Финансы и финансовая политика

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах

общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и

потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни

управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому

распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды

распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое,

межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта,

выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через

финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом

и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в

фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции

финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство,

все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают

универсальным орудием контроля со стороны общества за производством,

распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря

контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются

пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно

финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов

хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и

того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном

взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории

стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает

финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в

бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые

показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить

результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры,

направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может

реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом

определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций,

учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства,

соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

В любом обществе государство использует финансы для осуществления

своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в

реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает

следующие важнейшие звенья:

выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они

формируются на основе изучения требований экономических законов,

всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития

производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на

перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения

поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются

международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на

достижение поставленных целей.

Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой

политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач

финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую

тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики,

рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных

задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её

разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются

концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых

отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в

финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на

главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа

развития общества путём своевременного изменения способов организации

финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия

создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика,

выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной

сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых

связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами

решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных

исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития

общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,

реальные экономические и финансовые возможности государства.

Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение

опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых

тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике,

является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении,

т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой

системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи

определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между

составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики

в области ценообразования, заработной платы.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация

финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей

развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана

создать благоприятные условия для активизации предпринимательской

деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм

изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия

населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся

повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их

распределения между сферами общественного производства, а также их

концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её

реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в

том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных

сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует

обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств

на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста

эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в

развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических

связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления

совместных мероприятий.

Виды финансовой политики и механизм ее реализации

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие

экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста,

политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему

финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового

национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая

финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный

бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного

дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики

государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его

типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен,

то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом

было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую

и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию

экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями

существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста

может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем

производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному

уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать

не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив

направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его

потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или

бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей

вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на

положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля

над инфляцией.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов,

которая формируется на основе изучения требований экономических законов,

всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния

потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на

перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики

финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают

возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты