Государственный кредит
Дата создания 11.01.02 5:03
ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Курсовая работа
по дисциплине: «Финансы»
Тема № 11: «Государственный кредит»
Биробиджан, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Сущность и функции государственного кредита. 5
2. Государственный долг. Состав государственного долга. 9
3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ 12
Заключение 24
Список использованных материалов 26
Введение
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-
финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и
осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на
ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает
участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются
составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой
функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами)
инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и
расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка
заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-
правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность
вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным
финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может
привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и
дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые
ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их
получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между
государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия,
хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль
в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой
системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы
роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение
страны на мировой арене.
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и
растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на
которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы;
национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных
положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
В ощеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает
совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними
кредиторами.
Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение
государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
V раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий
с банковским кредитом,
V характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
V определить функций государственного кредита,
V определить формы государственного долга,
V рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком
смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и
управления, принимающие участие в этом процессе.
При работе использовалось законодательство Российской Федерации, а
также научная и учебная литература по изучаемому вопросу.
1. Сущность и функции государственного кредита.
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая
следующие признаки кредита:
. наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов
кредитной сделки;
. аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и
организаций на принципах возвратности срочности и платности (в
исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
. возможность использования госкредитных операций внутри страны и в
международных отношениях[1].
Государственный кредит является составной частью такого звена
финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть
составляет банковский кредит).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе
отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных
отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются
существенные различия.
Основная, особенность государственного кредита заключается в
непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при
таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного
капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие
бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование
государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые
займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми
заранее) налогами[2]
Характерной чертой банковского кредита является производительное
использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и
выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в
процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского
кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца),
юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном
кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.
Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение
между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту
гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций
выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых
правоотношений.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф.
Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е.
Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между
государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в
следующем:
1. В отношениях по государственному кредиту всегда имеется
верховенство государства, несмотря на то, что государство является
заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот,
кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения,
предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.
2. Учитывая особую роль государства, оно заключает долгосрочные займы
без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров
долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.
3. При банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и
любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение
принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту
абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной
сделки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при
заключении займа»[3].
Государственный кредит представляет отношения вторичного
распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального
богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов,
сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через
государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды
потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства
населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего
потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях
население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и
в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для
текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры,
когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению
государства – подписка на государственные займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных
финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита
как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной
выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов,
мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует
возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде
процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и
являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату
средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный
характер[4].
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком –
государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов
власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать
дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без
использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного
кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование
финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса
государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный
спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит
отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к
платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем
поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов
государства[5].
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в
роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных
либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям,
учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для
всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.