Государственный кредит как экономическая категория
1.Государственный кредит как экономическая
категория.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может
привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы
хозяйственных структур и средства населения.
Главным способом их получения является государственный кредит. Он
выражает отношения между государством и многочисленными физическими и
юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда,
наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных
операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а
население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее
государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается
не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней
финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.
Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности
и платности предоставленных взаймы средств.
Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов
государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.
Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником
погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают
средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного
кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации
дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета.
Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда
государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы
хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления
обычных доходов.
Тем не менее в любом случае - и при бюджетном дефиците, и при
сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами
государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда
государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или
дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на
размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может
привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение
границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает
бдительность правительства, искажает представление о его реальных
финансовых возможностях. При этом может происходить финансирование
общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии,
хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих
поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство
финансовой и денежно-кредитной системы.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения
стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.
В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных
фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими
являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и
организаций.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет
свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений.
Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и
платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата
доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом
круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных
ценных бумаг.
Целесообразность использования государственного кредита для
формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия
бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными
последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по
сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования
доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения
спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без
увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Возможность существования государственного кредита вытекает из
особенностей формирования и времени использования доходов получаемых
физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются
временно свободные денежные средства : прежде всего в связи с неравномерным
получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение
наследства и т.п.
Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и
организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации
продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью
производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные
финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду
неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство
и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды
предприятий. С ростом эффективности общественного производства
увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в
сферу государственного кредита.
Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с
банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой
банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств
предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения
эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать
и частные лица. При государственном кредите происходит формирование
дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому
государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это
обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и
беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию
правительственных расходов.
Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная доля
государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому
преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но
широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-
техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам -
всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного
кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный
государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по
кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти,
государственным объединениям и т.п.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию
государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю
сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая
начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов
кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению
обязательств, срок оплаты которых уже наступил.
Государство, широко используя свои возможности для привлечения
дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования
бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю,
так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга -
внутреннего и внешнего.
Государственный долг является характеристикой результативности всех
совершённых госкредитных операций . Его абсолютная величина, динамика и
темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны,
эффективность функционирования государственных структур. На состояние
государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере
государственного кредита : получение новых займов и условия их
предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых
процентов, с другой.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в
том, что он является средством мобилизации в руках государства
дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на
покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном
бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства
прямо используются для финансирования экономических и социальных программ.
Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения
финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором
ускорения социально-экономического развития страны.
Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов
у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается
посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и
вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к
трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства,
трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения
крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать
на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во
время погашений облигаций займов.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует
забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются
антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения
государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных
поступлений в бюджет, а они могут быть получены ( если не считать новых
займов ) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых
обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от
производительного использования, сокращает возможности наращивания
производственного и интеллектуального потенциала общества.
Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов
имеет ограниченное действие. При благополучном финансовом положении
государство с помощью кредитных отношений мобилизует средства для