Финансы и кредит

Финансы и кредит

3. Инфляция, сущность, формы проявления и виды

В переводе с латинского “инфляция” переводится как вздутие. В 1861 году

впервые заговорили об инфляции. Инфляция – это переполнение каналов

обращения денежной массы сверх потребности товарооборота, что вызывает

обесценивание денежной единицы и соответственно вызывает рост цен на

товары. Не смотря на то, что инфляция проявляется в росте цен, по сути

своей это сложное экономико-социальное явление, вызванное диспропорциями в

различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция проявляется: 1. В росте цен.

2. В понижении курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.

3. В увеличении цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Причины инфляции: внутренние (1. Монополизация экономики; 2. Циклическое

развитие экономики; 3. Нарушение пропорций между спросом и предложением; 4.

Доходами и расходами, накоплением и потреблением; 5. Увеличение скорости

оборота денег; 6. Дефицит государственного бюджета) и внешние (1.

Структурные и мировые кризисы; 2. Валютная политика гос. направленная на

экспорт инфляции).

Виды инфляции: 1. В зависимости от темпа роста цен. Ползучая – цены растут

не более 10% в год, характерны для развития стран и оказывает

стимулирование на экономику страны. Галопирующая – до 100% в год,

характерна для развитых стран. Гиперинфляция – более 50% в месяц или более

100% в год, характерна для кризисного состояния страны. 2. В зависимости от

причин инфляции. 1. Инфляция спроса возникает, когда спрос превышает

предложение (производственная сфера не в состоянии удовлетворить

потребности покупателей). Причины инфляции спроса. 1). Милитаризация

экономики (военная продажа не функционирует на рынке и её покупает гос. и

отправляет в запас, её денежный эквивалент становится лишним для

обращения). 2). Дефицит гос. бюджета и рост гос. долга (покрытия дефицита

бюджета приводит к размещению займов гос. путем эмиссии банкнот, что

вызывает рост спроса, а, следовательно, и рост цен). 3). Кредитная

экспансия банков (расширение кредитования, это приведет к увеличению

спроса, а, следовательно, цен). 4). Импорт инфляции (эмиссия национальной

валюты, воздействие внешнего повышения цен). 5). Рост косвенных налогов

(таможенные пошлины, НДС). 2. Инфляция издержек. Причины инфляции издержек:

1. Рост издержек. 2. Рост з/п. Повышение цен > необходимость индексации з/п

> ведет к увеличению издержек > увеличению цен > уменьшению прибыли. 3.

Снижение роста в производительности труда и объемов производства.

Циклические колебания производства приводят к уменьшению производительности

труда, это вызывает увеличение издержек, следовательно, сокращение

предприятия, т.к. уменьшается прибыль. 4. Расширение сферы услуг, т.к. для

нее характерна низкая производительность труда по сравнению с

производственной сферой, и больший удельный вес з/п в издержках.

4. Типы инфляции, формы и методы антиинфляционной политики

Инфляция оценивается с помощью показателя индекса цен. В условиях инфляции

административное регулирование рынка (замораживание цен и доходов,

установление пределов их роста, поддержание определенных пропорций между

темпами роста производительности труда и т.д.) может привести к подавленной

инфляции. Результатом этого является ломка рыночного механизма. Она

проявляется в перемещении товарных масс в тен. эк., распределении трудовых

материальных ресурсов становится не оптимальным, возникает дефицит бюджета.

Её механизм самовоспроизводящийся. Дефицит ожидания > увеличение спроса >

уменьшение количества товаров > острее дефицит > правота ожидания>

увеличение спроса. > … Начинается “бегство от денег”, т.е. увеличивается

спрос на материальные ценности.

Антиинфляционные меры должны быть направлены на установление рыночного

равновесия. Инфляцию ликвидировать невозможно, нужно сделать её управляемой

и, прежде всего, перевести в открытую форму. В антиинфляционной политике

выделяют стратегию и тактику.

Антиинфляционная стратегия. 1. Гашение инф. ожиданий: а) укрепление

механизма рынка с помощью поощрения малого бизнеса; б) борьба с

монополиями; в) ослабление таможенных ограничений на ввоз товаров; г)

государство должно удерживать лимит денежной массы; он складывается из

долгосрочного темпа объемов производства и уровня инфляции, кот,

производство считает приемлемой и обязуется контролировать. 2.

Антиинфляционная денежная политика. Нужна осторожность, т.к. с одной

стороны это приведет к уменьшению спроса и уменьшению цен, но с другой

стороны может привести к увеличению процентной ставки и росту банкротства.

3. Постепенная ликвидация дефицита гос. бюджета (увеличение поступлений;

сокращение расходов). В экономике надо больше брать, надо меньше давать из

казны. 4. Увеличение предложения за счет структурных преобразований в

экономике, конверсии военного производства, за счет стимулирования НТП,

создания новых товарных знаков. 5. Орган внешних инфляционных процессов (за

счет увеличения объема продаж гос. ценных бумаг; увеличение курса

национальной валюты). Антиинфляционная тактика. 1. Повышение темпов

развития производства с помощью гос. поддержки. 2. Увеличение импорта и

частичная реализация стратегических запасов, приватизация, повышение

процентных ставок по вкладам.

5. Сущность и функции финансов. Финансовая политика

Резкое развитие финансовых отношений произошло после 2 МВ, т.к. возросли

объемы гос бюджетов

1. Распределительная функция. Заключается в создании основных или первичных

доходов среди участников материального производства. Основные фонды: з/п

рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального

производства; доходы предпринимателей в сфере материального производства.

Это распределение не обеспечивает создание денежных средств, необходимых

для развития страны, удовлетворения культурных потребностей и т.д. Поэтому

необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между

производственными и непроизводственными сферами хозяйства, между отдельными

регионами, социальными группами населения. В результате получаются

вторичные или производственные доходы. 2. Контрольная функция. Заключается

в контроле за распределением ВВП по целевым фондам и целевым использованием

этих средств. Проверка финансового законодательства, своевременное

исполнение финансовых обстоятельств перед бюджетом, налоговой службой,

банками, между предприятиями. 3. Регулирующая функция. Она связана с

вмешательством гос. через финансы (налоги, кредиты) в процессе

воспроизводства. Заключается в бюджетном и финансовом планировании, гос.

регулировании рынка ценных бумаг.

7. Финансовая система РФ, ее сущность и составляющие. Финансовые потоки и

их взаимосвязь

Это система форм и методов образования, распределения и использования

фондов денежных средств гос. и предприятия. Она включает в себя следующие

виды или блоки финансовых отношений: 1. Гос. бюджетную систему. 2.

Внебюджетные специальные фонды. 3. Гос. кредит (центр финансы, регулируются

на макро уровне). 4. Фонды страхования. 5. Финансы предприятия различных

форм собственности. Гос бюджетная система включает в себя федеральный

бюджет, бюджеты субъектов федерации (89), местные бюджеты. Внебюджетные

фонды (4 фонда, 20 др. фондов). Гос. кредит – представляет собой форму

экономических отношений между физическими и юридическими лицами, где гос.

выступает в роли заемщика. (93 г. для покрытия дефицита бюджета были

выпущены ГКО и Золотые сертификаты, 91 г. были выпущены гос. облигации, 95

г. – облигации федерального займа) Фонды страхования. Страховые компании

занимаются страхованием имущества физических и юридических лиц. Финансы

предприятий являются основой финансов страны, т.к. они являются источником

основной части финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятия

зависит общее финансовое положение в стране.

17. Сущность и виды имущественного страхования. Формирование страхового

фонда

Классификация страхования. 1. Добровольное и обязательное. В РФ страхование

классифицируется на отрасли, под отрасли и виды. 2.1. Личное страхование.

Объекты – имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем,

трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя. 2.2. Страхование

жизни и пенсии: страхование на дожитие, страхование жизни и случай утраты

трудоспособности, страхов. и бракосочетанию, детей, пенсий, смешанное

страхование. 2.3. Страхование от несчастных случаев и болезни: на случай

болезни, на случай заражения конкретной болезнью, страхование спортсменов,

туристов, от потери доходов при болезни. 2.4. Медицинское страхование

(здоровье): страхование общих медицинских расходов, медицинских расходов

при поездке за границу, стоматологических расходов, на случай обследования

и т.д. (2.3 и 2.4. могут быть коллективными и индивидуальными).

13. Сущность и функции гос кредита

Гос кредит как финансовая категория выполняет следующие функции: а)

распределительная (формирует и использует централизованные денежные фонды

гос., предназначена для финансирования гос. расходов и дефицита гос.

бюджета), б) регулирующая (гос. регулирует денежное обращение, уровень %-ой

ставки, производство, занятость), в) контрольная.

РФ как кредитор. Различают внутренние ссуды – заемщиками являются

юридические лица или органы исполнительной власти субъектов, носят целевой

характер, обычно выдаются сроком не более года, за плату, происходит

строгий контроль за целевым использованием средств, и внешние ссуды –

кредиты иностранных орг и государствам, предстоящий размер ежегодно

устанавливаются официально.

РФ как гарант. Гос гарантирует вклады населения в Сбербанке,

гарантированные сбережения граждан являются внутренним долгом. Гос является

гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп: стимулирует

создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления

гос гарантий для привлечения средств (инвестиции ресурсов). Гос. гарантии

предоставляются малому предпринимательству и по кредитам, предоставл

коммерческими банками администрациям субъектов.

В последнее время появились новые специфические формы кредита: лизинг,

ипотека, кредитные карточки. Ипотека. Для финансирования расширения

основной деятельности (покупки оборудования, строительства) предприятия

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты