инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим
заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих
стран, собственность, облигации и другое. Преимущество крупномасштабных
конверсионных операций в том, что наряду с облегчением долгового бремени
они могут способствовать притоку прямых иностранных инвестиций на развитие
приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение
приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток
капитала из страны и стимулировать его возвращение. Необходимой
предпосылкой для введения программы конверсии долга является завершение
процесса переоформления задолженности.
Россия практиковала следующие своп-операции:
- "долг на наличность": выкуп долга с дисконтом по негарантированной
коммерческой задолженности;
- "долг на экспорт": данная схема является более привлекательной,
однако здесь важен качественный состав экспорта, то есть экспорт машино-
технической и иной готовой продукции. Такая схема позволяет поддерживать
конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их
экспорта на уже традиционные рынки и освоению новых рынков сбыта,
одновременно помогая бюджету расплатиться с долгами;
- "долг на налоги": необходимой предпосылкой для конверсии долга в
налоги является законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-
держателей внешнего долга России. Положение закона о налоговых льготах
важно сформировать так, чтобы уплата налога инвесторами была возможной и
путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при
которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешних долговых
обязательств. Разрешение на подобную конверсию должно предоставляться
только при осуществлении новых инвестиций, важных для экономики России.
- "долг в облигационные обязательства": этот вариант особенно важен,
поскольку по договору с Лондонским клубом и другими организациями
кредиторов процентные ставки за кредиты являются "плавающими". Кроме того,
с 1999 года почти в 2 раза возрос объем погашений и процентных выплат по
внешним кредитам. Возможности обмена плавающих ставок на фиксированные
фактически позволяет неявно конвертировать долги России в форму
еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания, выпуск еврооблигаций
даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому
размещение внешнего долга должно в принципе благоприятно сказаться на
внутренних инвестициях. Кроме экономии внутренних сбережений, большая часть
которых высвобождается для внутреннего инвестирования, успешное размещение
внешних займов дает положительный сигнал для прямых и портфельных
иностранных инвестиций. Наряду с этим увеличение внешних государственных
займов обуславливает положительный внешний эффект, так как отечественные
банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея
формальных ограничений на ежегодные объемы заимствований, с которыми
сталкивается правительство. Если бы рыночная эмиссия государственного долга
проходила только внутри страны, то существующие кредитные рейтинги не
позволяли бы размещать частные обязательства на мировых финансовых рынках.
- "долг на собственность": одной из перспективных и приемлемых для нас
является данная конверсионная схема, проводимая в рамках приватизации. Речь
прежде всего идет о возможности использовать для сокращения долгового
бремени обмен советских и российских долговых обязательств на акции
приватизированных предприятий.
- "долг на долг ": советских долгов Парижскому клубу на долги России
третьих стран, иначе говоря, своп внешних обязательств в финансовые активы,
то есть долги нам. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши
долги этому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на
долги третьих стран. А далее Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо
списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен[20].
Таким образом, можно использовать множество технологий уменьшения
бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не
обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить
доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство
невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при
столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был
сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана
фискальная эффективность экономики.
Заключение
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в
том, что он является средством мобилизации в руках государства
дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на
покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном
бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства
прямо используются для финансирования экономических и социальных программ.
Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения
финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором
ускорения социально-экономического развития страны.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует
забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются
антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения
государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных
поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых
займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств
и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от
производительного использования, сокращает возможности наращивания
производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение
национальной экономики республики внешними источниками финансирования,
достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за
эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился
в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний
долг.
Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части
кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в
современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения
на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней
задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут
предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным
компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями,
как для должников, так и для кредиторов.
Список использованных материалов
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ //СЗ
РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3823
2. Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки
предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля
1994 // СЗ РФ от 11 июля 1994 г., N 11, ст. 1196
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.:
ЮНИТИ, 2000
4. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших
учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996
5. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы
и статистика, 1992.
6. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 1997
7. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.
8. Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995.
9. Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая
школа”, 1997
10. Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000
11. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993
12. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. -
М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997
13. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы
и статистика , 1999
14. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь,
1998 г., №2
15. Афонцев С, Внешняя задолженность России // Мировая экономика
международные отношения, 1998 г., №7
16. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга
России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5
17. Вавилов А., Трофимов Г.,Стабилизация и управление государственным
долгом России // Вопросы экономики, 1997 г., №12
18. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ //
Финансы, № 7 / 1999.
19. Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления внешним
долгом РФ. // Бизнес и банки, 1999 г., №16
20. Златкин Б., Перспективы функционирования рынка государственного долга.
// Финансист, 1999 г., №8
21. Саркисянц А. Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и
кредит, 1999 г., №2
22. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации //Деньги и
кредит, №6/1996
23. Титков В., Проблемы управления российским внешним долгом // Вопросы
экономики, 1997 г., №11
-----------------------
[1] Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и
статистика, 1992, с. 8
[2] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 447
[3] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 449
[4] Теория финансов //Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Вышэйшая
школа”, 1997, с. 45
[5] Теория финансов //Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая
школа”, 1997, с. 47
[6] СЗ РФ от 11 июля 1994 г., N 11, ст. 1196
[7] Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. -
М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, с. 78
[8] Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М,
1997, с. 169
[9] глава 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N
145-ФЗ //СЗ РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3823
[10] Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 453
[11] Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М,
1997, с. 171
[12] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –
М.: ЮНИТИ, 2000, с. 86
[13] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –
М.: ЮНИТИ, 2000, с. 215
[14] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –
М.: ЮНИТИ, 2000, с. 221
[15] Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления внешним
долгом РФ. // Бизнес и банки, 1999 г., №16, с 6-7.
[16] Саркисянц А. Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и
кредит, 1999 г., №2, с 102.
[17] Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга
России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.
[18] Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга
России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.
[19] Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших
учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996г., 478с
[20] Златкин Б., Перспективы функционирования рынка государственного долга.
// Финансист, 1999 г., №8, с 7-8.