Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность финансов 3

2. Материальная основа финансовых отношений 5

3. Финансовые ресурсы муниципальных предприятий. 6

3.1. Пенсионный фонд РФ 8

3.2. Фонд социального страхования (ФСС РФ) 9

3.3. Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) 10

3.4. Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) 11

4. Финансовые ресурсы и резервы корпораций 13

4.1. Внутренние финансовые ресурсы предприятия. 15

4.2. Внешние источники или заемные финансовые средства. 18

4.3. Фонды накопления. 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

1. Сущность финансов

Предметом науки о финансах является определенная система

экономических отношений, связанных с формированием, распределением и

использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных

средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих

субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения

условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие

денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым

функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего

измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это

экономический инструмент распределения и перераспределения валового

внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за

образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно

повторяющихся циклов. Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь

после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в

результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся

основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в

обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй

и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии

движение стоимости происходит обособленно от движения товара и

характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением

каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии

возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости

общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. А

однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном

абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.

Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым

являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного

владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Примерами финансовых отношений являются:

. отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной

платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

. отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями

(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для

обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

. отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,

совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,

взыскание санкций за нарушение договоров);

. отношения между предприятием и государством (платежи налогов,

финансирование из бюджета отдельных затрат);

. отношения между предприятиями и банками (хранение собственных

средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и

долгосрочное кредитование);

. отношения между государством и населением (уплата налогов о сборов,

финансирование государством части социально - культурных

потребностей населения, приобретение облигаций государственных

займов);

. отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и

другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками

населению дохода по вкладам, сертификатам;

. отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.

2. Материальная основа финансовых отношений

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые

ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений,

находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Финансовые ресурсы предназначены для:

. выполнения финансовых обязательств;

. покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

. материальному поощрению работников.

Главным материальным источников денежных фондов выступает

национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на

стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть

прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд

накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются

фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Исходя из этого финансы, могут быть централизованными

(государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

. собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства

в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения

работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

. заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства

различных финансовых структур;

. ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые

возмещения, субсидии государства, субвенции).

3. Финансовые ресурсы муниципальных предприятий.

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов,

находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов

самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в

названии фонда.

Внебюджетные фонды создаются 2-мя путями:

1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо

важное значение;

2) формированием внебюджетного фонда с собственным источником

доходов для определенных целей.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в

соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР (от 17.10.91г.). Решение об образовании внебюджетных

фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные

представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются

автономными и имеют строго целевое назначение.

В Российской Федерации с 1992г. действует более 20 фондов, в том

числе:

. Социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования

(ФСС), Государственный Фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды

обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной

социальной поддержки населения и др.

. Экономические: Федеральный и территориальный дорожные фонды, Фонд

воспроизводства минерально–сырьевой базы РФ и т.д.

В Федеральный бюджет на 1996г. включались средства следующих

внебюджетных фондов:

. Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ,

Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда

развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с

преступностью.

Для учета доходов и расходов этих фондов в ЦБ РФ и главном управлении

Федерального казначейства МФ РФ открываются специальные внебюджетные счета,

руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные

управлять средствами этих фондов.

3.1. Пенсионный фонд РФ

Фонд образован в соответствии с постановлением Верховного совета

РСФСР от 22.12.1990г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение,

осуществляющее свою деятельность по закону в целях управления пенсионным

обеспечением.

Средства ПРФ формируются за счет 3-х главных источников:

. страховых взносов работодателей;

. страховых взносов работающих;

. ассигнований из федерального бюджета;

. доходов от вложений в государственные ценные бумаги.

Средства ПРФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий

военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте

от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской

АЭС.

Руководство ПФР осуществляет правление и его постоянно действующий

орган—Исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в республиках в

составе РФ, в национально-государственных и территориальных образованиях и

на местах (городах и регионах) имеются уполномоченные Фонда.

Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство

труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанки.

3.2. Фонд социального страхования (ФСС РФ)

Действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля

1994г.

Основные задачи Фонда — обеспечение гарантированных государством

пособий:

. по временной нетрудоспособности;

. по беременности и родам;

. единовременное пособие к декретному отпуску в случае;

. постановки на учет в ранние сроки беременности;

. при рождении ребенка;

. по уходу за ребенком до 1.5 лет;

. ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от

минимального размера оплаты труда;

. на погребение.

Средства фонда образуются из:

. страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм

собственности;

. доходов от инвестирования части временно свободных средств;

. ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в ФСС — 5,4% на все виды начисленной оплаты

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты