Гарантийное обеспечение лизинговой сделки

Гарантийное обеспечение лизинговой сделки

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Государственный Университет Управления

____________________________________________________________________________

____

Кафедра Предпринимательства

Дисциплина: Лизинг

Курсовой проект

Тема: «Гарантийное обеспечение

лизинговых операций»

Выполнил: студент

3 курса ИНиМЭ

группы предпр-во 3/2

Никитин Д.С.

Проверил: Макеева В.Г.

Москва 1999

Содержание

Глава 1

Гарантии для участников лизинговых операций

* Механизм распределения рисков

* Гарантии возврата платежей и объектов оперативного лизинга

* Требования, предъявляемые российскими и западными лизинговыми

компаниями и банками к гарантийному обеспечению

* Страхование лизинговых операций

Глава 2

Разработка схемы обеспечения лизинговой сделки

Zinger - DSN

Глава 1

Механизмы разделения рисков

Развитие лизинга в России во многом зависит от надежных гарантий,

сокращающих финансовые риски, которым могут быть подвергнуты участники

лизинговых операций. Лизингодателям важно получение гарантий своевременного

возврата лизинговых платежей, построение страховой защиты от потерь в

результате неисполнения обязательств, наступившего вследствие временной или

полной неплатежеспособности лизингополучателей.

Интерес каждого лизингодателя заключается в сокращении своих рисков по

проектам. Способы снижения рисков просты. Один путь — что тот, при котором

можно вообще не рисковать, но тогда вообще не следует заниматься

лизинговыми операциями. Другой путь — это когда снижение степени риска

осуществляется путем его распределения между участниками проекта.

Распределение рисков при лизинговых операциях может быть обеспечено за

счет привлечения капитала различных финансовых институтов, однако

привлечение к сделке одного или нескольких партнеров связанно не только с

материальными затратами на вознаграждение гарантов, но и временными так

как любой банк перед тем как дать гарантию того или иного проекта

досконально изучит все аспекты данного проекта, что также ведет к утечке

коммерчески значимой информации

Обеспечение разделения финансовых рисков, может быть также реализовано с

участием федерального и региональных фондов поддержки лизинга в качестве

гаранта лизинговых операций. Имеется в виду создать, по существу, на основе

этих фондов мощные специализированные страховые компании, деятельность

которых направлена на страхование сдаваемого в лизинг имущества и

страхование возврата лизинговых платежей.

В настоящее время российские операторы лизингового бизнеса рассматривают

в качестве гарантов, как правило, одного, иногда двух хозяйствующих

субъектов. Конечно, проще работать с минимальным количеством партнеров. При

этом еще желательно, чтобы их инвестиционные возможности были как можно

более объемными. Однако в действительности найти одного инвестора под

многомиллионный проект очень сложно.

Например, Европейский банк реконструкции и развития участвует своим

капиталом в инвестиционных проектах только на треть. Остальные две трети

капитала должны быть собраны другими инвесторами. Международная финансовая

корпорация, как сообщила на Международной конференции по развитию лизинга в

Российской Федерации г-жа Мария Козлосски, осуществляет финансирование

проектов на 20 процентов.

По предложению Минэкономики РФ по аналогичному пути пошло и российское

Правительство при финансировании инвестиционных проектов за счет средств

федерального бюджета. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ

от 1 мая 1996 года №534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций

в Российской Федерации" предусматривается государственная финансовая

поддержка по четырем категориям инвестиционных проектов, включая

лизинговые.

По категории А (проекты, обеспечивающие производство продукции, не

имеющей зарубежных аналогов) — на 50 процентов. По категории Б (проекты,

обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих

спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов) - на 40

процентов. По категории В (проекты, обеспечивающие производство

импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению

с импортируемой) — на 30 процентов. По категории Г (проекты, обеспечивающие

производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке) — на 20

процентов. Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий

устанавливается также в зависимости от категории проекта и не может

превышать 60 процентов заемных средств, необходимых для его осуществления.

По-видимому, в ряде случаев стоит идти на определенное усложнение схем

финансирования лизинговых проектов за счет дополнительного согласования

интересов сторон. При этом нужно предоставить большему количеству

участников возможность разделить их финансовые риски и тем самым привлечь

их к реализации значительного количества лизинговых проектов. Причем за

свою долю риска гарант получает соответствующее вознаграждение.

Опыт взаимодействия с рядом лизинговых компаний свидетельствует, что они

готовы рассматривать принятие на себя риска в размере 5-10 процентов от

контрактной цены. Это означает, что лизинговая компания при проектировании

лизинговой сделки потребует обеспечения на 90-95 процентов.

Таким образом, в схеме предоставления гарантий каждый участник лизинговой

сделки принимает на себя обоснованные риски в размере от 5 до 25 процентов

и, кроме того, соответствующим образом на этом зарабатывает.

Организационно разработкой схем предоставления гарантий, учитывающих все

аспекты сделок по международному лизингу, составлением баланса интересов

сторон должна заниматься специализированная структура.

Предприятие-лизингополучатель в большинстве случаев не сможет

самостоятельно заниматься организацией всего процесса. Не под силу вся

организационная работа и западной лизинговой компании. Ведь нужно хорошо

знать экономические, правовые российские условия, порядок взаимодействия

федеральных и региональных органов и в конце концов иметь своего

представителя (представителей) в России, контакты с банками и страховыми

компаниями и т. д. Следовательно, этим должны заниматься специализированные

подразделения действующих российских лизинговых компаний либо

специализированные консалтинговые компании.

Другому способу обеспечения присуще объединение на акционерной основе

интересов:

— небольшой группы (3-5) неконкурирующих поставщиков оборудования

— потребителей этого оборудования (лизингополучателей); — российского и

западного банков; — российских и западных страховщиков; — российских и

западных лизинговых компаний (как структур, имеющих опыт реализации

лизинговых проектов).

В настоящее время подобные схемы частично уже реализуются на практике:

например, в лизинговом проекте Инкомбанка при поставке из-за рубежа

сельскохозяйственной техники, в проекте Токобанка на поставку по лизингу

оборудования для нефтедобычи.

Механизм может стать очень эффективным с увеличением рычага его

воздействия, посредством гарантированно обеспеченных заемных средств,

структурированных инициатором проекта, которые будут получены от инвесторов

(российских и западных).

Можно достичь общего соотношения привлекаемых и собственных средств в

пропорции как минимум три к одному. Причем это очень скромный коэффициент.

В проектах Международной финансовой корпорации эта пропорция составляет

двадцать к одному.

По-видимому, наиболее приемлемым был бы вариант, при котором участниками

с российской стороны выступали структуры, входящие в крупные финансово-

промышленные группы. Как правило, там аккумулируется потенциал и

производителей, и банковского капитала, и страховщиков.

Гарантии государства представляют надежную основу для успешного

хозяйствования, но рассчитывать на значительное расширение практики

предоставления гарантий с его стороны, наверное, нельзя. Оно не может и не

должно предоставлять гарантии по большинству лизинговых проектов. В лучшем

случае можно ожидать частичного участия государства.

Фактов, когда в страховании финансовых рисков при лизинговых операциях

участвововали специализированные государственные агентства КОФАСЕ

(Франция), ДГЭК (Великобритания), Эксимбанк (США, Япония), ОПИК (США),

Гермес (Германия), САЧЕ (Италия) и др., совсем немного, что, впрочем, не

означает, что предпринимались достаточные усилия сориентировать эти

структуры на проведение лизинговых операций. Другое дело, что возможности

этих организаций ограничены количеством и общей стоимостью проектов. Как

правило, они работают при условии предоставления гарантий со стороны

российского государства.

Кроме того, возможности этих агентств ограничены тем, что они действуют в

масштабе всего мира и не могут брать на себя чрезмерные обязательства по

рискам в одной стране.

Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года №491 "О первоочередных мерах

государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации" приоткрыл возможность создания фонда поддержки лизинга. Так, в

соответствии с этим Указом предусматривалось:

— начиная с 1996 года предоставлять государственные гарантии на сумму не

менее 200 млн. долларов США ежегодно иностранным кредитным организациям,

выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства;

— перечислить в 1996 году 150 млрд. руб. (около 30 млн. долларов США)

Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его

формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектами

малого предпринимательства;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты