Финансы предприятия

кредите

5. арендные платежи рассматриваются как текущие затраты и включаются в с/ст-

ть продукции.

Недостатки лизинга:

1. он относительно дорог по сравнению с покупкой им-ва в собственность за

счёт собственных или заёмных ср-в

2. недостаток информации о производителях ср-в пр-ва явл-ся помехой к

развитию лизинговых услуг.

Факторинг – фирма-фактор (посредник) берёт на себя обязательства

профинансировать обязательства дебиторов своих клиентов.

При факторинге происходит переуступка неоплаченных долговых требований

(счетов-фактур или векселей), возникающих между партнёрами в процессе

реализации товаров на условиях коммерческого кредита третьему лицу (фирме-

фактору), которое берёт на себя бухгалтерское, сбытовое, страховое,

юридическое обслуживание поставщика.

В операциях факторинга участвуют 3 стороны: первоначальный кредитор

(клиент фактора), должник, получающий от клиента товары с отсрочкой платежа

(обычно до 4 месяцев) и фирма-фактор.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ.

ПЛАН:

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ.

2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ.

4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ. СУЩНОСТЬИ ЭЛЕМЕНТЫ

ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА.

5. ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВАЛОВОЙ МАРЖИ.

6. ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ КАК КРИТЕРИИ

ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

7. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИБЫЛИ К ИЗМЕНЕНИЯМ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ.

1. Прибыль – это цель предпринимательской деятельности в условиях рын. эк-

ки. Рост прибыли определяют потенциальные возможности предприятия,

характеризует степень деловой активности, определяет размеры дивидендов и

др. доходов, уровень рентабельности собственных и заёмных ср-в, облегчает

поиск кредиторов и инвесторов и прочее.

Иными словами, прибыль – показатель финансового здоровья предприятия.

Отражаются все доходы, поступления и расходы в форме № 2 бухгалтерской

отчётности «отчёт о прибылях и убытках».

Функции прибыли:

1. стимулирующая

2. воспроизводственная

3. контрольная

4. распределительная.

Виды прибыли:

1. балансовая (валовая) прибыль

Пвал. = П от продаж +(-) П прочая реализация +(-)Внереализационная деят-ть

2. прибыль от продаж

П от продаж = Выручка – НДС – Акциз – с/ст-ть реализованной продукции

П от прочей реализации – прибыль от реализации подсобных хозяйств,

нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, осн. ср-в.

Внереализационные операции – доходы по ценным бумагам, от долевого

участия в совместных предприятиях (СП), доходы филиалов, курсовые разницы

валют, %, получаемые по вкладам на счетах предприятия, поступление долгов,

списанных ранее как безнадёжных, прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в

отчётном году, потери от списания долгов и дебиторской задолженности,

убытки от стихийных бедствий и т.д.

3. налогооблагаемая

Побл. = Пвал. – Д – Рф – Л – П от прочей деятельности.

Д – дивиденды облагаются в особом порядке по ставке 15% по месту их

начисления; прибыль, получаемая от долевого участия в СП или филиалах;

доходы, облагаемые по повышенным ставкам.

Рф – резервный фонд, который формируется из валовой прибыли до

налогообложения (15-20%).

Л – льготная прибыль – ср-ва, которые направляются на развитие пр-ва;

благотворительные фонды (исключаются рентные платежи)

П от прочей деят-ти – прибыль от выполнения отдельных банковских услуг и

т.д., облагаются по особым ставкам.

4. чистая прибыль (остаточная)

ЧП = Пвал. – Пнал.

Распределение ЧП по 2 осн. направлениям: по нормативам, разрабатываемым

на самих предприятиях. Одна часть ЧП идёт в фонд накопления, 2-ая часть в

фонд потребления. Это спец. целевые денежные фонды, которые явл-ся

источником развития произв. и соц. сферы и матер. стимулирования.

2. Методы планирования прибыли:

1. прямого планирования

а) укрупнённый – объект планирования – элементы балансовой и валовой

прибыли, т.е. прибыль от продаж, от прочих операций, доходы или расходы от

внереализационных операций. При этом опираются на объём произв. программы,

составленной на основе заказов потребителей и договорных обязательств.

Следует различать плановый размер прибыли на товарный выпуск от планового

размера прибыли на остатки. Такой метод применяется в том случае, если

легко определить объём выпуска, цены на продукцию явл-ся фиксированными и

затраты стабильны. В настоящих условиях стабильности нет, поэтому применять

этот метод на перспективу невозможно.

б) по ассортиментным позициям – если на предприятии выпускается

широкий ассортимент продукции, то планирование прибыли производится по

каждой ассортиментной группе.

Достоинство прямого метода – точность.

2. Аналитический – ведётся расчёт прибыли отдельно по сравнимой и

несравнимой продукции. Сравнимая продукция – выпущенная в прошлом году и

планируется выпускать в этом.

Rбаз. = По х 100%

с/с

По – ожидаемая прибыль (базисная).

С помощью базовой рентабельности распределяется прибыль планируемого

года на объём продукции планируемого года, но по затратам базисного.

В этом методе учитывается изменение объёмов пр-ва. Этот метод также

имеет недостатки, поскольку не может учесть постоянно меняющихся условий

хозяйствования и в первую очередь не учитывает инфляции.

3. Факторный метод – предполагает: расчёт базовых показателей за

предшествующий год, постановка целей на планируемый год, прогнозирование

индексов инфляции, расчёт плановой прибыльности и рентабельности по

вариантам.

3. Смотри лекции по экономике.

4. Существуют 2 подхода к максимизации прибыли:

1. на основе сопоставления предельных показателей: издержек и дохода

2. на основе выявления взаимосвязи между выручкой, доходом и издержками.

В основе обоих методов лежит классификация издержек в зависимости от

влияния на них изменений объёмов пр-ва:

1. постоянные издержки (фиксированные) – не находятся в прямой зависимости

от объёмов пр-ва – амортизация, арендная плата, % за кредит, з/п

управленческого персонала и т.д.

2. переменные (пропорциональные) издержки – изменяются в прямой зависимости

от изменения объёма выпуска

3. полные (суммарные) издержки – совокупность постоянных и переменных

издержек

4. смешанные – состоят из части постоянных издержек и части переменных

издержек (затраты на текущий ремонт, почтовые затраты)

Эк. смысл такой классификации в том, что:

1. решается вопрос о максимизации массы прибыли и темпах её роста за счёт

относительного сокращения тех или иных расходов

2. эта классификация даёт возможность определить «запас фин. прочности» и

явл-ся основой для операционного анализа.

Цель операционного анализа – проследить взаимосвязь фин. результатов

фирмы, издержек и объёмов пр-ва. Это самый эффективный метод оперативного и

стратегического фин. планирования. Результаты операционного анализа могут

составлять коммерческую тайну предприятия.

Элементы операционного анализа:

1. операционный рычаг

2. порог рентабельности

3. запас финансовой прочности.

5. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое

изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли, т.е.

%роста прибыли всегда больше % роста выручки.

ПРИМЕР:

БЫЛО

СТАЛО

|Выручка от |11 млн. руб. |12 млн. руб. (9,1%) |

|реализации | | |

|Переменные затраты |9,3 млн. руб. |10,15 млн. руб. |

|Постоянные затраты |1,5 млн. руб. |1,5 млн. руб. |

|Полные затраты |10,8 млн. руб |11,65 млн. руб. |

|Прибыль |0,2 млн. руб. |0,35 млн. руб. (77%)|

Вывод: прибыль увеличилась на 77% при увеличении выручки на 9,1%.

Решая задачу максимизации прибыли, можно увеличивать или уменьшать не

только переменные, но и постоянные затраты и в зависимости от этого

вычислять на сколько возрастёт прибыль.

Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле

Fо = Мв

П

Fо – сила воздействия операционного рычага

Мв – валовая маржа (часто в литературе называют «сумма покрытия»)

Мв = П + И пост

Мв = Вр – И перем.

Число 8,5 (из таблицы, по формуле Мв) означает, что при возможном

увеличении выручки от реализации например на 3%, прибыль возрастёт на 3% х

8,5 = 25,5

При снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 85%, а при

увеличении выручки на 9,1% на 77%.

Формула Fо позволяет ответить на вопрос на сколько чувствительна Мв к

изменению объёма сбыта. Чем больше постоянные затраты, тем меньше прибыль,

тем сильнее действует операционный рычаг. Fо даёт возможность определить

массу прибыли в зависимости от изменения выручки. Сила воздействия Fо

указывает на степень предпринимательского риска. Чем больше Fо, тем выше

предпринимательский риск.

6. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой

предприятие покрывает свои расхода на пр-во и реализацию без получения

прибыли и убытков.

Валовой маржи хватает только на покрытие постоянных расходов, а прибыль

= 0. Чаще порог рентабельности определяют графическим образом.

Порог рентабельности можно определить и по формуле:

R порог = И пост х 100

Мв %

И пост – постоянные издержки

Мв % - объём валовой маржи выручки от реализации в %

Мв = 150 + 150 = 700 тыс.

Мв % = Мв/Qр = 700/(0,5 х 4000) = 700/2000 = 35%

R = 550/0,35 = 1571 тыс. руб.

R порог = 1571/0,5 = 3143 шт.

Цифра 3143 шт. – пороговое количество товара, каждая последующая единица

будет приносить прибыль.

Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности,

достаточно умножить количество товара, произведённого сверх критического

товара на удельную величину валовой маржи в каждой единице товара.

Пr = V после r х M%

Пr – прибыль, получаемая после прохождения порога рентабельности

Пr = (4000 - 3143) х (700/4000) = ~ 150

Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога

рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации, т.к.

удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается вплоть до

очередного скачка постоянных затрат.

Запас финансовой прочности – это разница между достигнутой фактической

выручкой от реализации и порогом рентабельности.

Запас фин. прочности = выручка от реализации фактической – порог

рентабельности

Запас фин. прочности = 1/ (Fо – сила операционного рычага)

Резюме:

1. если у предприятия высокий % запаса фин. прочности (больше 10%)

* благоприятное значение силы воздействия операционного рычага

* высокий уровень активов и в этом случае предприятие привлекательно для

инвесторов

2. Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины

постоянных издержек. Чем выше доля постоянных издержек, тем существеннее

зависимость между выручкой от реализации и доходом. Если у предприятия

громоздкие фонды, то высокая сила операционного рычага представляет для

него опасность, т.к. в нестабильных эк. условиях каждый % снижения объёма

выпуска (объёма продаж) может обернуться катастрофическим падением

прибыли.

7.и

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Оценка и анализ фин. состояния предприятия базируется на вычислении

показателей:

1. Фин. устойчивости – определяют эффективность формирования структуры

заёмных и собственных ср-в, используемых для финансирования активов.

Наиболее распространённые коэф-ты, характеризующие фин. устойчивость –

след.:

* Коэф-т обеспеченности оборотных активов собственными источниками

К = (Ксобст. / К заёмн) »=1

* Коэф-т автономии предприятия = капитал и резервы / пассив (итог баланса).

Норма 0,5.

* Коэф-т реальной ст-ти им-ва = произв. потенциал (осн. ср-ва + произв.

запасы + незав. пр-во + малоценка) / величина активов. Норма 0,5.

* Коэф-т манёвренности собственных ср-в = собств. об. ср-ва (капитал и

резервы – внеоб. активы) / сумма капитала и резервов. Норма 0,5.

Показывает какая часть собственных ср-в находится в мобильной форме. Чем

выше этот коэф-т, тем выше фин. устойчивость.

2. Ликвидности – ликвидность предприятия (его активов) проявляется в его

способности погашать собственными средствами (ликвидными активами) свои

краткосрочные обязательства. Выделяют 3 показателя ликвидности:

> Коэф-т быстрой (абсолютной) ликвидности = деньги и их эквиваленты /

текущие обязательства (краткосрочная задолженность). Норма 0,2 – 0,5.

> Коэф-т ликвидности 2 класса = ден. ср-ва + эквиваленты + дебиторская

задолженность / текущие обязательства. Норма 0,4 – 0,5.

> Коэф-т ликвидности 3 класса (коэф-т покрытия) = ден. ср-ва + эквиваленты

+ дебит. зад-ть + матер.-произв. запасы / текущие обязательства.

Рекомендуемое значение не менее 2.

Чем больше величина текущих активов по отношению к текущим пассивам, тем

больше вероятность того, что предприятие сумеет погасить свои обязательства

своими активами.

3. Платёжеспособности - это способность предприятия отвечать своим им-вом

по долгосрочным обязательствам.

V Коэф-т платёжеспособности = собственный капитал / долгосрочные

обязательства.

V Коэф-т долгосрочной платёжеспособности = заёмный капитал / собственный

капитал. Помогает оценить риск акционеров и охарактеризовать структуру

предприятия. Чем выше значение этого коэф-та, тем ниже уровень

долгосрочной платёжеспособности, тем выше степень риска у тех, кто

возьмётся финансировать это предприятие.

4. Рентабельности – это показатели эффективности производственно-

хозяйственной и коммерческой деят-ти.

o Рентабельность продукции = прибыль от реализации / с/ст-ть

o Рентабельность продаж = прибыль от продаж / объём продаж

o Рентабельность активов = прибыль балансовая / активы

o Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / собственный

капитал

o Рентабельность инвестиций = прибыль балансовая / инвестиции.

5. Оборачиваемости – показывает сколько ден. единиц реализованной продукции

принесла 1 ден. единица актива.

. Коэф-т оборачиваемости капитала = выручка от реализации / капитал.

Показывает сколько раз ден. ср-ва возвращаются на предприятие в виде

выручки.

. Оборачиваемость дебит. зад-ти = выручка от реализации / среднегодовая

дебит. задолженность. Показывает сколько раз дебиторская задолженность

превратилась в реальные ден. ср-ва за какой-то период.

. Коэф-т оборачиваемости кредиторской задолженности = с/ст-ть реализованной

продукции / среднегодовая кредиторская задолженность.

Оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности можно посчитать

в днях:

365 / коэф-т оборачиваемости, тогда мы узнаем, сколько в среднем дней

потребуется для оплаты кредиторской или дебиторской задолженности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты