Лизинг и проблемы его развития в России

Лизинг и проблемы его развития в России

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКАя ГОСУДАРСТВЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя АКАДЕМИя

КАФЕДРА: «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

КОНТРОЛЬНАя РАБОТА

ПО КУРСУ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

ТЕМА: «ЛИЗИНГ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИя В РОССИИ»

СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ

5 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГ,

ФАКУЛЬТЕТА ВВДО

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХХХ

ОЦЕНКА _____________

САМАРА 2002

СОДЕРЖАНИЕ

|ВВЕДЕНИЕ |3 |

|1. |СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА |4 |

| |1.1. |ИСТОРИя РАЗВИТИя И ПОНяТИЕ ЛИЗИНГА |4 |

| |1.2. |СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ |7 |

|2. |ОРГАНИЗАЦИя ЗАКЛЮчЕНИя ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ |8 |

| |2.1. |ЛИЗИНГОВАя СДЕЛКА И АНАЛИЗ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. |8 |

| |2.2. |ЗАКЛЮчЕНИЕ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ. |9 |

|3. |ВИДЫ ЛИЗИНГА |10 |

|4. |ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГА ДЛя РАЗЛИчНЫХ СУБЪЕКТОВ |16 |

| |4.1. |ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ |16 |

| |4.2. |ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РОССИИ. |18 |

|ЗАКЛЮчЕНИЕ |20 |

|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |21 |

ВВЕДЕНИЕ

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы

производства и обращения, глубокие изменения экономических условий

хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для

хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и

модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним

из таких методов является лизинг.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование

лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием

парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего

оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности

запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может

быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и

инвестиционных операций.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает

недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды,

внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать

кредиты. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать

оборудование в лизинг. Форма лизинга примиряет противоречия между

предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который

неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных

гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем

участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и

нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как

объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка,

финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Долголетний

опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности

многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из

этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным

отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить

позитивность лизингового механизма. Я считаю, что с помощью лизинга реально

могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев

российской экономики.

1. Сущность лизинга

1.1. История развития и понятие лизинга

Идея лизинга не нова. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи

лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве

собственности», написанной в 350 г. до н.э. Английский автор Т.Кларк

утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он

находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых в 1760

г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга —

они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. В Венеции уже в XI в.

существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в

аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам

якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их

владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease —

брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями

телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение

не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое

общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности,

было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией

“United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной

нового бизнеса, и в частности банковского.

В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.

В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой

политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в

конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly

before buy" ("летать, прежде чем покупать")

В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг

через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising

GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.

В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала

компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако

развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с

позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после

того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление

статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими

темпами.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на

Азиатском континенте. В настоящее время основная часть мирового рынка

лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа -

Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно

специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев

контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от

финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего

комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название

комплексного лизинга.

По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России

лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и

лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими

внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения

или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и

другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-

прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские,

самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием

специальной формы кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно

применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном

внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий

на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных

правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных

республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16

февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был

представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети

коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в

банковскую практику.

Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих

развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №

1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности "

определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа

Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга в

инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное

положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические

рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом

лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав

акционерной лизинговой компании.

Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О

лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на

1996-2000 гг., целью которой является создание благоприятных правовых,

экономических, организационных и методических условий для развития лизинга,

включая создание нормативно- правовой базы, совершенствование

налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым

операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда

содействия развитию лизинга в РФ и т.п.

В Федеральной программе дан прогноз развития лизинга в РФ:

предполагается увеличение доли лизинга к 2006 г, в общем объеме инвестиций

до 20%. В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "0

государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" включено

следующее положение: "считать целесообразным предусматривать ежегодно, в

1997-2000 гг., в Федеральной инвестиционной программе средства на общую

сумму до 8 трлн. руб, для финансирования на конкурсной основе

высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций

финансового лизинга".

15.11.2001г был принят во втором чтении новый закон о лизинге. Который

вносит изменение в закон № 164 от 29.10.1998г. В третьем чтении этот закон

должен быть принят 28.11.2001г.

Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой взгляд,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты