Государственное регулирование доходов населения

согласия законных представителей, а также физические лица, вступающие в

трудовые отношения в возрасте от 14 до 15 лет с согласия законных

представителей? Осуществлять свои налоговые права и обязанности также с

согласия законных представителей?

По-моему, у физических лиц, получающих в законном порядке доходы

или имущество с 14 лет, должна возникать полная налоговая

дееспособность, то есть эти физические лица должны осуществлять

свои налоговые обязанности и права без согласия законных

представителей. Это объясняется тем, что налоговые правоотношения -

это отношения власти и подчинения, отношения неравенства сторон.

По сути, императивный метод регулирования налоговых правоотношений не

позволяет ставить их возникновение и развитие в зависимость от желания и

воли стороны, должной выполнять свои обязанности перед государством.

В связи с этим вопрос о налоговой дееспособности названных

физических лиц нельзя решать по типу гражданской и трудовой

дееспособности этих лиц.

В русле сказанного следует учесть опыт Эстонской Республики, где

вопрос о налоговой дееспособности физического лица в "стыке" с

гражданской и трудовой дееспособностью был уже решен. Учитывая, что ранее

неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лиц наступала по

эстонскому законодательству с 15 лет, Закон Эстонской Республики от 11

октября 1990 года "О подоходном налоге с частного лица" установил, что

доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями

(усыновителями) или опекунами в составе своих доходов (ст. 7).

Подростки в возрасте от 15 до 18 лет декларируют свои доходы

самостоятельно [4].

Вместе с тем нельзя совершенно отрицать роль законных

представителей в реализации налоговой дееспособности

несовершен-нолетних. Неполная дееспособность

несовершеннолетнего,выражающаяся в необходимости получить

согласие законного представителя на заключение сделок и трудового

договора, выполняет функцию гарантировать, оградить не-

совершеннолетнего от неблагоприятных имущественных, а также

медицинских и прочих последствий, которые могут наступить для него

в силу незнания законодательства, недостаточного жизненного опыта,

переоценки своих физических возможностей и т. д.

Безусловно, при реализации налоговой дееспособности для несовершен-

нолетнего также могут наступить неблагоприятные налоговые последствия,

обусловленные запутанностью, сложностью налогового законодательства,

недооценкой последствий его несоблюдения и т. д. В связи с этим, на

наш взгляд, законные представители могли бы выступать гарантом

несовершеннолетнего в реализации им своей налоговой дееспособности. Поэтому

было бы вполне справедливо, если бы закон обязывал законных

представителей осуществлять контроль за выполнением

несовершеннолетним своих налоговых обязанностей, в частности

контроль за составлением несовер-шеннолетним декларации о доходах,

ведением учета своих доходов и т. д.

Итак, возраст возникновения налоговой дееспособности физического

лица определяется однозначно - 14 лет.

Безусловно, в налоговом законодательстве следует закрепить понятие

"налоговая дееспособность" и указать возраст физического лица, с

которого она возникает. В контексте изложенного нельзя согласиться с

высказанным в литературе мнением о том, что налоговая дееспособность

физических лиц должна наступать по достижении 18 лет [5]. Такая

позиция приведет к "нестыковке" гражданской, трудовой и налоговой

дееспособности физических лиц.

Возможны ситуации, что с 14 лет физическое лицо может (с

согласия законных представителей, а в ряде случаев и без их

согласия) вступать в гражданские и трудовые правоотношения, получать доходы

и имущество, но не может вступать в налоговые правоотношения, то есть

уплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и имущества.

Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте от 14

лет, являясь деликтоспособными по гражданскому и трудовому праву,

окажутся налогово-неделиктоспособными.

Другими словами, "нестыковка" гражданско-правовой, трудовой и

налоговой дееспособности физического лица приведет к отсутствию

налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.

Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание на то

обстоятельство, что налоговая дееспособность физического лица

требует согласования и с гражданско-процессуальной дееспособностью.

Так, полная налоговая дееспособность физического лица, которая

должна наступать с 14 лет, предполагает и его способность нести

ответственность за нарушения налогового законодательства

(деликтоспособность).

Как известно, к физическим лицам-налогоплательщикам налоговые санкции

за нарушение налогового законодательства могут быть применены

только в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим вполне

очевидно, что гражданско-процессуальная дееспособность лиц по делам,

возникающим из налоговых правоотношений, должна наступать с 14 лет.

Существует и другой аргумент в пользу данного вывода. Так, в соответствии с

Законом "Об основах налоговой системы " налоговая правоспособность

физического лица характеризуется, в частности, правом на

обжалование решений налоговых органов и действий их должностных лиц.

Причем такое обжалование может быть произведено и в суд.

Содержание гражданско-процессуальной правоспособности

физического лица также, в частности, раскрывается через право на

обращение в суд с жалобой на действия государственных органов и

должностных лиц. Таким образом, налицо пересечение

гражданско-процессуальной и налоговой правоспособности физического лица.

Это еще раз доказывает, что налоговая и гражданско-

процессуальная дееспособность также должны

"состыковываться".

Учитывая, что гражданско-процессуальное законодательство

является формой жизни материального права, в него должны быть внесены

изменения, учитывающие особенности материального налогового права.

Конкретно, следовало бы установить, что "по делам, возникающим из

налоговых правоотношений, несовершеннолетние, достигшие 14-летнего

возраста, имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые

законом интересы".

В большинстве случаев налоговая правосубъектность физического лица

характеризуется наличием (совпадением) в одном лице налоговой

правоспособности и дееспособности. Однако в ряде случаев возможно их

несовпадение. В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет

(малолетние) являются субъектами гражданского права, они могут быть

собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов,

сборов и т. д. Однако они не являются дееспособными, то есть сделки

от их имени (за исключением мелких бытовых и приравненных к ним

сделок) по приобретению этого имущества и доходов могут совершать только

их родители, усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно

предполагать, что приобретать и осуществлять налоговые обязанности и

права от имени малолетних также должны их родители, усыновители или

опекуны.

В связи с отмеченным, как мне кажется, налоговая

правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их

гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние

обладают налоговой правоспособностью, которую осуществляют от их имени

другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация,

когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью

другого лица. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности

распределяются между малолетним как субъектом налогового права и его

родителями, усыновителями или опекуном. Безусловно, режим налоговой

правосубъектности малолетних граждан должен найти закрепление в

законодательстве.

Особой проблемой остается переход к сугубо экономическим формам

взаимо-отношений производителей с государством, преодоление экономически

необосно-ванного вмешательства государственных ведомств в деятельность

предприятий. Одним из главных рычагов регулирующих экономические

взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая

система, которая должна содействовать деловой активности и

предпринимательству, выходу страны из кризиса. Налоги являются одной из

основных форм прибавочного продукта и доходов в современном цивилизованном

обществе. Они не только сохраняют капиталы общества, но и формируют

источники для их достаточно быстрого накопления с целью совершенствования

производства.

Ситуация, сложившаяся с начала 1992 г., свидетельствует о том, что

закон Украины "О налогообложении доходов предприятий и организаций" не

способен стабилизировать экономику: законодатели и исполнительная власть

поставили на первое место идею накачивания бюджета за счет налового

прессинга. Вновь проигнорирована известная истина, что большие налоги

сдерживают все стимулы к деловой активности. Они свидетельствуют только о

том, что экономика работает неэффективно,делает неоправданные расходы, тем

самым углубляя кризис.

Уже в который раз наше государство собирается изменить свою налоговую

политику, тогда как налоговый механизм относится к экономическим рычагам

длительного действия, не дающим сразу быстрого эффекта. В экономике

рыночного типа особое значение приобретает устойчивость, стабильность

налоговой системы, позволяющей товаропроизводителям прогнозировать

результаты хозяйственной деятельности. Нестабильность современной налоговой

ситуации может существенно повлиять на возможности преодоления кризиса.

I. О формировании местных бюджетов.

Сегодня формирование местных бюджетов регулируется Законом Украины "О

бюджетной системе Украины", "О местных Советах народных депутатов, местном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты