направляется 20% на социальное развитие 8%. Наибольшую долю в сумме
использованных средств составляли платежи в бюджет 45%. В то же время в
общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в
1995 году основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается
прибыль 56%, на долю амортизационных отчислений приходится 24%,
ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около 9%, кредиты
банков свыше 11%.
Рассматривая перспективы использования собственных и привлеченных
средств предприятий для финансирования инвестиций, можно выделить следующие
проблемы.
3. ПРИБЫЛЬ КАК ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИЙ
Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет
повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном
хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены,
предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к
проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.
Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в
сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить
необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на
автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более
качественных иностранных моделей. По этому сбыт продукции ВАЗа становится
проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются
меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых
ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются
одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить
возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога
прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992
года. Это могло бы послу жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной
активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и
отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта про изводимой
продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само
по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных
решений.
4. ОТТОК КАПИТАЛА
За последние годы в России сложился слой предприятий и
предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из за неустойчивости
экономического положения в стране большие средства пере водятся в
конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия
станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных
инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных
сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет
дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает
уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов
(потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток.
Как не парадоксально, но в течение 1993 г. Россия выдала больше кредитов
зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего платежного
баланса России (когда страна является нетто экспортером капитала, т.е.
граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд.
долларов. Это усиливает инвестиционный «голод» в стране, ведет к
дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов
ощущение российскими бизнесменами политической и экономической
нестабильности в России. Значительная часть на копленных российскими
бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом
в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы
переправляется ими в западные банки или используется для покупки
недвижимости и ценных бумаг.
Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России, по
крайней мере в настоящий момент, слишком нестабильна для осуществления
долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения
не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж.
Компании экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в
зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и
направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка
капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на
ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое
оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в
российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять
кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим
соотечественникам.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и
не легитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные
инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий
или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному
измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только
их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы
России побудил власть принять организационно правовые меры по ужесточением
контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того,
чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей
страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.
Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия
четкого экономического законодательства, основанного на рыночных
потенциалах.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов
наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры,
препятствующие его оттоку.
5. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного
капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство
законодательства, неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих
проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый
приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и
объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и
войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки,
недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и
бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством,
инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не
конвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении
зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым
зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают
невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику.
Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность
наталкивается на множество бюрократических препон, а кроме того,
складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся
прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные
инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании
откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как
ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически
недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно
квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал. В
рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических,
финансовых, социокультурных, организационно правовых и географических
факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран
мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему
показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной
привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.
Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного
климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер.
Например, в 1993 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9
трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд.
долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится
980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом
наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что
объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных
инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный
климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных
инвесторов в Рос сии являются наихудшими по сравнению с другими
государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за
иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам,
но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты «Эуромаки» поставили Россию в
своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е
Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию на 122-е.
Как показывает анализ законодательства стран республик бывшего СССР,
при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от
декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования
иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в
полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый
период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия,
Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия,
Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий:
тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных
(Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный
инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать