Гарантийное обеспечение лизинговой сделки
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Государственный Университет Управления
____________________________________________________________________________
____
Кафедра Предпринимательства
Дисциплина: Лизинг
Курсовой проект
Тема: «Гарантийное обеспечение
лизинговых операций»
Выполнил: студент
3 курса ИНиМЭ
группы предпр-во 3/2
Никитин Д.С.
Проверил: Макеева В.Г.
Москва 1999
Содержание
Глава 1
Гарантии для участников лизинговых операций
* Механизм распределения рисков
* Гарантии возврата платежей и объектов оперативного лизинга
* Требования, предъявляемые российскими и западными лизинговыми
компаниями и банками к гарантийному обеспечению
* Страхование лизинговых операций
Глава 2
Разработка схемы обеспечения лизинговой сделки
Zinger - DSN
Глава 1
Механизмы разделения рисков
Развитие лизинга в России во многом зависит от надежных гарантий,
сокращающих финансовые риски, которым могут быть подвергнуты участники
лизинговых операций. Лизингодателям важно получение гарантий своевременного
возврата лизинговых платежей, построение страховой защиты от потерь в
результате неисполнения обязательств, наступившего вследствие временной или
полной неплатежеспособности лизингополучателей.
Интерес каждого лизингодателя заключается в сокращении своих рисков по
проектам. Способы снижения рисков просты. Один путь — что тот, при котором
можно вообще не рисковать, но тогда вообще не следует заниматься
лизинговыми операциями. Другой путь — это когда снижение степени риска
осуществляется путем его распределения между участниками проекта.
Распределение рисков при лизинговых операциях может быть обеспечено за
счет привлечения капитала различных финансовых институтов, однако
привлечение к сделке одного или нескольких партнеров связанно не только с
материальными затратами на вознаграждение гарантов, но и временными так
как любой банк перед тем как дать гарантию того или иного проекта
досконально изучит все аспекты данного проекта, что также ведет к утечке
коммерчески значимой информации
Обеспечение разделения финансовых рисков, может быть также реализовано с
участием федерального и региональных фондов поддержки лизинга в качестве
гаранта лизинговых операций. Имеется в виду создать, по существу, на основе
этих фондов мощные специализированные страховые компании, деятельность
которых направлена на страхование сдаваемого в лизинг имущества и
страхование возврата лизинговых платежей.
В настоящее время российские операторы лизингового бизнеса рассматривают
в качестве гарантов, как правило, одного, иногда двух хозяйствующих
субъектов. Конечно, проще работать с минимальным количеством партнеров. При
этом еще желательно, чтобы их инвестиционные возможности были как можно
более объемными. Однако в действительности найти одного инвестора под
многомиллионный проект очень сложно.
Например, Европейский банк реконструкции и развития участвует своим
капиталом в инвестиционных проектах только на треть. Остальные две трети
капитала должны быть собраны другими инвесторами. Международная финансовая
корпорация, как сообщила на Международной конференции по развитию лизинга в
Российской Федерации г-жа Мария Козлосски, осуществляет финансирование
проектов на 20 процентов.
По предложению Минэкономики РФ по аналогичному пути пошло и российское
Правительство при финансировании инвестиционных проектов за счет средств
федерального бюджета. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ
от 1 мая 1996 года №534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций
в Российской Федерации" предусматривается государственная финансовая
поддержка по четырем категориям инвестиционных проектов, включая
лизинговые.
По категории А (проекты, обеспечивающие производство продукции, не
имеющей зарубежных аналогов) — на 50 процентов. По категории Б (проекты,
обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих
спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов) - на 40
процентов. По категории В (проекты, обеспечивающие производство
импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению
с импортируемой) — на 30 процентов. По категории Г (проекты, обеспечивающие
производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке) — на 20
процентов. Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий
устанавливается также в зависимости от категории проекта и не может
превышать 60 процентов заемных средств, необходимых для его осуществления.
По-видимому, в ряде случаев стоит идти на определенное усложнение схем
финансирования лизинговых проектов за счет дополнительного согласования
интересов сторон. При этом нужно предоставить большему количеству
участников возможность разделить их финансовые риски и тем самым привлечь
их к реализации значительного количества лизинговых проектов. Причем за
свою долю риска гарант получает соответствующее вознаграждение.
Опыт взаимодействия с рядом лизинговых компаний свидетельствует, что они
готовы рассматривать принятие на себя риска в размере 5-10 процентов от
контрактной цены. Это означает, что лизинговая компания при проектировании
лизинговой сделки потребует обеспечения на 90-95 процентов.
Таким образом, в схеме предоставления гарантий каждый участник лизинговой
сделки принимает на себя обоснованные риски в размере от 5 до 25 процентов
и, кроме того, соответствующим образом на этом зарабатывает.
Организационно разработкой схем предоставления гарантий, учитывающих все
аспекты сделок по международному лизингу, составлением баланса интересов
сторон должна заниматься специализированная структура.
Предприятие-лизингополучатель в большинстве случаев не сможет
самостоятельно заниматься организацией всего процесса. Не под силу вся
организационная работа и западной лизинговой компании. Ведь нужно хорошо
знать экономические, правовые российские условия, порядок взаимодействия
федеральных и региональных органов и в конце концов иметь своего
представителя (представителей) в России, контакты с банками и страховыми
компаниями и т. д. Следовательно, этим должны заниматься специализированные
подразделения действующих российских лизинговых компаний либо
специализированные консалтинговые компании.
Другому способу обеспечения присуще объединение на акционерной основе
интересов:
— небольшой группы (3-5) неконкурирующих поставщиков оборудования
— потребителей этого оборудования (лизингополучателей); — российского и
западного банков; — российских и западных страховщиков; — российских и
западных лизинговых компаний (как структур, имеющих опыт реализации
лизинговых проектов).
В настоящее время подобные схемы частично уже реализуются на практике:
например, в лизинговом проекте Инкомбанка при поставке из-за рубежа
сельскохозяйственной техники, в проекте Токобанка на поставку по лизингу
оборудования для нефтедобычи.
Механизм может стать очень эффективным с увеличением рычага его
воздействия, посредством гарантированно обеспеченных заемных средств,
структурированных инициатором проекта, которые будут получены от инвесторов
(российских и западных).
Можно достичь общего соотношения привлекаемых и собственных средств в
пропорции как минимум три к одному. Причем это очень скромный коэффициент.
В проектах Международной финансовой корпорации эта пропорция составляет
двадцать к одному.
По-видимому, наиболее приемлемым был бы вариант, при котором участниками
с российской стороны выступали структуры, входящие в крупные финансово-
промышленные группы. Как правило, там аккумулируется потенциал и
производителей, и банковского капитала, и страховщиков.
Гарантии государства представляют надежную основу для успешного
хозяйствования, но рассчитывать на значительное расширение практики
предоставления гарантий с его стороны, наверное, нельзя. Оно не может и не
должно предоставлять гарантии по большинству лизинговых проектов. В лучшем
случае можно ожидать частичного участия государства.
Фактов, когда в страховании финансовых рисков при лизинговых операциях
участвововали специализированные государственные агентства КОФАСЕ
(Франция), ДГЭК (Великобритания), Эксимбанк (США, Япония), ОПИК (США),
Гермес (Германия), САЧЕ (Италия) и др., совсем немного, что, впрочем, не
означает, что предпринимались достаточные усилия сориентировать эти
структуры на проведение лизинговых операций. Другое дело, что возможности
этих организаций ограничены количеством и общей стоимостью проектов. Как
правило, они работают при условии предоставления гарантий со стороны
российского государства.
Кроме того, возможности этих агентств ограничены тем, что они действуют в
масштабе всего мира и не могут брать на себя чрезмерные обязательства по
рискам в одной стране.
Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года №491 "О первоочередных мерах
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской
Федерации" приоткрыл возможность создания фонда поддержки лизинга. Так, в
соответствии с этим Указом предусматривалось:
— начиная с 1996 года предоставлять государственные гарантии на сумму не
менее 200 млн. долларов США ежегодно иностранным кредитным организациям,
выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства;
— перечислить в 1996 году 150 млрд. руб. (около 30 млн. долларов США)
Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его
формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектами
малого предпринимательства;