Государственные и муниципальные финансы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность финансов 3
2. Материальная основа финансовых отношений 5
3. Финансовые ресурсы муниципальных предприятий. 6
3.1. Пенсионный фонд РФ 8
3.2. Фонд социального страхования (ФСС РФ) 9
3.3. Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) 10
3.4. Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) 11
4. Финансовые ресурсы и резервы корпораций 13
4.1. Внутренние финансовые ресурсы предприятия. 15
4.2. Внешние источники или заемные финансовые средства. 18
4.3. Фонды накопления. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
1. Сущность финансов
Предметом науки о финансах является определенная система
экономических отношений, связанных с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных
средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих
субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие
денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это
экономический инструмент распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за
образованием и использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно
повторяющихся циклов. Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь
после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в
результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся
основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в
обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй
и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии
движение стоимости происходит обособленно от движения товара и
характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением
каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии
возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости
общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. А
однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном
абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым
являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного
владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Примерами финансовых отношений являются:
. отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной
платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
. отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями
(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для
обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
. отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,
совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,
взыскание санкций за нарушение договоров);
. отношения между предприятием и государством (платежи налогов,
финансирование из бюджета отдельных затрат);
. отношения между предприятиями и банками (хранение собственных
средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и
долгосрочное кредитование);
. отношения между государством и населением (уплата налогов о сборов,
финансирование государством части социально - культурных
потребностей населения, приобретение облигаций государственных
займов);
. отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и
другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками
населению дохода по вкладам, сертификатам;
. отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.
2. Материальная основа финансовых отношений
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые
ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений,
находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.
Финансовые ресурсы предназначены для:
. выполнения финансовых обязательств;
. покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
. материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает
национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на
стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть
прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд
накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются
фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы, могут быть централизованными
(государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
. собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства
в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения
работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
. заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства
различных финансовых структур;
. ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые
возмещения, субсидии государства, субвенции).
3. Финансовые ресурсы муниципальных предприятий.
Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов
самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в
названии фонда.
Внебюджетные фонды создаются 2-мя путями:
1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо
важное значение;
2) формированием внебюджетного фонда с собственным источником
доходов для определенных целей.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в
соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР (от 17.10.91г.). Решение об образовании внебюджетных
фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные
представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются
автономными и имеют строго целевое назначение.
В Российской Федерации с 1992г. действует более 20 фондов, в том
числе:
. Социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования
(ФСС), Государственный Фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды
обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной
социальной поддержки населения и др.
. Экономические: Федеральный и территориальный дорожные фонды, Фонд
воспроизводства минерально–сырьевой базы РФ и т.д.
В Федеральный бюджет на 1996г. включались средства следующих
внебюджетных фондов:
. Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ,
Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда
развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с
преступностью.
Для учета доходов и расходов этих фондов в ЦБ РФ и главном управлении
Федерального казначейства МФ РФ открываются специальные внебюджетные счета,
руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные
управлять средствами этих фондов.
3.1. Пенсионный фонд РФ
Фонд образован в соответствии с постановлением Верховного совета
РСФСР от 22.12.1990г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение,
осуществляющее свою деятельность по закону в целях управления пенсионным
обеспечением.
Средства ПРФ формируются за счет 3-х главных источников:
. страховых взносов работодателей;
. страховых взносов работающих;
. ассигнований из федерального бюджета;
. доходов от вложений в государственные ценные бумаги.
Средства ПРФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий
военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской
АЭС.
Руководство ПФР осуществляет правление и его постоянно действующий
орган—Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в республиках в
составе РФ, в национально-государственных и территориальных образованиях и
на местах (городах и регионах) имеются уполномоченные Фонда.
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство
труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанки.
3.2. Фонд социального страхования (ФСС РФ)
Действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г.
Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля
1994г.
Основные задачи Фонда — обеспечение гарантированных государством
пособий:
. по временной нетрудоспособности;
. по беременности и родам;
. единовременное пособие к декретному отпуску в случае;
. постановки на учет в ранние сроки беременности;
. при рождении ребенка;
. по уходу за ребенком до 1.5 лет;
. ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от
минимального размера оплаты труда;
. на погребение.
Средства фонда образуются из:
. страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм
собственности;
. доходов от инвестирования части временно свободных средств;
. ассигнований из Федерального бюджета.
Норматив отчислений в ФСС — 5,4% на все виды начисленной оплаты