кредите
5. арендные платежи рассматриваются как текущие затраты и включаются в с/ст-
ть продукции.
Недостатки лизинга:
1. он относительно дорог по сравнению с покупкой им-ва в собственность за
счёт собственных или заёмных ср-в
2. недостаток информации о производителях ср-в пр-ва явл-ся помехой к
развитию лизинговых услуг.
Факторинг – фирма-фактор (посредник) берёт на себя обязательства
профинансировать обязательства дебиторов своих клиентов.
При факторинге происходит переуступка неоплаченных долговых требований
(счетов-фактур или векселей), возникающих между партнёрами в процессе
реализации товаров на условиях коммерческого кредита третьему лицу (фирме-
фактору), которое берёт на себя бухгалтерское, сбытовое, страховое,
юридическое обслуживание поставщика.
В операциях факторинга участвуют 3 стороны: первоначальный кредитор
(клиент фактора), должник, получающий от клиента товары с отсрочкой платежа
(обычно до 4 месяцев) и фирма-фактор.
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПЛАН:
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ.
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ.
4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ. СУЩНОСТЬИ ЭЛЕМЕНТЫ
ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА.
5. ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВАЛОВОЙ МАРЖИ.
6. ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ КАК КРИТЕРИИ
ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
7. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИБЫЛИ К ИЗМЕНЕНИЯМ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ.
1. Прибыль – это цель предпринимательской деятельности в условиях рын. эк-
ки. Рост прибыли определяют потенциальные возможности предприятия,
характеризует степень деловой активности, определяет размеры дивидендов и
др. доходов, уровень рентабельности собственных и заёмных ср-в, облегчает
поиск кредиторов и инвесторов и прочее.
Иными словами, прибыль – показатель финансового здоровья предприятия.
Отражаются все доходы, поступления и расходы в форме № 2 бухгалтерской
отчётности «отчёт о прибылях и убытках».
Функции прибыли:
1. стимулирующая
2. воспроизводственная
3. контрольная
4. распределительная.
Виды прибыли:
1. балансовая (валовая) прибыль
Пвал. = П от продаж +(-) П прочая реализация +(-)Внереализационная деят-ть
2. прибыль от продаж
П от продаж = Выручка – НДС – Акциз – с/ст-ть реализованной продукции
П от прочей реализации – прибыль от реализации подсобных хозяйств,
нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, осн. ср-в.
Внереализационные операции – доходы по ценным бумагам, от долевого
участия в совместных предприятиях (СП), доходы филиалов, курсовые разницы
валют, %, получаемые по вкладам на счетах предприятия, поступление долгов,
списанных ранее как безнадёжных, прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в
отчётном году, потери от списания долгов и дебиторской задолженности,
убытки от стихийных бедствий и т.д.
3. налогооблагаемая
Побл. = Пвал. – Д – Рф – Л – П от прочей деятельности.
Д – дивиденды облагаются в особом порядке по ставке 15% по месту их
начисления; прибыль, получаемая от долевого участия в СП или филиалах;
доходы, облагаемые по повышенным ставкам.
Рф – резервный фонд, который формируется из валовой прибыли до
налогообложения (15-20%).
Л – льготная прибыль – ср-ва, которые направляются на развитие пр-ва;
благотворительные фонды (исключаются рентные платежи)
П от прочей деят-ти – прибыль от выполнения отдельных банковских услуг и
т.д., облагаются по особым ставкам.
4. чистая прибыль (остаточная)
ЧП = Пвал. – Пнал.
Распределение ЧП по 2 осн. направлениям: по нормативам, разрабатываемым
на самих предприятиях. Одна часть ЧП идёт в фонд накопления, 2-ая часть в
фонд потребления. Это спец. целевые денежные фонды, которые явл-ся
источником развития произв. и соц. сферы и матер. стимулирования.
2. Методы планирования прибыли:
1. прямого планирования
а) укрупнённый – объект планирования – элементы балансовой и валовой
прибыли, т.е. прибыль от продаж, от прочих операций, доходы или расходы от
внереализационных операций. При этом опираются на объём произв. программы,
составленной на основе заказов потребителей и договорных обязательств.
Следует различать плановый размер прибыли на товарный выпуск от планового
размера прибыли на остатки. Такой метод применяется в том случае, если
легко определить объём выпуска, цены на продукцию явл-ся фиксированными и
затраты стабильны. В настоящих условиях стабильности нет, поэтому применять
этот метод на перспективу невозможно.
б) по ассортиментным позициям – если на предприятии выпускается
широкий ассортимент продукции, то планирование прибыли производится по
каждой ассортиментной группе.
Достоинство прямого метода – точность.
2. Аналитический – ведётся расчёт прибыли отдельно по сравнимой и
несравнимой продукции. Сравнимая продукция – выпущенная в прошлом году и
планируется выпускать в этом.
Rбаз. = По х 100%
с/с
По – ожидаемая прибыль (базисная).
С помощью базовой рентабельности распределяется прибыль планируемого
года на объём продукции планируемого года, но по затратам базисного.
В этом методе учитывается изменение объёмов пр-ва. Этот метод также
имеет недостатки, поскольку не может учесть постоянно меняющихся условий
хозяйствования и в первую очередь не учитывает инфляции.
3. Факторный метод – предполагает: расчёт базовых показателей за
предшествующий год, постановка целей на планируемый год, прогнозирование
индексов инфляции, расчёт плановой прибыльности и рентабельности по
вариантам.
3. Смотри лекции по экономике.
4. Существуют 2 подхода к максимизации прибыли:
1. на основе сопоставления предельных показателей: издержек и дохода
2. на основе выявления взаимосвязи между выручкой, доходом и издержками.
В основе обоих методов лежит классификация издержек в зависимости от
влияния на них изменений объёмов пр-ва:
1. постоянные издержки (фиксированные) – не находятся в прямой зависимости
от объёмов пр-ва – амортизация, арендная плата, % за кредит, з/п
управленческого персонала и т.д.
2. переменные (пропорциональные) издержки – изменяются в прямой зависимости
от изменения объёма выпуска
3. полные (суммарные) издержки – совокупность постоянных и переменных
издержек
4. смешанные – состоят из части постоянных издержек и части переменных
издержек (затраты на текущий ремонт, почтовые затраты)
Эк. смысл такой классификации в том, что:
1. решается вопрос о максимизации массы прибыли и темпах её роста за счёт
относительного сокращения тех или иных расходов
2. эта классификация даёт возможность определить «запас фин. прочности» и
явл-ся основой для операционного анализа.
Цель операционного анализа – проследить взаимосвязь фин. результатов
фирмы, издержек и объёмов пр-ва. Это самый эффективный метод оперативного и
стратегического фин. планирования. Результаты операционного анализа могут
составлять коммерческую тайну предприятия.
Элементы операционного анализа:
1. операционный рычаг
2. порог рентабельности
3. запас финансовой прочности.
5. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое
изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли, т.е.
%роста прибыли всегда больше % роста выручки.
ПРИМЕР:
БЫЛО
СТАЛО
|Выручка от |11 млн. руб. |12 млн. руб. (9,1%) |
|реализации | | |
|Переменные затраты |9,3 млн. руб. |10,15 млн. руб. |
|Постоянные затраты |1,5 млн. руб. |1,5 млн. руб. |
|Полные затраты |10,8 млн. руб |11,65 млн. руб. |
|Прибыль |0,2 млн. руб. |0,35 млн. руб. (77%)|
Вывод: прибыль увеличилась на 77% при увеличении выручки на 9,1%.
Решая задачу максимизации прибыли, можно увеличивать или уменьшать не
только переменные, но и постоянные затраты и в зависимости от этого
вычислять на сколько возрастёт прибыль.
Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле
Fо = Мв
П
Fо – сила воздействия операционного рычага
Мв – валовая маржа (часто в литературе называют «сумма покрытия»)
Мв = П + И пост
Мв = Вр – И перем.
Число 8,5 (из таблицы, по формуле Мв) означает, что при возможном
увеличении выручки от реализации например на 3%, прибыль возрастёт на 3% х
8,5 = 25,5
При снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 85%, а при
увеличении выручки на 9,1% на 77%.
Формула Fо позволяет ответить на вопрос на сколько чувствительна Мв к
изменению объёма сбыта. Чем больше постоянные затраты, тем меньше прибыль,
тем сильнее действует операционный рычаг. Fо даёт возможность определить
массу прибыли в зависимости от изменения выручки. Сила воздействия Fо
указывает на степень предпринимательского риска. Чем больше Fо, тем выше
предпринимательский риск.
6. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой
предприятие покрывает свои расхода на пр-во и реализацию без получения
прибыли и убытков.
Валовой маржи хватает только на покрытие постоянных расходов, а прибыль
= 0. Чаще порог рентабельности определяют графическим образом.
Порог рентабельности можно определить и по формуле:
R порог = И пост х 100
Мв %
И пост – постоянные издержки
Мв % - объём валовой маржи выручки от реализации в %
Мв = 150 + 150 = 700 тыс.
Мв % = Мв/Qр = 700/(0,5 х 4000) = 700/2000 = 35%
R = 550/0,35 = 1571 тыс. руб.
R порог = 1571/0,5 = 3143 шт.
Цифра 3143 шт. – пороговое количество товара, каждая последующая единица
будет приносить прибыль.
Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности,
достаточно умножить количество товара, произведённого сверх критического
товара на удельную величину валовой маржи в каждой единице товара.
Пr = V после r х M%
Пr – прибыль, получаемая после прохождения порога рентабельности
Пr = (4000 - 3143) х (700/4000) = ~ 150
Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога
рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации, т.к.
удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается вплоть до
очередного скачка постоянных затрат.
Запас финансовой прочности – это разница между достигнутой фактической
выручкой от реализации и порогом рентабельности.
Запас фин. прочности = выручка от реализации фактической – порог
рентабельности
Запас фин. прочности = 1/ (Fо – сила операционного рычага)
Резюме:
1. если у предприятия высокий % запаса фин. прочности (больше 10%)
* благоприятное значение силы воздействия операционного рычага
* высокий уровень активов и в этом случае предприятие привлекательно для
инвесторов
2. Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины
постоянных издержек. Чем выше доля постоянных издержек, тем существеннее
зависимость между выручкой от реализации и доходом. Если у предприятия
громоздкие фонды, то высокая сила операционного рычага представляет для
него опасность, т.к. в нестабильных эк. условиях каждый % снижения объёма
выпуска (объёма продаж) может обернуться катастрофическим падением
прибыли.
7.и
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Оценка и анализ фин. состояния предприятия базируется на вычислении
показателей:
1. Фин. устойчивости – определяют эффективность формирования структуры
заёмных и собственных ср-в, используемых для финансирования активов.
Наиболее распространённые коэф-ты, характеризующие фин. устойчивость –
след.:
* Коэф-т обеспеченности оборотных активов собственными источниками
К = (Ксобст. / К заёмн) »=1
* Коэф-т автономии предприятия = капитал и резервы / пассив (итог баланса).
Норма 0,5.
* Коэф-т реальной ст-ти им-ва = произв. потенциал (осн. ср-ва + произв.
запасы + незав. пр-во + малоценка) / величина активов. Норма 0,5.
* Коэф-т манёвренности собственных ср-в = собств. об. ср-ва (капитал и
резервы – внеоб. активы) / сумма капитала и резервов. Норма 0,5.
Показывает какая часть собственных ср-в находится в мобильной форме. Чем
выше этот коэф-т, тем выше фин. устойчивость.
2. Ликвидности – ликвидность предприятия (его активов) проявляется в его
способности погашать собственными средствами (ликвидными активами) свои
краткосрочные обязательства. Выделяют 3 показателя ликвидности:
> Коэф-т быстрой (абсолютной) ликвидности = деньги и их эквиваленты /
текущие обязательства (краткосрочная задолженность). Норма 0,2 – 0,5.
> Коэф-т ликвидности 2 класса = ден. ср-ва + эквиваленты + дебиторская
задолженность / текущие обязательства. Норма 0,4 – 0,5.
> Коэф-т ликвидности 3 класса (коэф-т покрытия) = ден. ср-ва + эквиваленты
+ дебит. зад-ть + матер.-произв. запасы / текущие обязательства.
Рекомендуемое значение не менее 2.
Чем больше величина текущих активов по отношению к текущим пассивам, тем
больше вероятность того, что предприятие сумеет погасить свои обязательства
своими активами.
3. Платёжеспособности - это способность предприятия отвечать своим им-вом
по долгосрочным обязательствам.
V Коэф-т платёжеспособности = собственный капитал / долгосрочные
обязательства.
V Коэф-т долгосрочной платёжеспособности = заёмный капитал / собственный
капитал. Помогает оценить риск акционеров и охарактеризовать структуру
предприятия. Чем выше значение этого коэф-та, тем ниже уровень
долгосрочной платёжеспособности, тем выше степень риска у тех, кто
возьмётся финансировать это предприятие.
4. Рентабельности – это показатели эффективности производственно-
хозяйственной и коммерческой деят-ти.
o Рентабельность продукции = прибыль от реализации / с/ст-ть
o Рентабельность продаж = прибыль от продаж / объём продаж
o Рентабельность активов = прибыль балансовая / активы
o Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / собственный
капитал
o Рентабельность инвестиций = прибыль балансовая / инвестиции.
5. Оборачиваемости – показывает сколько ден. единиц реализованной продукции
принесла 1 ден. единица актива.
. Коэф-т оборачиваемости капитала = выручка от реализации / капитал.
Показывает сколько раз ден. ср-ва возвращаются на предприятие в виде
выручки.
. Оборачиваемость дебит. зад-ти = выручка от реализации / среднегодовая
дебит. задолженность. Показывает сколько раз дебиторская задолженность
превратилась в реальные ден. ср-ва за какой-то период.
. Коэф-т оборачиваемости кредиторской задолженности = с/ст-ть реализованной
продукции / среднегодовая кредиторская задолженность.
Оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности можно посчитать
в днях:
365 / коэф-т оборачиваемости, тогда мы узнаем, сколько в среднем дней
потребуется для оплаты кредиторской или дебиторской задолженности.