С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах
общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и
потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни
управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому
распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды
распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое,
межтерриториальное.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта,
выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через
финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом
и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в
фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции
финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство,
все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают
универсальным орудием контроля со стороны общества за производством,
распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря
контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются
пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно
финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов
хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и
того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном
взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории
стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает
финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые
показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить
результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры,
направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может
реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом
определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.
Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций,
учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства,
соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
В любом обществе государство использует финансы для осуществления
своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в
реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает
следующие важнейшие звенья:
выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они
формируются на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития
производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
определение основных направлений использования финансов на
перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения
поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются
международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
осуществление практических действий, направленных на
достижение поставленных целей.
Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой
политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач
финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую
тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики,
рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных
задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её
разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются
концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в
финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на
главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа
развития общества путём своевременного изменения способов организации
финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия
создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика,
выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной
сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых
связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами
решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных
исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития
общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,
реальные экономические и финансовые возможности государства.
Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение
опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых
тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике,
является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении,
т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой
системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи
определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между
составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики
в области ценообразования, заработной платы.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей
развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана
создать благоприятные условия для активизации предпринимательской
деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм
изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия
населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся
повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их
распределения между сферами общественного производства, а также их
концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её
реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в
том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных
сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует
обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств
на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста
эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в
развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических
связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления
совместных мероприятий.
Виды финансовой политики и механизм ее реализации
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие
экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста,
политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему
финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового
национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая
финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный
бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного
дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики
государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его
типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен,
то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом
было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую
и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию
экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями
существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста
может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем
производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному
уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать
не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив
направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его
потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или
бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей
вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на
положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля
над инфляцией.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов,
которая формируется на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2. Определение основных направлений использования финансов на
перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики
финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают
возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и