Финансы и финансовая политика

принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового

года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей

деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии

с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным

законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской

Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим

образом:

I Доходы бюджета

II Расходы бюджета

II.1 Функциональная структура расходов

II.2 Ведомственная структура расходов

II.3 Экономическая структура расходов

III Финансирование бюджета

IV Государственный долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим

годом в 1998 составят соответственно (в млрд. рублей):

| |1998 год |1999 год |

| |Исполнение |в %% к общей| |Проект |в %% к общей | |

| |бюджета |сумме | | |сумме расходов| |

| | |расходов | | | | |

|Доходы |124.5 |64.0 | |134.3 |65.1 | |

|Расходы |194.5 |100.0 | |206.3 |100.0 | |

|Дефицит бюджета |70.0 |36.0 | |72.0 |34.9 | |

2.Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у

государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в

процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих

экономических отношений служат различные виды платежей предприятий,

организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-

вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный

фонд.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет

зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом

экономических задач.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,

складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти

денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое

общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение

государства.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды

налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С

организационно-правовой стороны налог - это обязательный платёж,

поступающий в бюджетный фонд в определённых законом размерах и

установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и

методах исчисления которых реализуются определённые принципы, образует

налоговую систему страны.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление

рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и

одновременно служить барьером на пути социального обнищания

низкооплачиваемых слоёв населения.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на

прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях

рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится

важнейшим объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные

учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах,

уплачивают в бюджет подоходный налог. Налог на имущество предприятий введён

для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на

территории России. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи

за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает

подоходный налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на

имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только

фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором,

влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди

которых является налог на добавленную стоимость, налог с оборота и налог с

продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе

косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые

на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного обложения

включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы,

ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы.

Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему

страны впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и

иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных

бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,

рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,

вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и

физических лиц, перепродающих указанные товары.

Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,

нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и

физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.

К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право

торговли (промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят

водители автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей

местах. Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные

местности без путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся,

с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности,

доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода

к рынку - и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -

поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных

бумаг.

3.Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные

части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,

организаций и учреждений материального производства и непроизводственной

сферы, получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их

обычно классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы

бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,

социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой

группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое

деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в

производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на

развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,

транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и

видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,

здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых

ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых

государством.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на

финансирование народного хозяйства. В их состав в соответствии с

действующей в нашей стране бюджетной классификацией включались расходы на

отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и

бытового обслуживания населения.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на

финансирование социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль

данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах,

количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки

от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального

обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная

функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя

невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых

экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,

приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального

продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные

расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в

затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем

идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на

долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём

расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы

военного нападения; при благоприятной международной обстановке они

сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону

призвана сыграть военная реформа. Её подготовка и проведение позволяет с

меньшим объёмом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией

проблемы.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством

хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты