принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового
года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей
деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии
с принятом в предыдущем году законом о бюджете.
Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным
законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской
Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим
образом:
I Доходы бюджета
II Расходы бюджета
II.1 Функциональная структура расходов
II.2 Ведомственная структура расходов
II.3 Экономическая структура расходов
III Финансирование бюджета
IV Государственный долг
Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим
годом в 1998 составят соответственно (в млрд. рублей):
| |1998 год |1999 год |
| |Исполнение |в %% к общей| |Проект |в %% к общей | |
| |бюджета |сумме | | |сумме расходов| |
| | |расходов | | | | |
|Доходы |124.5 |64.0 | |134.3 |65.1 | |
|Расходы |194.5 |100.0 | |206.3 |100.0 | |
|Дефицит бюджета |70.0 |36.0 | |72.0 |34.9 | |
2.Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у
государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в
процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих
экономических отношений служат различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-
вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный
фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет
зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом
экономических задач.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти
денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое
общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды
налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С
организационно-правовой стороны налог - это обязательный платёж,
поступающий в бюджетный фонд в определённых законом размерах и
установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и
методах исчисления которых реализуются определённые принципы, образует
налоговую систему страны.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление
рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и
одновременно служить барьером на пути социального обнищания
низкооплачиваемых слоёв населения.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на
прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях
рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные
учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах,
уплачивают в бюджет подоходный налог. Налог на имущество предприятий введён
для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на
территории России. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи
за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает
подоходный налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на
имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только
фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором,
влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди
которых является налог на добавленную стоимость, налог с оборота и налог с
продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе
косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые
на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного обложения
включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы,
ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы.
Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему
страны впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и
иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных
бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и
физических лиц, перепродающих указанные товары.
Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,
нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и
физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право
торговли (промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят
водители автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей
местах. Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные
местности без путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся,
с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности,
доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода
к рынку - и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -
поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных
бумаг.
3.Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной
сферы, получающих ассигнования.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их
обычно классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы
бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,
социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой
группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое
деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в
производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на
развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,
транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и
видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,
здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых
государством.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на
финансирование народного хозяйства. В их состав в соответствии с
действующей в нашей стране бюджетной классификацией включались расходы на
отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и
бытового обслуживания населения.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на
финансирование социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль
данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах,
количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки
от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального
обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная
функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя
невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых
экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,
приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального
продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.
Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные
расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в
затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем
идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного нападения; при благоприятной международной обстановке они
сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону
призвана сыграть военная реформа. Её подготовка и проведение позволяет с
меньшим объёмом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией
проблемы.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -