Проект на 1998 |В процентах к ВВП |

| | |(проект на 1998) |

|НДС |148 |5.3 |

|Налог на прибыль с |28.7 |1.04 |

|предприятий и | | |

|организаций | | |

|Налог на прибыль |9.8 |0.35 |

|капитала | | |

|Акцизы |66 |2.4 |

|Пошлины на импорт |22.6 |0.82 |

Важно отметить, что некоторые цифры, указанные в законопроекте и

приведенные в моей работе в качестве наглядного материала, поясняющего

структуру государственного бюджета РФ, могли быть изменены в течение

последующих чтений, однако общие закономерности, несомненно, были

сохранены. Теперь мне бы хотелось также схематично обрисовать, расходную

часть, а затем проанализировать проблемы, стоящие перед бюджетной системой

Российской Федерации, выделить ее основные особенности и недостатки.

Итак, в российский бюджет на 1998 год заложена следующая структура

расходов (в млрд. рублей)[6]:

|Государственное управление |11.4 |

|Международная деятельность |21.1 |

|Национальная оборона |81.8 |

|Фундаментальное исследование и содействие |13.4 |

|научно-техническому прогрессу | |

|Промышленность, энергетика и строительство |24.4 |

|Сельское хозяйство и рыболовство |16.5 |

|Образование |16.3 |

|Культура и искусство |3.2 |

|Здравоохранение и физическая культура |8.5 |

|Социальная политика |37.1 |

|Обслуживание государственного долга |120.5 |

|Прочие расходы |117.6 |

Рассмотрим российскую бюджетную (финансовую) политику. Изучая

налоговые поступления в 1997 году, легко заметить, что ожидаемые налоговые

доходы существенно отличаются от реальных, а именно: к 1 ноября

задолженность по налоговым платежам в бюджет составила 185.1 трлн. р.[7]

Можно вывести, что в бюджет поступает только 1/3, запланированных доходов,

что не может не сказаться на его исполняемости. Представляется

маловероятным изменение данных тенденций в 1998 году.

Та ситуация, которая характерна для исполнения бюджета 1997 г.,

прежде всего — недопоступление доходов в федеральный бюджет, сказалась на

формировании бюджета 1998. Одна из серьезнейших проблем, накладывающих

отпечаток на принятый бюджет, — проблема задолженности за 1997. Долги по

зарплате только по предприятиям и организациям промышленности,

строительства, транспорта и сельского хозяйства составили на 1 декабря 1997

года 47.596 млрд. деноминированных рублей. Эта сумма со всей своей тяжестью

ляжет на бюджет 1998.

Изучая далее бюджет 98 года, можно заметить, что большая часть

государственных расходов идет на финансирование промышленности. Эта

правильная тенденция существует и в бюджетах других стан. Однако хотелось

бы выделить направления, по моему мнению, обеспечивающие наиболее

эффективное инвестирование финансовых ресурсов:

1) льготное финансирование технического перевооружения

предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и

устройства, получает развитие компьютерное оснащение производств;

2) финансирование затрат, связанных с профессиональной

подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентации работающих

на новые виды производств;

3) последовательная реализация программ, направленных на

обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного

производства, совершенствование народохозяйственных пропорций в

соответствии с современными потребностями.

Наибольшей по абсолютной величине цифрой являются расходы по

обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом

особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть

поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%), то

привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Мы уже перешли этот

рубеж. Правительство определило верхний предел государственного долга на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты