согласия законных представителей, а также физические лица, вступающие в
трудовые отношения в возрасте от 14 до 15 лет с согласия законных
представителей? Осуществлять свои налоговые права и обязанности также с
согласия законных представителей?
По-моему, у физических лиц, получающих в законном порядке доходы
или имущество с 14 лет, должна возникать полная налоговая
дееспособность, то есть эти физические лица должны осуществлять
свои налоговые обязанности и права без согласия законных
представителей. Это объясняется тем, что налоговые правоотношения -
это отношения власти и подчинения, отношения неравенства сторон.
По сути, императивный метод регулирования налоговых правоотношений не
позволяет ставить их возникновение и развитие в зависимость от желания и
воли стороны, должной выполнять свои обязанности перед государством.
В связи с этим вопрос о налоговой дееспособности названных
физических лиц нельзя решать по типу гражданской и трудовой
дееспособности этих лиц.
В русле сказанного следует учесть опыт Эстонской Республики, где
вопрос о налоговой дееспособности физического лица в "стыке" с
гражданской и трудовой дееспособностью был уже решен. Учитывая, что ранее
неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лиц наступала по
эстонскому законодательству с 15 лет, Закон Эстонской Республики от 11
октября 1990 года "О подоходном налоге с частного лица" установил, что
доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями
(усыновителями) или опекунами в составе своих доходов (ст. 7).
Подростки в возрасте от 15 до 18 лет декларируют свои доходы
самостоятельно [4].
Вместе с тем нельзя совершенно отрицать роль законных
представителей в реализации налоговой дееспособности
несовершен-нолетних. Неполная дееспособность
несовершеннолетнего,выражающаяся в необходимости получить
согласие законного представителя на заключение сделок и трудового
договора, выполняет функцию гарантировать, оградить не-
совершеннолетнего от неблагоприятных имущественных, а также
медицинских и прочих последствий, которые могут наступить для него
в силу незнания законодательства, недостаточного жизненного опыта,
переоценки своих физических возможностей и т. д.
Безусловно, при реализации налоговой дееспособности для несовершен-
нолетнего также могут наступить неблагоприятные налоговые последствия,
обусловленные запутанностью, сложностью налогового законодательства,
недооценкой последствий его несоблюдения и т. д. В связи с этим, на
наш взгляд, законные представители могли бы выступать гарантом
несовершеннолетнего в реализации им своей налоговой дееспособности. Поэтому
было бы вполне справедливо, если бы закон обязывал законных
представителей осуществлять контроль за выполнением
несовершеннолетним своих налоговых обязанностей, в частности
контроль за составлением несовер-шеннолетним декларации о доходах,
ведением учета своих доходов и т. д.
Итак, возраст возникновения налоговой дееспособности физического
лица определяется однозначно - 14 лет.
Безусловно, в налоговом законодательстве следует закрепить понятие
"налоговая дееспособность" и указать возраст физического лица, с
которого она возникает. В контексте изложенного нельзя согласиться с
высказанным в литературе мнением о том, что налоговая дееспособность
физических лиц должна наступать по достижении 18 лет [5]. Такая
позиция приведет к "нестыковке" гражданской, трудовой и налоговой
дееспособности физических лиц.
Возможны ситуации, что с 14 лет физическое лицо может (с
согласия законных представителей, а в ряде случаев и без их
согласия) вступать в гражданские и трудовые правоотношения, получать доходы
и имущество, но не может вступать в налоговые правоотношения, то есть
уплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и имущества.
Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте от 14
лет, являясь деликтоспособными по гражданскому и трудовому праву,
окажутся налогово-неделиктоспособными.
Другими словами, "нестыковка" гражданско-правовой, трудовой и
налоговой дееспособности физического лица приведет к отсутствию
налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.
Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание на то
обстоятельство, что налоговая дееспособность физического лица
требует согласования и с гражданско-процессуальной дееспособностью.
Так, полная налоговая дееспособность физического лица, которая
должна наступать с 14 лет, предполагает и его способность нести
ответственность за нарушения налогового законодательства
(деликтоспособность).
Как известно, к физическим лицам-налогоплательщикам налоговые санкции
за нарушение налогового законодательства могут быть применены
только в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим вполне
очевидно, что гражданско-процессуальная дееспособность лиц по делам,
возникающим из налоговых правоотношений, должна наступать с 14 лет.
Существует и другой аргумент в пользу данного вывода. Так, в соответствии с
Законом "Об основах налоговой системы " налоговая правоспособность
физического лица характеризуется, в частности, правом на
обжалование решений налоговых органов и действий их должностных лиц.
Причем такое обжалование может быть произведено и в суд.
Содержание гражданско-процессуальной правоспособности
физического лица также, в частности, раскрывается через право на
обращение в суд с жалобой на действия государственных органов и
должностных лиц. Таким образом, налицо пересечение
гражданско-процессуальной и налоговой правоспособности физического лица.
Это еще раз доказывает, что налоговая и гражданско-
процессуальная дееспособность также должны
"состыковываться".
Учитывая, что гражданско-процессуальное законодательство
является формой жизни материального права, в него должны быть внесены
изменения, учитывающие особенности материального налогового права.
Конкретно, следовало бы установить, что "по делам, возникающим из
налоговых правоотношений, несовершеннолетние, достигшие 14-летнего
возраста, имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые
законом интересы".
В большинстве случаев налоговая правосубъектность физического лица
характеризуется наличием (совпадением) в одном лице налоговой
правоспособности и дееспособности. Однако в ряде случаев возможно их
несовпадение. В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет
(малолетние) являются субъектами гражданского права, они могут быть
собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов,
сборов и т. д. Однако они не являются дееспособными, то есть сделки
от их имени (за исключением мелких бытовых и приравненных к ним
сделок) по приобретению этого имущества и доходов могут совершать только
их родители, усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно
предполагать, что приобретать и осуществлять налоговые обязанности и
права от имени малолетних также должны их родители, усыновители или
опекуны.
В связи с отмеченным, как мне кажется, налоговая
правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их
гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние
обладают налоговой правоспособностью, которую осуществляют от их имени
другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация,
когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью
другого лица. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности
распределяются между малолетним как субъектом налогового права и его
родителями, усыновителями или опекуном. Безусловно, режим налоговой
правосубъектности малолетних граждан должен найти закрепление в
законодательстве.
Особой проблемой остается переход к сугубо экономическим формам
взаимо-отношений производителей с государством, преодоление экономически
необосно-ванного вмешательства государственных ведомств в деятельность
предприятий. Одним из главных рычагов регулирующих экономические
взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая
система, которая должна содействовать деловой активности и
предпринимательству, выходу страны из кризиса. Налоги являются одной из
основных форм прибавочного продукта и доходов в современном цивилизованном
обществе. Они не только сохраняют капиталы общества, но и формируют
источники для их достаточно быстрого накопления с целью совершенствования
производства.
Ситуация, сложившаяся с начала 1992 г., свидетельствует о том, что
закон Украины "О налогообложении доходов предприятий и организаций" не
способен стабилизировать экономику: законодатели и исполнительная власть
поставили на первое место идею накачивания бюджета за счет налового
прессинга. Вновь проигнорирована известная истина, что большие налоги
сдерживают все стимулы к деловой активности. Они свидетельствуют только о
том, что экономика работает неэффективно,делает неоправданные расходы, тем
самым углубляя кризис.
Уже в который раз наше государство собирается изменить свою налоговую
политику, тогда как налоговый механизм относится к экономическим рычагам
длительного действия, не дающим сразу быстрого эффекта. В экономике
рыночного типа особое значение приобретает устойчивость, стабильность
налоговой системы, позволяющей товаропроизводителям прогнозировать
результаты хозяйственной деятельности. Нестабильность современной налоговой
ситуации может существенно повлиять на возможности преодоления кризиса.
I. О формировании местных бюджетов.
Сегодня формирование местных бюджетов регулируется Законом Украины "О
бюджетной системе Украины", "О местных Советах народных депутатов, местном
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8