Государственный кредит как экономическая категория

Государственный кредит как экономическая категория

1.Государственный кредит как экономическая

категория.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может

привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы

хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он

выражает отношения между государством и многочисленными физическими и

юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда,

наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных

операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а

население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее

государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается

не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней

финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности

и платности предоставленных взаймы средств.

Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов

государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.

Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником

погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают

средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного

кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации

дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета.

Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда

государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы

хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления

обычных доходов.

Тем не менее в любом случае - и при бюджетном дефиците, и при

сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами

государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда

государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или

дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на

размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может

привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение

границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает

бдительность правительства, искажает представление о его реальных

финансовых возможностях. При этом может происходить финансирование

общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии,

хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих

поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство

финансовой и денежно-кредитной системы.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения

стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.

В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных

фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими

являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и

организаций.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет

свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений.

Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и

платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата

доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом

круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных

ценных бумаг.

Целесообразность использования государственного кредита для

формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия

бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными

последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по

сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования

доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения

спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без

увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из

особенностей формирования и времени использования доходов получаемых

физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются

временно свободные денежные средства : прежде всего в связи с неравномерным

получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение

наследства и т.п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и

организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации

продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью

производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные

финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду

неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство

и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды

предприятий. С ростом эффективности общественного производства

увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в

сферу государственного кредита.

Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с

банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой

банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств

предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения

эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать

и частные лица. При государственном кредите происходит формирование

дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому

государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это

обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и

беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию

правительственных расходов.

Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная доля

государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому

преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но

широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-

техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам -

всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного

кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный

государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по

кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти,

государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию

государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю

сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая

начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов

кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению

обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения

дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования

бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю,

так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга -

внутреннего и внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех

совершённых госкредитных операций . Его абсолютная величина, динамика и

темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны,

эффективность функционирования государственных структур. На состояние

государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере

государственного кредита : получение новых займов и условия их

предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых

процентов, с другой.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в

том, что он является средством мобилизации в руках государства

дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного

бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на

покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном

бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства

прямо используются для финансирования экономических и социальных программ.

Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения

финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором

ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов

у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается

посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и

вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к

трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства,

трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения

крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать

на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во

время погашений облигаций займов.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует

забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются

антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения

государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных

поступлений в бюджет, а они могут быть получены ( если не считать новых

займов ) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых

обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от

производительного использования, сокращает возможности наращивания

производственного и интеллектуального потенциала общества.

Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов

имеет ограниченное действие. При благополучном финансовом положении

государство с помощью кредитных отношений мобилизует средства для

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты