Лизинг и проблемы его развития в России
Министерство образования Российской Федерации
САМАРСКАя ГОСУДАРСТВЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя АКАДЕМИя
КАФЕДРА: «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
КОНТРОЛЬНАя РАБОТА
ПО КУРСУ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
ТЕМА: «ЛИЗИНГ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИя В РОССИИ»
СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ
5 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГ,
ФАКУЛЬТЕТА ВВДО
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХХХ
ОЦЕНКА _____________
САМАРА 2002
СОДЕРЖАНИЕ
|ВВЕДЕНИЕ |3 |
|1. |СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА |4 |
| |1.1. |ИСТОРИя РАЗВИТИя И ПОНяТИЕ ЛИЗИНГА |4 |
| |1.2. |СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ |7 |
|2. |ОРГАНИЗАЦИя ЗАКЛЮчЕНИя ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ |8 |
| |2.1. |ЛИЗИНГОВАя СДЕЛКА И АНАЛИЗ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. |8 |
| |2.2. |ЗАКЛЮчЕНИЕ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ. |9 |
|3. |ВИДЫ ЛИЗИНГА |10 |
|4. |ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГА ДЛя РАЗЛИчНЫХ СУБЪЕКТОВ |16 |
| |4.1. |ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ |16 |
| |4.2. |ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РОССИИ. |18 |
|ЗАКЛЮчЕНИЕ |20 |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |21 |
ВВЕДЕНИЕ
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы
производства и обращения, глубокие изменения экономических условий
хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для
хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и
модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним
из таких методов является лизинг.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование
лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием
парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего
оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности
запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может
быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и
инвестиционных операций.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает
недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды,
внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать
кредиты. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать
оборудование в лизинг. Форма лизинга примиряет противоречия между
предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который
неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных
гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем
участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и
нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как
объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка,
финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Долголетний
опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности
многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из
этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным
отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить
позитивность лизингового механизма. Я считаю, что с помощью лизинга реально
могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев
российской экономики.
1. Сущность лизинга
1.1. История развития и понятие лизинга
Идея лизинга не нова. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи
лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве
собственности», написанной в 350 г. до н.э. Английский автор Т.Кларк
утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он
находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых в 1760
г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга —
они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. В Венеции уже в XI в.
существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в
аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам
якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их
владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease —
брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями
телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение
не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое
общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности,
было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией
“United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной
нового бизнеса, и в частности банковского.
В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.
В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой
политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в
конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly
before buy" ("летать, прежде чем покупать")
В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг
через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising
GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.
В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала
компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако
развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с
позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после
того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление
статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими
темпами.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на
Азиатском континенте. В настоящее время основная часть мирового рынка
лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа -
Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно
специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев
контролируются банками или считаются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от
финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего
комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название
комплексного лизинга.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России
лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и
лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими
внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения
или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и
другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-
прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские,
самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием
специальной формы кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно
применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.
Начало активного развития лизинговых операций на отечественном
внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий
на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных
правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных
республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16
февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был
представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети
коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в
банковскую практику.
Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих
развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №
1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности "
определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа
Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга в
инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное
положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические
рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом
лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав
акционерной лизинговой компании.
Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О
лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на
1996-2000 гг., целью которой является создание благоприятных правовых,
экономических, организационных и методических условий для развития лизинга,
включая создание нормативно- правовой базы, совершенствование
налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым
операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда
содействия развитию лизинга в РФ и т.п.
В Федеральной программе дан прогноз развития лизинга в РФ:
предполагается увеличение доли лизинга к 2006 г, в общем объеме инвестиций
до 20%. В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "0
государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" включено
следующее положение: "считать целесообразным предусматривать ежегодно, в
1997-2000 гг., в Федеральной инвестиционной программе средства на общую
сумму до 8 трлн. руб, для финансирования на конкурсной основе
высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций
финансового лизинга".
15.11.2001г был принят во втором чтении новый закон о лизинге. Который
вносит изменение в закон № 164 от 29.10.1998г. В третьем чтении этот закон
должен быть принят 28.11.2001г.
Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой взгляд,