Исполнение бюджетного процесса

сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в

установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета

направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная

роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и

контрольные органы.

Исполнение бюджетов осуществляется на доходной и расходной частями.

Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых

поступлений от юридических и физических лиц.

Зачисление сумм, поступающих на счет кредитного бюджета, кредитные

учреждения осуществляет на основании действующего законодательства и

указаний финансовых органов.

Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются) министерствам,

ведомствам, отделам и управлениям, предприятиям, учреждениям и иным

организациям. Размер предоставляемых бюджетных кредитов соответствует

объему ассигнований предусмотренных в соответствующем бюджете для

финансирования расходов учреждений и иных организаций.

Распорядителем бюджетных кредитов, должностные лица, которым

представлено право распоряжаться денежными средствами, подразделяются на

главных и нижестоящих.

К главным распорядителям относятся:

- по федеральному бюджету: министры и руководители ведомств РФ;

- по объектам субъектов РФ: министры и руководители ведомств

республик в составе РФ, руководители ведомств республик в составе

РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъектов

РФ;

- по местным бюджетам: руководители отраслевых отделов и управлений

при местной администрации, а по сельским и поселковым бюджетам –

главы администраций соответствующих территорий.

Нижестоящие распорядители делятся на две группы:

В первую группу входят руководители учреждений и организаций,

получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы

возлагаемого ими учреждения и для распределения таких кредитов между

подведомственными учреждениями и иными организациями.

Во вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов

составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих

самостоятельные сметы и получающих бюджетные кредиты от вышестоящих

распорядителей кредитов для их использования на нужды данного учреждения

(организации).

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной

системы предполагает их взаимную ответственность в процессе использования.

В случае же принятия органами власти решения с нарушением своей

компетенции, которым причиняется материальный ущерб должны быть возмещены

органам власти, принявшие такое решение, за счет подведомственного бюджета.

Заключение бюджета выражается в закрытии счетов (ст.364 Бюджетного

кодекса), по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей

данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого

никакие выплаты за исключением бюджета не производятся, равно как и не

производятся зачисления бюджетных доходов на его счета.

Согласно ст.214 Бюджетного кодекса, отчетность об исполнении бюджета

может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод,

составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются

уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об

исполнении бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации. В

установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет

ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в

представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в

Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит

утверждению представительным органом. Порядок представления информации

представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым

отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих

представительных органов. Муниципальные образования представляют в

установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в

Государственный комитет по статистике.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТОВ.

Исполнение бюджетов находятся под постоянным контролем органов власти.

Полномочия органов представительной власти по контролю за использованием

бюджетов можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по

организации контроля, а во-вторых – контрольные полномочия.

Согласно 9 раздела Бюджетного кодекса контроль осуществляется

законодательными (представительными) органами, представительными органами

местного самоуправления, Федеральными казначейством, Счетной палатой РФ,

Министерством финансов РФ, главными распорядителями бюджетных средств,

финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований

К первой группе относятся полномочия по определению организационных

форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими

органами исполнительной власти информации по исполнению бюджетов;

организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

Ко второй группе относятся конкретные полномочия: непосредственный

контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С

этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и

комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от

соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других

органов управления любую информацию, связанную с использованием бюджета.

В целях повышения эффективности контроля за исполнения бюджета органы

представительной власти могут образовывать в своей структуре специальные

органы, осуществляющие эту конкретную функцию.

Статья 101 п.5 Конституции Российской Федерации предусматривает

образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты,

предназначенной для осуществления контроля за исполнением федерального

бюджета.

Деятельность Счетной палаты регламентируется специальным Законом РФ «О

Счетной палате РФ» от 11 января 1995 года ст.2-14. Согласно ст.2 в задачи

Счетной палаты входит:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением

доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов

федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому

назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов

государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза ;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей

федерального бюджета;

- контроль за законностью движения средств федерального бюджета;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе

информации о ходе исполнения федерального бюджета.

Организация составления отчета об исполнении бюджета возлагается

на соответствующее Правительство либо администрацию территории.

Непосредственно составлением отчетов об использовании бюджетов занимаются

финансовые органы.

Бюджетное законодательство регламентирует сроки рассмотрения проекта

отчета об исполнении бюджета органами представительной власти разного

уровня (ст.24 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РФ»)

Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета оформляется

постановлениями (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ) либо

решениями органов местного самоуправления.

В постановлении (решении) об исполнении бюджета в обязательном

порядке отражаются:

- показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей

сумме расходов;

- статьи доходов и расходов, по которым бюджет не был исполнен, суммы

и причины этого неисполнения;

- показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита

относительно его предельной утвержденной суммы;

- показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету

развития и бюджету текущих расходов.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий

контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных

распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных

организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам

и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими

федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления

указанного контроля и координирует их работу (ст.267 Бюджетного кодекса

РФ).

Министерство финансов Российской Федерации (ст.268) осуществляет

внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными

распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В

установленных настоящим Кодексом случаях Министерство финансов Российской

Федерации осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов

субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Министерство финансов

Российской Федерации организует финансовый контроль, проверки и ревизии

юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации,

бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Возможны и иные показатели по исполнению бюджета. Постановление

Федерального Собрания РФ подписывается представителями обеих палат и

подлежит обязательному опубликованию в печати.

Заключение.

Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о кризисе

бюджетной политики, проводимой в России на уровне как федеральной власти,

так и субъектов Федерации. Причем основной проблемой российской бюджетной

политики является дефицит государственного бюджета. Основные проблемы

таковы: начиная с 1993 года состояние федерального бюджета начало

критически ухудшаться, дефицит российского федерального бюджета до сих пор

имеет постоянную тенденцию к росту; экономический кризис, которым

характеризуется сегодняшнее состояние российской экономики, деформирует

систему налогов, а значит и систему бюджетов, поэтому сегодняшние

тенденции в сфере государственных финансов характеризуются нарастанием

бюджетного кризиса; несбалансированность государственных доходов и расходов

связана, в основном, с падением объемов производства и его эффективности,

увеличением расходов на социальные программы и с расширением различных

социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы, позволяющей

налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной

бюджетной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в Российской

Федерации является не проработанность принципов финансовой стратегии,

позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов

государства, предпринимателей и населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Конституция Российской Федерации //1993г;

2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ кодекс 145-ФЗ; 145-ФЗ

от 31/07/1998 Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,

закон №125-ФЗ от 25/09/97 О финансовых основах местного самоуправления

в Российской Федерации;

4. Верховный Совет Российской Федерации, закон №394-1 от 2/12/1990 О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в редакции

Федерального закона от 26 апреля 1995 года №65-ФЗ) (с изменениями на 8

июля 1999 года);

5. Верховный Совет Российской Федерации, закон №1734-1; 1735-1; 1734-1

от 10/10/1991 Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса

в РСФСР (с изменениями на 10 июля 1996 года);

6. Государственная Дума Федерального Собрания РФ, закон No.4-ФЗ от

11/01/1995 О Счетной палате Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, закон

No.115-ФЗ от 15/08/1996 О бюджетной классификации Российской Федерации

(с изменениями на 26 марта 1998 года);

7. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,

закон No.126-ФЗ от 25/09/1997 О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации;

8. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, письмо No.С5-7/УЗ-718

от 21/09/1998 О Бюджетном кодексе Российской Федерации

9. Президент Российской Федерации, распоряжение No.б/н от 12/04/1999 О

бюджетной политике на 2000 год

10. Центральный банк Российской Федерации, заявление No.б/н; б/н от

19/07/1999 Об экономической политике на 1999 год

11. Грачева Е.Ю., Куракова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право

России. М. ТЕИС. 1995г.

12. Савин А.Ю. Финансовое право. М. Финстат информ, 1997г.

13. Писконин М.И. Советское бюджетное право. М. 1971г. главы IV-VI.

14. Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию бухгалтерскому

учету.//1995г №1

15. Химичева Н.И. Правовые особенности советского бюджетного процесса

// М. 1968г.

16. Финансовое право. Учебник. От ред. Химичева Н.И.. М. Изд БЕК,

1995г.

17.http://win.www.online.ru/sp/iet/trends/aug96/index.rhtml Российская

экономика: тенденции и перспективы. Баткибеков С.И. Состояние

государственного бюджета.

-----------------------

[1] Химичева Н.И. Правовые особенности советского бюджетного процесса // М.

1968г. стр. 68-82

[2] Писконин М.И. Советское бюджетное право. М. 1971г. главы IV-VI.

[3] Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию бухгалтерскому

учету.//1995г №1 стр.8

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты