Государственный финансовый контроль

обеспечение и др.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных

мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и

реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти,

в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние

звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается

оперативность управления.

Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности

органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и

внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения

себестоимости продукции и т.д.

Промежуточная эффективность деятельности органа государственного

финансового контроля — это соотношение экономических результатов исполнения

представлений и предписаний (возврат средств в федеральный бюджет, включая

штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и

затрат на содержание органа государственного финансового контроля. [15, с.

8]

Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового

контроля может быть определена по следующей формуле:

[pic] , (1)

где Ээф — экономическая эффективность; Эс — денежное выражение

социального эффекта; Эо — денежное выражение организационного эффекта;

Ээ — денежное выражение экономического эффекта; З — затраты на содержание

органа финансового контроля.

Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить

количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности

наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:

[pic] , (2)

где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный

бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности

объекта контроля.

Промежуточная эффективность деятельности органа государственного

финансового контроля рассчитывается по формуле:

[pic] (3)

3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации

Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии и

показатели эффективности деятельности Счетной палаты.

Критерии, как было сказано выше, это:

— результативность;

— действенность;

— экономичность.

Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это

весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом,

так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие

критериальные показатели эффективности финансового контроля.

Критерий результативности включает показатели:

— выявленный объем средств, использованных с нарушениями

законодательства;

— выявленный объем неэффективно использованных средств;

— выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

— количество подготовленных представлений и предписаний.

В 2001 году Счетной палатой выявлено нецелевое использование

государственных средств в сумме 14026,9 млн. рублей, возмещение

государственных средств осуществлено в объеме 2762,2 млн. рублей. В 2000

году эти показатели составили 23,2 млрд. рублей и 4,6 млрд. рублей

соответственно. Снижение выявления нецелевого использования государственных

средств в первую очередь связано с дальнейшим внедрением казначейского

исполнения федерального бюджета, приведшим к существенному сокращению

нарушений бюджетного законодательства.

Выявленный ущерб федеральному бюджету и федеральной собственности

составил в 2001 году 241,3 млрд. рублей.

По результатам контрольных мероприятий в 2001 году в соответствии с

решениями Коллегии Счетной палаты органам государственной власти,

предприятиям и организациям было направлено 451 представление и 2

предписания. По выявленным фактам нарушения законодательства 38 материалов

были переданы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Динамика

соответствующих показателей по годам работы Счетной палаты представлена на

графике:

[pic]Рис. 3.1. Динамика представлений Счетной палаты в Генеральную

прокуратуру [17]

Критерий действенности включает показатели:

— количество исполненных представлений и предписаний;

— объем средств, возвращенных в федеральный бюджет и на бюджетные

счета организаций;

— количество структурных преобразований в экономике, министерствах,

ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям Счетной

палаты;

— увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части,

полученные по представлениям Счетной палаты;

— количество поправок в действующее законодательство;

— количество постановлений Правительства Российской Федерации,

принятых по представлениям Счетной палаты;

— количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты),

принятых по представлениям Счетной палаты;

— количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты.

В 2001 году Генеральной прокуратурой было возбуждено 49 уголовных дел

по материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (с

учетом возобновленных уголовных дел).

Количественные данные о рассмотрении и выполнении представлений

Счетной палаты в 2001 году приведены в таблице.

Табл.3.1

Количественные данные о рассмотрении и выполнении в 2001 году

представлений, направленных Счетной палатой Российской Федерации по

результатам контрольных мероприятий

|Кому |Количество представлений |

|направлены | |

|представления| |

| |Напра|В |Не |Рассмот|Выполне|Выполне|Не |

| |влено|стадии |рассмотре|рено |но |но в |выполне|

| | |рассмот|но (ответ|(получе| |неполно|но |

| | |ре- |не |н | |м | |

| | |ния |получен, |ответ) | |объеме | |

| | |(срок |срок | | | | |

| | |исполне|исполнени| | | | |

| | |ния не |я истек) | | | | |

| | |истек) | | | | | |

|Всего: |451 |38 |35 |378 |261 |114 |3 |

|Правительство|59 |3 |7 |49 |32 |17 |- |

|Российской | | | | | | | |

|Федерации | | | | | | | |

|Минфин России|49 |6 |5 |38 |27 |11 |- |

|Минэкономразв|5 |2 |1 |2 |2 |- |- |

|ития России | | | | | | | |

|МНС России |19 |2 |2 |15 |11 |4 |- |

|Минимущество |8 |1 |- |7 |5 |2 |- |

|России | | | | | | | |

|Правоохраните|13 |1 |- |12 |2 |10 |- |

|льные органы:| | | | | | | |

|Генпрокуратур| | | | | | | |

|а России, МВД| | | | | | | |

|России | | | | | | | |

|Прочие |132 |16 |5 |111 |73 |38 |- |

|федеральные | | | | | | | |

|органы | | | | | | | |

|исполнительно| | | | | | | |

|й власти | | | | | | | |

[17]

Показатели выполнения представлений Счетной палаты, срок ответа по

которым истек, в 2001 году распределились следующим образом:

[pic]

Рис. 3.2. Выполнение представлений Счетной палаты, срок ответа по

которым истек [17]

В отчетном году Счетной палатой были подготовлены и направлены в

Государственную Думу заключения и предложения более чем по 20

законопроектам. Аудиторы Счетной палаты и специалисты ее аппарата

привлекались комитетами палат Федерального Собрания к рассмотрению

отдельных вопросов, принимали участие в дискуссиях на заседаниях ряда

комитетов, в парламентских слушаниях, «круглых столах», конференциях.

Возмещение государственных средств составило 2762,2 млн. рублей.

Процент возвращаемости средств остался на достаточно низком уровне и

составил 1,14% от выявленного ущерба.

Критерий экономичности включает в себя показатели:

— объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

— объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на

подготовку материалов для проверяющих;

— уровень экономичности — отношение полученного экономического эффекта

от реализации представлений Счетной палаты к затратам на содержание Счетной

палаты.

В 2001 году финансовые средства на содержание Счетной палаты,

предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» в

сумме 261,7 млн. рублей, были получены своевременно и в полном объеме.

Кроме того, отдельным решением Правительства Российской Федерации на

содержание Счетной палаты были выделены 28,3 млн. рублей за счет

дополнительных доходов федерального бюджета.

Общая сумма бюджетных средств, направленных в 2001 году на содержание

Счетной палаты (290 млн. рублей), составила 2% от суммы выявленного в 2001

году нецелевого расходования бюджетных средств и 9,7% от суммы возвращенных

государственных средств.

Кроме названных критериев и их показателей, определяющих собственно

эффективность финансового контроля как действия, целесообразно использовать

еще два критерия, оценивающих деятельность Счетной палаты как контрольного

органа.

Такими критериями являются:

Критерий интенсивности деятельности, включающий показатели:

— количество контрольных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию,

аудиторское направление, Счетную палату);

— объем проверенных средств (одним инспектором, инспекцией,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты