Государственный кредит

инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим

заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих

стран, собственность, облигации и другое. Преимущество крупномасштабных

конверсионных операций в том, что наряду с облегчением долгового бремени

они могут способствовать притоку прямых иностранных инвестиций на развитие

приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение

приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток

капитала из страны и стимулировать его возвращение. Необходимой

предпосылкой для введения программы конверсии долга является завершение

процесса переоформления задолженности.

Россия практиковала следующие своп-операции:

- "долг на наличность": выкуп долга с дисконтом по негарантированной

коммерческой задолженности;

- "долг на экспорт": данная схема является более привлекательной,

однако здесь важен качественный состав экспорта, то есть экспорт машино-

технической и иной готовой продукции. Такая схема позволяет поддерживать

конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их

экспорта на уже традиционные рынки и освоению новых рынков сбыта,

одновременно помогая бюджету расплатиться с долгами;

- "долг на налоги": необходимой предпосылкой для конверсии долга в

налоги является законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-

держателей внешнего долга России. Положение закона о налоговых льготах

важно сформировать так, чтобы уплата налога инвесторами была возможной и

путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при

которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешних долговых

обязательств. Разрешение на подобную конверсию должно предоставляться

только при осуществлении новых инвестиций, важных для экономики России.

- "долг в облигационные обязательства": этот вариант особенно важен,

поскольку по договору с Лондонским клубом и другими организациями

кредиторов процентные ставки за кредиты являются "плавающими". Кроме того,

с 1999 года почти в 2 раза возрос объем погашений и процентных выплат по

внешним кредитам. Возможности обмена плавающих ставок на фиксированные

фактически позволяет неявно конвертировать долги России в форму

еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания, выпуск еврооблигаций

даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому

размещение внешнего долга должно в принципе благоприятно сказаться на

внутренних инвестициях. Кроме экономии внутренних сбережений, большая часть

которых высвобождается для внутреннего инвестирования, успешное размещение

внешних займов дает положительный сигнал для прямых и портфельных

иностранных инвестиций. Наряду с этим увеличение внешних государственных

займов обуславливает положительный внешний эффект, так как отечественные

банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея

формальных ограничений на ежегодные объемы заимствований, с которыми

сталкивается правительство. Если бы рыночная эмиссия государственного долга

проходила только внутри страны, то существующие кредитные рейтинги не

позволяли бы размещать частные обязательства на мировых финансовых рынках.

- "долг на собственность": одной из перспективных и приемлемых для нас

является данная конверсионная схема, проводимая в рамках приватизации. Речь

прежде всего идет о возможности использовать для сокращения долгового

бремени обмен советских и российских долговых обязательств на акции

приватизированных предприятий.

- "долг на долг ": советских долгов Парижскому клубу на долги России

третьих стран, иначе говоря, своп внешних обязательств в финансовые активы,

то есть долги нам. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши

долги этому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на

долги третьих стран. А далее Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо

списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен[20].

Таким образом, можно использовать множество технологий уменьшения

бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не

обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить

доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство

невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при

столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был

сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана

фискальная эффективность экономики.

Заключение

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в

том, что он является средством мобилизации в руках государства

дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного

бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на

покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном

бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства

прямо используются для финансирования экономических и социальных программ.

Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения

финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором

ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует

забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются

антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения

государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных

поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых

займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств

и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от

производительного использования, сокращает возможности наращивания

производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение

национальной экономики республики внешними источниками финансирования,

достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за

эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился

в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний

долг.

Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части

кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в

современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения

на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней

задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут

предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным

компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями,

как для должников, так и для кредиторов.

Список использованных материалов

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ //СЗ

РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3823

2. Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки

предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля

1994 // СЗ РФ от 11 июля 1994 г., N 11, ст. 1196

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.:

ЮНИТИ, 2000

4. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших

учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996

5. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы

и статистика, 1992.

6. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 1997

7. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.

8. Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995.

9. Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая

школа”, 1997

10. Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000

11. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. -

М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997

13. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы

и статистика , 1999

14. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь,

1998 г., №2

15. Афонцев С, Внешняя задолженность России // Мировая экономика

международные отношения, 1998 г., №7

16. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга

России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5

17. Вавилов А., Трофимов Г.,Стабилизация и управление государственным

долгом России // Вопросы экономики, 1997 г., №12

18. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ //

Финансы, № 7 / 1999.

19. Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления внешним

долгом РФ. // Бизнес и банки, 1999 г., №16

20. Златкин Б., Перспективы функционирования рынка государственного долга.

// Финансист, 1999 г., №8

21. Саркисянц А. Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и

кредит, 1999 г., №2

22. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации //Деньги и

кредит, №6/1996

23. Титков В., Проблемы управления российским внешним долгом // Вопросы

экономики, 1997 г., №11

-----------------------

[1] Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и

статистика, 1992, с. 8

[2] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 447

[3] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 449

[4] Теория финансов //Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Вышэйшая

школа”, 1997, с. 45

[5] Теория финансов //Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая

школа”, 1997, с. 47

[6] СЗ РФ от 11 июля 1994 г., N 11, ст. 1196

[7] Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. -

М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, с. 78

[8] Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М,

1997, с. 169

[9] глава 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N

145-ФЗ //СЗ РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3823

[10] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 453

[11] Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М,

1997, с. 171

[12] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –

М.: ЮНИТИ, 2000, с. 86

[13] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –

М.: ЮНИТИ, 2000, с. 215

[14] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –

М.: ЮНИТИ, 2000, с. 221

[15] Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления внешним

долгом РФ. // Бизнес и банки, 1999 г., №16, с 6-7.

[16] Саркисянц А. Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и

кредит, 1999 г., №2, с 102.

[17] Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга

России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.

[18] Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга

России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.

[19] Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших

учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996г., 478с

[20] Златкин Б., Перспективы функционирования рынка государственного долга.

// Финансист, 1999 г., №8, с 7-8.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты