Российской Федерации и местной администрацией. Эти же органы и обеспечивают
исполнение соответствующего бюджета.
В процессе исполнения бюджета Правительство РФ, правительства
(администрация) субъектов РФ и местная администрация при необходимости
могут вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в
пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной
классификации.
В исполнении бюджета в той или иной мере принимают участие абсолютно
все государственные и муниципальные органы представительной и
исполнительной властей, включая министерства, ведомства, отраслевые органы
управления, предприятия, учреждения и иные организации.
Важная роль в исполнении бюджета принадлежит финансовым органам,
которые осуществляют практическую работу по составлению и исполнению
бюджетов. Так, Министерство финансов РФ обеспечивает в установленном
порядке исполнение федерального бюджета, осуществляет в соответствии с
Законодательством РФ корректировку бюджетных показателей; осуществляет
контроль за исполнением федеральных бюджетов, выделяемых предприятиям и
иным организациям; составляет отчет об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета Российской Федерации и представляет его
Правительству РФ. При осуществлении своих функций Министерство Финансов РФ
имеет право получать от федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ и иных федеральных органов материалы для
осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бухгалтерские
отчеты и балансы, а также другие документы, необходимые для осуществления
финансирования расходов из федерального бюджета.
Министерство Финансов РФ имеет право получать от предприятий,
учреждений и других организаций независимо от их организационно правовых
форм и подчиненности материалы, связанные с использованием средств
федерального бюджета. При нарушении или финансовой дисциплины по
использованию средств федерального бюджета Министерства Финансов РФ может
ограничивать, а при необходимости и приостанавливать финансирование из
федерального бюджета таких организаций.
Аналогичные функции осуществляют и органы субъектов РФ и органов
местного самоуправления в отношении подведомственных бюджетов.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на
получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из
федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской
Федерации (ст.5 Закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»
1997г.).
Также существенная роль в исполнении федерального бюджета принадлежит
федеральному казначейству. Этот орган был создан по Указу Президента РФ в
1992 году, его деятельность урегулирована Положением о федеральном
Казначействе РФ. В соответствии с указанными актами основными задачами
органов казначейства является организация, осуществление и контроль за
исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого
бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.
В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение
бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация
исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными
средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и
получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных
средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (ст.215).
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация
поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных
обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления
расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление
платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на
Федеральное казначейство (ст.243 Бюджетного кодекса РФ).
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения
всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов
Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета
запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов
Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального
бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству.
Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства)
находится в Банке России. В целях управления средствами федерального
бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному
казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета
федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и
кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и
исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской.
Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без
соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются (ст.244
Бюджетного кодекса РФ).
Осуществляя эти задачи, Главное управление федерального казначейства
Министерства Финансов РФ:
- организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета,
исходя их принципа единства кассы;
- доводит до территориальных органов федерального казначейства
размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым этими
органами территорий РФ;
- ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;
- организует распределение в установленных размерах доходов между
Федерального Бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также передачу в
местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным
налогам и доходам;
- организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое
планирование средств федерального бюджета;
- представляет высшим органам государственной власти и управления
Российской Федерации отчетность о финансовых операциях
Правительства РФ, результатах исполнения федерального бюджета и
состоянии бюджетной системы РФ;
- выполняет иные функции.
В своей деятельности по исполнению федерального бюджета Главное
управление федерального казначейства взаимодействует с Центральным банком
РФ, Государственной налоговой службой РФ, иными центральными органами
государственной власти и управления РФ.
Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение
бюджетов, осуществления которого в соответствии с Законом «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» возложено на банковскую
систему.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих
доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на
единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого
счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
исполняются на основе принципа единства кассы (ст.216 Бюджетного кодекса
РФ).
В основе кассового исполнения бюджетов лежат принцип единства кассы и
конституционные положения о разграничении бюджетных полномочий между
Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления по
формированию и исполнению соответствующих бюджетов.
Кассовое исполнение бюджетов в соответствии с принципом единства
кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном
кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового
учреждения и выдача денежных средств всем организациям, финансирующимся из
данного бюджета.
Бюджетное законодательство закрепляет, что Центральный Банк
Российской Федерации, его учреждения на местах, а при их отсутствии по
согласованию с соответствующим органам представительной власти, любые
другие банки ведут счета и являются кассирами соответствующих органов
исполнительной власти.
Законом РФ «О Центральном банке РФ» от 26 апреля 1995 года определены
взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами
местного самоуправления, в том числе по вопросам, связанным с исполнением
бюджетов. Так, Законом предусмотрено в ст.22, что Банк России не вправе
представлять Правительству РФ кредиты на покрытие бюджетного дефицита, а
также получать государственные ценные бумаги при их первичном размещении,
если это не предусмотрено Законом о федеральном бюджете. Банк России не
вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов государственных внебюджетных фондов. В Банке России
хранятся средства федерального бюджета и государственных внебюджетных
фондов, если иное не установлено федеральном законодательством. Банк
России и Минфин РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении
указанных операций по поручению Правительства РФ (ст.23 Закона «О
Центральном банке РФ» 26 апреля 1995г., с изменениями на 8 июля 1999г.).
Все операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными
фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, Банк РФ
осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.
Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение
бюджетов, является бюджетная роспись. Бюджетная роспись составляется
федеральными органами представительной власти в месте с бюджетом
соответствующего уровня.
В соответствии со ст.217 Бюджетного кодекса, исполнение бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется
уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по
распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного
бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями
расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и
представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление
бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании
бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган,
ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет