Государственный финансовый контроль

воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за

соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности

ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и

распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять

контроль за использованием этих средств.

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ

существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно

для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление

с его территориальными органами на местах.

2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим

органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным

Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской

Федерации реализуется в следующих сферах контроля:

. контроль за своевременным исполнением доходных и расходных

статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому

назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;

. контроль за своевременным исполнением доходных и расходных

статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам,

структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов

бюджетов государственных внебюджетных фондов;

. определение эффективности и целесообразности использования

государственной собственности, контроль за поступлением в

федеральный бюджет средств от распоряжения и управления

государственной собственностью;

. контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего

долга Российской Федерации и за использованием кредитных

ресурсов;

. контроль за банковской системой в части обслуживания

федерального бюджета и государственного долга Российской

Федерации.

Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный

трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года,

состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля

проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе

исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного

бюджета. Применительно к 2001 г. это реализовалось так, что Счетная палата

готовила заключение на проект федерального бюджета-2002, оперативно

контролировала исполнение бюджета-2001 и осуществляла комплексную

документальную ревизию исполнения бюджета-2000. Таким образом, в течение

каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех

лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего

контрольного цикла.

Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет

собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, связанных

с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих

показателей, доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим

результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый

Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает

исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как

функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта

бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений

деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в

целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние

прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и

подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета,

внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое

сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального

бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных

параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе

обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе — Счетная

палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей,

которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям. [9, с.

19]

После законодательного утверждения федерального бюджета последний

переходит в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны

Счетной палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной,

обработанной и обобщенной информации о ходе исполнения бюджета, поступающей

из различных источников. Информационным фундаментом оперативного контроля

за исполнением федерального бюджета служат, во-первых, база данных Счетной

палаты, сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных

документов (явившихся основанием для проведения операций со средствами

федерального бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и

обработки данных отчетности последних и других участников бюджетного

процесса. Во-вторых, — иная существующая обязательная финансовая

отчетность, предоставляемая рядом министерств и ведомств (Минфином, МНС,

ГТК и Мингосимуществом России, РФФИ, Минэкономики и Госкомстатом России,

другими государственными органами), Банком России и кредитными

организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами

федерального бюджета. В-третьих, — специальные формы обязательной для

участников бюджетного процесса финансовой отчетности, право разрабатывать и

вводить которые Счетная палата имеет на основании статьи 14 Федерального

закона «О Счетной палате Российской Федерации». В-четвертых, — результаты

оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого

по конкретным направлениям деятельности Палаты — в разрезе видов доходов,

разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной

классификации бюджетов Российской Федерации, ведомственной структуры

расходов федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита

федерального бюджета. В-пятых, — относящиеся к контролируемому периоду

итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям

палат Федерального Собрания и по своей инициативе. В-шестых, — результаты

выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с

целью уточнения оперативных данных. Обработка массива информации,

поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность

результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального

бюджета.

Информация о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается

постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе

ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет об

исполнении федерального бюджета текущего года за три, шесть, девять и

двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в

соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной палате Российской Федерации»

направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной с

Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой. [9, с. 21]

После завершения финансового года Счетная палата начинает подготовку к

упомянутой третьей, заключительной, фазе — комплексной документальной

ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм

и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии — на

строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о

федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших

доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных

расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной

классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование

программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита

федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и

эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и

операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и

отчетности исполнения федерального бюджета.

Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение, проверку и сверку

всех платежных документов по остаткам, приходу, заимствованию и расходу

средств федерального бюджета на проверяемых объектах. В ходе ревизии

анализируются лицевые счета Минфина России и его Главного управления

федерального казначейства, расчетно-денежные и иные документы по исполнению

федерального бюджета в Банке России и в иных финансово-кредитных

учреждениях. Параллельно проводятся контрольные мероприятия во всех

департаментах Минфина России и во всех министерствах, ведомствах и иных

субъектах ведомственной структуры федерального бюджета, а также — выборочно

— в отдельных казначейских территориальных управлениях и отделениях.

Информационной основой контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе

ревизии исполнения федерального бюджета, являются, во-первых, федеральные

законы и иные нормативные и правовые акты, регулирующие бюджетные

отношения. Во-вторых, — база данных Счетной палаты, сформированная

посредством обработки всех ставших основанием для операций со средствами

федерального бюджета первичных платежных документов, полученных из Минфина

и Банка России, а также от иных участников бюджетного процесса, база данных

отчетности, исходя из которых составляется отчет Минфина России об

исполнении федерального бюджета. В-третьих, — первичные платежные

документы, банковские выписки по проведенным операциям, данные

бухгалтерского учета, отчеты (оперативные, ежемесячные и годовые)

министерств, ведомств и организаций, участвующих в исполнении федерального

бюджета.

Методологическая основа комплексной документальной ревизии —

сравнительный анализ, с одной стороны, показателей и отчетных форм,

содержащихся в базе данных Счетной палаты, результатов ревизий и встречных

проверок и, с другой стороны, — показателей, установленных законом о

федеральном бюджете, росписью доходов, расходов и источников финансирования

дефицита федерального бюджета, лимитами бюджетных обязательств и

содержащихся в отчете Минфина России данных об исполнении федерального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты