палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на
общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление
конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского
транспорта;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в
ведении органов государственной власти РФ;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга РФ;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату
государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих
финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств
федерального бюджета;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных
камней, государственного материального резерва;
проведение референдумов и выборов РФ;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти,
приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов
бюджетов других уровней;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов РФ;
федеральный статистический учет;
прочие расходы.
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2002
года.
Табл. 1. Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение)
| |сумма |Удельный |
| | |вес дохода |
| | |во всех |
| | |доходах |
| | |федеральног|
| | |о бюджета, |
| | |% |
|Налоговые доходы, всего |1 726 310 |81,21% |
| |100,0 | |
|Налог на прибыль |207 443 |9,76% |
| |700,0 | |
|Налог на игорный бизнес |1 009 200,0 |0,05% |
|Налог на добавленную стоимость |773 508 |36,39% |
| |000,0 | |
|Акцизы |224 815 |10,58% |
| |000,0 | |
|Лицензионные и регистрационные сборы |804 100,0 |0,04% |
|Налог на покупку иностранных денежных знаков |1 849 400,0 |0,09% |
|Налоги на совокупный доход |5 677 600,0 |0,27% |
|Налоги на имущество |920 000,0 |0,04% |
|Платежи за использование природными ресурсами |183 715 |8,64% |
| |700,0 | |
|Таможенные пошлины |324 108 |15,25% |
| |900,0 | |
|Прочие налоги, пошлины и сборы |2 458 500,0 |0,12% |
|Неналоговые доходы, всего |104 284 |4,91% |
| |200,0 | |
|Доходы от имущества, находящегося в государственной|50 472 500,0|2,37% |
|собственности, или от деятельности государственных | | |
|организаций | | |
|Доходы от оказания услуг или компенсации затрат |2 779 400,0 |0,13% |
|государства | | |
|Перечисление прибыли Банка России |4 000 000,0 |0,19% |
|Платежи от государственных организаций |13 972 400,0|0,66% |
|Плата за пользование водными биологическими |7 000 000,0 |0,33% |
|ресурсами | | |
|Доходы от использования лесного фонда |1 950 000,0 |0,09% |
|Прочие поступления от имущества, находящегося в |4 822 300,0 |0,23% |
|государственной собственности, или от деятельности | | |
|государственных организаций | | |
|Доходы от продажи земли и нематериальных активов |290 000,0 |0,01% |
|Административные платежи и сборы |804 100,0 |0,04% |
|Доходы от внешнеэкономической деятельности |47 911 900,0|2,25% |
|Прочие неналоговые доходы |3 114 300,0 |0,15% |
|Доходы целевых бюджетных фондов, всего |13 893 900,0|0,65% |
|Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в |281 230 |13,23% |
|федеральный бюджет |000,0 | |
|Всего доходов |2 125 718 |100% |
| |200,0 | |
Основная часть доходного потенциала (табл. 1) федерального бюджета на
2002 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около
81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили
неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном
использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля
в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно
высокой ( около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи
в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые
поступления ( это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы,
таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от
всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно
рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное
налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара,
которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге,
чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос
и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического
развития страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются
регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги,
как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на
территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин
автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением
пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы
и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической
деятельности.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит
перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей
субъектов РФ.
Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть
федерального бюджета.
Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета
на 2002 год приведены в табл. 2.
Табл. 2. Расходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение).
| |Сумма |Удельный |
| | |вес статьи |
| | |расходов во|
| | |всех |
| | |расходах |
| | |федеральног|
| | |о бюджета, |
| | |% |
|Государственное управление и местное самоуправление |56 745 |2,91% |
| |563,30 | |
|Судебная власть |19 111 |0,98% |
| |999,80 | |
|Международная деятельность |42 858 |2,20% |
| |764,50 | |
|Национальная оборона |284 157 |14,59% |
| |831,50 | |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение |173 863 |8,93% |
|безопасности государства |288,30 | |
|Фундаментальные исследования и содействие |30 317 |1,56% |
|научно-техническому прогрессу |957,10 | |
|Промышленность, энергетика и строительство |57 707 |2,96% |
| |669,70 | |
|Сельское хозяйство и рыболовство |26 821 |1,38% |
| |500,00 | |
|Охрана окружающей природной среды и природных |9 758 799,80|0,50% |
|ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | | |
|Транспорт, связь и информатика |7 034 319,70|0,36% |
|Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных|8 693 085,00|0,45% |
|ситуаций и стихийных бедствий | | |
|Образование |80 088 |4,11% |
| |334,70 | |