обеспечение и др.
Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных
мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и
реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти,
в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние
звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается
оперативность управления.
Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности
органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и
внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения
себестоимости продукции и т.д.
Промежуточная эффективность деятельности органа государственного
финансового контроля — это соотношение экономических результатов исполнения
представлений и предписаний (возврат средств в федеральный бюджет, включая
штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и
затрат на содержание органа государственного финансового контроля. [15, с.
8]
Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового
контроля может быть определена по следующей формуле:
[pic] , (1)
где Ээф — экономическая эффективность; Эс — денежное выражение
социального эффекта; Эо — денежное выражение организационного эффекта;
Ээ — денежное выражение экономического эффекта; З — затраты на содержание
органа финансового контроля.
Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить
количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности
наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:
[pic] , (2)
где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный
бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности
объекта контроля.
Промежуточная эффективность деятельности органа государственного
финансового контроля рассчитывается по формуле:
[pic] (3)
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации
Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии и
показатели эффективности деятельности Счетной палаты.
Критерии, как было сказано выше, это:
— результативность;
— действенность;
— экономичность.
Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это
весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом,
так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие
критериальные показатели эффективности финансового контроля.
Критерий результативности включает показатели:
— выявленный объем средств, использованных с нарушениями
законодательства;
— выявленный объем неэффективно использованных средств;
— выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;
— количество подготовленных представлений и предписаний.
В 2001 году Счетной палатой выявлено нецелевое использование
государственных средств в сумме 14026,9 млн. рублей, возмещение
государственных средств осуществлено в объеме 2762,2 млн. рублей. В 2000
году эти показатели составили 23,2 млрд. рублей и 4,6 млрд. рублей
соответственно. Снижение выявления нецелевого использования государственных
средств в первую очередь связано с дальнейшим внедрением казначейского
исполнения федерального бюджета, приведшим к существенному сокращению
нарушений бюджетного законодательства.
Выявленный ущерб федеральному бюджету и федеральной собственности
составил в 2001 году 241,3 млрд. рублей.
По результатам контрольных мероприятий в 2001 году в соответствии с
решениями Коллегии Счетной палаты органам государственной власти,
предприятиям и организациям было направлено 451 представление и 2
предписания. По выявленным фактам нарушения законодательства 38 материалов
были переданы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Динамика
соответствующих показателей по годам работы Счетной палаты представлена на
графике:
[pic]Рис. 3.1. Динамика представлений Счетной палаты в Генеральную
прокуратуру [17]
Критерий действенности включает показатели:
— количество исполненных представлений и предписаний;
— объем средств, возвращенных в федеральный бюджет и на бюджетные
счета организаций;
— количество структурных преобразований в экономике, министерствах,
ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям Счетной
палаты;
— увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части,
полученные по представлениям Счетной палаты;
— количество поправок в действующее законодательство;
— количество постановлений Правительства Российской Федерации,
принятых по представлениям Счетной палаты;
— количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты),
принятых по представлениям Счетной палаты;
— количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты.
В 2001 году Генеральной прокуратурой было возбуждено 49 уголовных дел
по материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (с
учетом возобновленных уголовных дел).
Количественные данные о рассмотрении и выполнении представлений
Счетной палаты в 2001 году приведены в таблице.
Табл.3.1
Количественные данные о рассмотрении и выполнении в 2001 году
представлений, направленных Счетной палатой Российской Федерации по
результатам контрольных мероприятий
|Кому |Количество представлений |
|направлены | |
|представления| |
| |Напра|В |Не |Рассмот|Выполне|Выполне|Не |
| |влено|стадии |рассмотре|рено |но |но в |выполне|
| | |рассмот|но (ответ|(получе| |неполно|но |
| | |ре- |не |н | |м | |
| | |ния |получен, |ответ) | |объеме | |
| | |(срок |срок | | | | |
| | |исполне|исполнени| | | | |
| | |ния не |я истек) | | | | |
| | |истек) | | | | | |
|Всего: |451 |38 |35 |378 |261 |114 |3 |
|Правительство|59 |3 |7 |49 |32 |17 |- |
|Российской | | | | | | | |
|Федерации | | | | | | | |
|Минфин России|49 |6 |5 |38 |27 |11 |- |
|Минэкономразв|5 |2 |1 |2 |2 |- |- |
|ития России | | | | | | | |
|МНС России |19 |2 |2 |15 |11 |4 |- |
|Минимущество |8 |1 |- |7 |5 |2 |- |
|России | | | | | | | |
|Правоохраните|13 |1 |- |12 |2 |10 |- |
|льные органы:| | | | | | | |
|Генпрокуратур| | | | | | | |
|а России, МВД| | | | | | | |
|России | | | | | | | |
|Прочие |132 |16 |5 |111 |73 |38 |- |
|федеральные | | | | | | | |
|органы | | | | | | | |
|исполнительно| | | | | | | |
|й власти | | | | | | | |
[17]
Показатели выполнения представлений Счетной палаты, срок ответа по
которым истек, в 2001 году распределились следующим образом:
[pic]
Рис. 3.2. Выполнение представлений Счетной палаты, срок ответа по
которым истек [17]
В отчетном году Счетной палатой были подготовлены и направлены в
Государственную Думу заключения и предложения более чем по 20
законопроектам. Аудиторы Счетной палаты и специалисты ее аппарата
привлекались комитетами палат Федерального Собрания к рассмотрению
отдельных вопросов, принимали участие в дискуссиях на заседаниях ряда
комитетов, в парламентских слушаниях, «круглых столах», конференциях.
Возмещение государственных средств составило 2762,2 млн. рублей.
Процент возвращаемости средств остался на достаточно низком уровне и
составил 1,14% от выявленного ущерба.
Критерий экономичности включает в себя показатели:
— объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;
— объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на
подготовку материалов для проверяющих;
— уровень экономичности — отношение полученного экономического эффекта
от реализации представлений Счетной палаты к затратам на содержание Счетной
палаты.
В 2001 году финансовые средства на содержание Счетной палаты,
предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» в
сумме 261,7 млн. рублей, были получены своевременно и в полном объеме.
Кроме того, отдельным решением Правительства Российской Федерации на
содержание Счетной палаты были выделены 28,3 млн. рублей за счет
дополнительных доходов федерального бюджета.
Общая сумма бюджетных средств, направленных в 2001 году на содержание
Счетной палаты (290 млн. рублей), составила 2% от суммы выявленного в 2001
году нецелевого расходования бюджетных средств и 9,7% от суммы возвращенных
государственных средств.
Кроме названных критериев и их показателей, определяющих собственно
эффективность финансового контроля как действия, целесообразно использовать
еще два критерия, оценивающих деятельность Счетной палаты как контрольного
органа.
Такими критериями являются:
Критерий интенсивности деятельности, включающий показатели:
— количество контрольных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию,
аудиторское направление, Счетную палату);
— объем проверенных средств (одним инспектором, инспекцией,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9