ни их эффективным оператором. Причины такого положения дел многообразны. Но
если кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере
проявляется и в банковском секторе.
Рентабельность в реальном секторе не позволяет с учетом инфляции
обеспечить возврат среднесрочных и долгосрочных кредитов на выгодных для
коммерческих банков условиях. Низкая отдача капитала в реальном секторе
(увеличение сроков освоения инвестиций, снижение отдачи основных
производственных фондов) не будет способствовать привлечению инвестиций
даже в условиях снижающейся инфляции.
Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения
макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций достаточно
противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции,
падение доходности ценных государственных бумаг, порой отрицательная
доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового
положения кредитных организаций.
Вряд ли возможно предполагать, что в таких условиях свободные финансовые
ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики.
Поэтому, по нашему мнению, нет пока оснований считать, что в ближайшее
время инвестиции появятся.
Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность.
Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. Кредитование
промышленных предприятий в настоящее время призвано, как правило,
возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный
характер и осуществляется или под конкретные экспортные поставки, или под
готовую и ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных
вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от
этих вложений. Высокие риски невозможно устранить без улучшения финансового
состояния предприятий. Очевидно, что в течение одного года кардинально
улучшить состояние финансов хозяйствующих субъектов и провести успешную
реформу предприятий не удастся ни при каких условиях.
Во-вторых, падение доходности инструментов финансовых рынков уменьшает
инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое
положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли
склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при
условии относительно благоприятной экономической конъюнктуры совокупные
финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций
недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в
промышленность, транспорт или связь.
В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, на наш
взгляд, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние
проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны
частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска" инвестиций. Идея
Правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных
инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств,
срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со
стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких
рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство
не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит средств для этого,
непонятно, почему частный сектор должен брать на себя инициативу и какие-
либо обязательства.
В-четвертых, большинство предприятий, как это ни покажется парадоксальным,
не готово к приему инвестиций. Имеется в виду, что пока не работает
механизм привлечения инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда
инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности"
предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках адекватных
объема выделенных средств и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-
прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это
никакой экономической ответственности.
В-пятых, учитывая потрясения, начавшиеся в конце 1997 г. на мировых
финансовых рынках, такие источники инвестиций, как средства иностранных
инвесторов и средства, привлекаемые посредством эмиссии ценных бумаг, в
1998 г. можно отнести к исключительно гипотетическим.
Наконец, немаловажной причиной вялости инвестиций является недостаточное
законодательное подкрепление и неясные перспективы экономической
деятельности в свете принятия новых законодательных актов.
Таким образом, очевидно, что причины недостаточного участия банков в
инвестиционной деятельности кроются отнюдь не в простом нежелании банков
смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности нормального
извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно
пойдут туда, и банки не будут препятствием этому процессу.
3. Меры по преодолению кризиса кредитно - финансовой системы.
Очевидно, что одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно.
Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса
первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций.
На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим
направлениям:
активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т.
е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей
роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок
инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных
инвестиций;
создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах
банковской и инвестиционной деятельности;
адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих
инвестициям;
укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной
деятельности.
В развитие перечисленных направлений, по нашему мнению, необходимо.
Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и
естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной
программы. Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с
преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на
кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть
вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранным
государством банкам, связанным с кредитованием эффективных инвестиционных
проектов.
Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под
гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции
народного хозяйства.
Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и
перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области
инвестиционных проектов.
Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с
относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных
инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более
дешевыми для предприятий.
Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и
проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать
ресурсы и снижать инвестиционные риски.
Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных
организаций от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления
долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций
финансового лизинга.
Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в
затраты предприятий расходов, связанных со страхованием основных
производственных фондов, что будет способствовать снижению инвестиционных
рисков.
Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств
кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы,
которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического
роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам
укрупнения кредитных учреждений и их капитала.
Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков,
призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием
государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им
специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).
Целесообразным представляется рассмотреть следующие основные проблемы
осуществления инвестиций российскими банками и пути их решения:
Срок кредитования. В банке срок, на который может быть предоставлен кредит,
определяется: наличием средств, размещенных на тот же или более длительный
срок клиентами банка, и собственных средств (с учетом обеспечения покрытия
за счет тех же источников невозвратных активов и расходов на собственную
деятельность); долей обязательств, которые могут быть досрочно изъяты
клиентами;
долей неснижаемого остатка обязательств, находящихся на расчетных и текущих
счетах;
возможностями оперативно привлекать с финансового рынка средства для
проведения непредвиденных текущих платежей.
Реальная доля неликвидных активов в балансах банков составляет до 40—60% их
валюты баланса. Как следствие, многие банки уже сейчас не имеют адекватного
покрытия этих активов долгосрочными или бессрочными ресурсами. Средний же
срок привлечения — размещения основной доли пассивов и активов в
большинстве банков составляет 3—6 месяцев, в случае, если в рамках
реализации инвестиционной деятельности в банки будут поступать новые
ресурсы из источников инвестирования, перечисленных в начале статьи, то
возможности банков по дальнейшему инвестированию будут полностью
определяться характеристиками вновь прибывающих средств. Например, под
проект, требующий 100 млн. руб. инвестиций на срок 15 лет банк должен иметь
не менее 100 млн. руб. средств, привлеченных на 15 и более лет и т д. На
сегодня возможности банков по трансформации коротких ресурсов в более
длительные активы, в том числе по причине отсутствия системы страхования
депозитов, незначительны, а чрезмерное увлечение этим занятием не раз
приводило и, наверное, не раз еще приведет коммерческие банки к
банкротству.
Гарантии сохранности средств, вложенных в банки. В принципе, когда банк
объявляют банкротом и приступают к его ликвидации, пострадавшей стороной и
ответчиком становится не сам банк и его владельцы, а, в первую очередь, его
кредиторы. Причем больше всего страдают те из них, которые размещали