Государственный кредит как экономическая категория

немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно

конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в

той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает

кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар.

Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в

эмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срок

международного кредита зависит от целого ряда факторов, к которым

относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении

предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное

законодательство; межгосударственные соглашения.

В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле

каждое государство стремится создать условия для повышения

конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство

во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по

рефенансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в

экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних

странах созданы специальные государственные и полугосударственные (

смешанные с участием частного капитала ) банковские институты

внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, перед

которыми становится задача создания благоприятных условий рефенансирования

внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

Типичным примером национального государственного института по

стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США ( Эксимбанк

), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых

кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он

предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и

банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

Подобные институты функционируют и в ряде других стран, в частности, в

Японии и во Франции. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банк

Японии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие возможности

кредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, а также операции по

иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует

преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.

Во Франции государственный кредитный механизм для поддержания экспорта

начал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах - Бельгии,

Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует в кредитовании экспортных

операций через внешнеторговые банки, созданные с консорциумами коммерческих

банков.

Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах с

рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию

внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической

неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления

международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, в

США и в других странах сложилась целая система страхования и

гарантированния экспортных операций.

Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные

и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк

реконструкции и развития ( Мировой банк ), Межамериканский банк развития,

Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди

них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной

финансовой корпорацией ( МФК ) и Международной ассоциацией развития ( МАР

). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов

формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных.

Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные

операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего

развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так

называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что

кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее

развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-

экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При

этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B.

Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B

предоставляются банком как участником международного банковского

консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками.

Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах

10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль.

МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных

инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих

международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а

так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК

предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же

время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный

капитал из других источников.

Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только

для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты,

значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком

формируются за счет взносов стран-доноров.

Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое

современное государство, одновременно и международным кредитором, и

международным должником. Это является результатом многолетнего длительного

процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с

рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но

особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто

коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический.

В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с

рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к

развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает

чистым кредитором.

Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран

должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной

экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом

узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России

по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их

трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще

никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга

и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны

были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было

выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР.

Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях

обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг

всех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину ) в 1993 году

составил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР в 1987 году

составил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот государственный долг в

сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка

России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени

сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может

ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в

год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней

задолженности. В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственных

кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных

кредиторов, преимущественно транснациональные банки ) отсрочили на

несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его

придется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будет

происходить за счет ее рефенансирования. Это означает, что ту сумму

задолженности, которая должна быть погашена в данному году, придется брать

равный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в

силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг

России останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд

российских коммерческих банков в обход государственного законодательства

разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к

концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не

прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен

кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские

процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное

же состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. )

свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной

системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на

многие годы становится весьма проблематичным.

Литература.

1.Вавилов Ю.А.,Государственный кредит: прошлое и настоящее.- М.:

Финансы и статистика,1992 - 96 с.

2.Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995 - 144 с.

3.Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под

ред. В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993 - 400с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты