Государственный кредит

Государственный кредит

Дата создания 11.01.02 5:03

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Курсовая работа

по дисциплине: «Финансы»

Тема № 11: «Государственный кредит»

Биробиджан, 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Сущность и функции государственного кредита. 5

2. Государственный долг. Состав государственного долга. 9

3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ 12

Заключение 24

Список использованных материалов 26

Введение

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-

финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и

осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на

ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает

участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются

составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой

функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами)

инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и

расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка

заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-

правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность

вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным

финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может

привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и

дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые

ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их

получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между

государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по

поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в

руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия,

хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль

в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой

системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы

роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение

страны на мировой арене.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и

растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на

которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы;

национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных

положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.

В ощеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает

совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними

кредиторами.

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение

государственного кредита.

Для достижения поставленной цели необходимо:

V раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий

с банковским кредитом,

V характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,

V определить функций государственного кредита,

V определить формы государственного долга,

V рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком

смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и

управления, принимающие участие в этом процессе.

При работе использовалось законодательство Российской Федерации, а

также научная и учебная литература по изучаемому вопросу.

1. Сущность и функции государственного кредита.

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая

следующие признаки кредита:

. наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов

кредитной сделки;

. аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и

организаций на принципах возвратности срочности и платности (в

исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

. возможность использования госкредитных операций внутри страны и в

международных отношениях[1].

Государственный кредит является составной частью такого звена

финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть

составляет банковский кредит).

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе

отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных

отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются

существенные различия.

Основная, особенность государственного кредита заключается в

непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при

таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного

капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие

бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование

государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые

займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми

заранее) налогами[2]

Характерной чертой банковского кредита является производительное

использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и

выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в

процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского

кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца),

юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном

кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение

между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту

гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций

выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых

правоотношений.

Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф.

Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е.

Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между

государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в

следующем:

1. В отношениях по государственному кредиту всегда имеется

верховенство государства, несмотря на то, что государство является

заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот,

кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения,

предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.

2. Учитывая особую роль государства, оно заключает долгосрочные займы

без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров

долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.

3. При банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и

любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение

принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту

абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной

сделки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при

заключении займа»[3].

Государственный кредит представляет отношения вторичного

распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального

богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов,

сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через

государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды

потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства

населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего

потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях

население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и

в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для

текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры,

когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению

государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных

финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита

как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной

выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов,

мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует

возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде

процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и

являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату

средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный

характер[4].

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком –

государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов

власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать

дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без

использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного

кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование

финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса

государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный

спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит

отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к

платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем

поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов

государства[5].

В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в

роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных

либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям,

учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для

всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты