воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за
соблюдением законодательства о валютном регулировании.
Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности
ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и
распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять
контроль за использованием этих средств.
Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ
существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно
для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление
с его территориальными органами на местах.
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим
органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным
Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской
Федерации реализуется в следующих сферах контроля:
. контроль за своевременным исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому
назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
. контроль за своевременным исполнением доходных и расходных
статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам,
структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов
бюджетов государственных внебюджетных фондов;
. определение эффективности и целесообразности использования
государственной собственности, контроль за поступлением в
федеральный бюджет средств от распоряжения и управления
государственной собственностью;
. контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего
долга Российской Федерации и за использованием кредитных
ресурсов;
. контроль за банковской системой в части обслуживания
федерального бюджета и государственного долга Российской
Федерации.
Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный
трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года,
состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля
проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе
исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного
бюджета. Применительно к 2001 г. это реализовалось так, что Счетная палата
готовила заключение на проект федерального бюджета-2002, оперативно
контролировала исполнение бюджета-2001 и осуществляла комплексную
документальную ревизию исполнения бюджета-2000. Таким образом, в течение
каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех
лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего
контрольного цикла.
Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет
собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, связанных
с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих
показателей, доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим
результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый
Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает
исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как
функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта
бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений
деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в
целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние
прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и
подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета,
внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое
сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального
бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных
параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе
обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе — Счетная
палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей,
которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям. [9, с.
19]
После законодательного утверждения федерального бюджета последний
переходит в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны
Счетной палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной,
обработанной и обобщенной информации о ходе исполнения бюджета, поступающей
из различных источников. Информационным фундаментом оперативного контроля
за исполнением федерального бюджета служат, во-первых, база данных Счетной
палаты, сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных
документов (явившихся основанием для проведения операций со средствами
федерального бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и
обработки данных отчетности последних и других участников бюджетного
процесса. Во-вторых, — иная существующая обязательная финансовая
отчетность, предоставляемая рядом министерств и ведомств (Минфином, МНС,
ГТК и Мингосимуществом России, РФФИ, Минэкономики и Госкомстатом России,
другими государственными органами), Банком России и кредитными
организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами
федерального бюджета. В-третьих, — специальные формы обязательной для
участников бюджетного процесса финансовой отчетности, право разрабатывать и
вводить которые Счетная палата имеет на основании статьи 14 Федерального
закона «О Счетной палате Российской Федерации». В-четвертых, — результаты
оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого
по конкретным направлениям деятельности Палаты — в разрезе видов доходов,
разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной
классификации бюджетов Российской Федерации, ведомственной структуры
расходов федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита
федерального бюджета. В-пятых, — относящиеся к контролируемому периоду
итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям
палат Федерального Собрания и по своей инициативе. В-шестых, — результаты
выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с
целью уточнения оперативных данных. Обработка массива информации,
поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность
результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального
бюджета.
Информация о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается
постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе
ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет об
исполнении федерального бюджета текущего года за три, шесть, девять и
двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в
соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной палате Российской Федерации»
направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной с
Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой. [9, с. 21]
После завершения финансового года Счетная палата начинает подготовку к
упомянутой третьей, заключительной, фазе — комплексной документальной
ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм
и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии — на
строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о
федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших
доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных
расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной
классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование
программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита
федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и
эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и
операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и
отчетности исполнения федерального бюджета.
Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение, проверку и сверку
всех платежных документов по остаткам, приходу, заимствованию и расходу
средств федерального бюджета на проверяемых объектах. В ходе ревизии
анализируются лицевые счета Минфина России и его Главного управления
федерального казначейства, расчетно-денежные и иные документы по исполнению
федерального бюджета в Банке России и в иных финансово-кредитных
учреждениях. Параллельно проводятся контрольные мероприятия во всех
департаментах Минфина России и во всех министерствах, ведомствах и иных
субъектах ведомственной структуры федерального бюджета, а также — выборочно
— в отдельных казначейских территориальных управлениях и отделениях.
Информационной основой контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе
ревизии исполнения федерального бюджета, являются, во-первых, федеральные
законы и иные нормативные и правовые акты, регулирующие бюджетные
отношения. Во-вторых, — база данных Счетной палаты, сформированная
посредством обработки всех ставших основанием для операций со средствами
федерального бюджета первичных платежных документов, полученных из Минфина
и Банка России, а также от иных участников бюджетного процесса, база данных
отчетности, исходя из которых составляется отчет Минфина России об
исполнении федерального бюджета. В-третьих, — первичные платежные
документы, банковские выписки по проведенным операциям, данные
бухгалтерского учета, отчеты (оперативные, ежемесячные и годовые)
министерств, ведомств и организаций, участвующих в исполнении федерального
бюджета.
Методологическая основа комплексной документальной ревизии —
сравнительный анализ, с одной стороны, показателей и отчетных форм,
содержащихся в базе данных Счетной палаты, результатов ревизий и встречных
проверок и, с другой стороны, — показателей, установленных законом о
федеральном бюджете, росписью доходов, расходов и источников финансирования
дефицита федерального бюджета, лимитами бюджетных обязательств и
содержащихся в отчете Минфина России данных об исполнении федерального
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9