Международная миграция рабочей силы

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские

предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей,

а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая

ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще

всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского

хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относится

необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается,

прежде всего, предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности

Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось

не только путем подготовки местного населения, но, прежде всего, за счет

привлечения работников по оргнабору (главным образом с Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран

ближнего зарубежья в приграничных регионах — ее экономическая выгодность.

Прежде всего — низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а

также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае

маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта

рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с

волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за

«прозрачности» российских границ со странами СНГ и либерального

иммиграционного законодательства. По данным Минтруда России, доля легальной

иностранной рабочей силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на

российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все

народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х годов

Россия имела около 2 млн. иммигрантов-нелегалов.

Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных

переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек в республиках

бывшего СССР покинули, а последние 4 года (с 1991 г.) места своего

постоянного проживания. В России, по различным оценкам, находится от 500 до

00 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на

территории России незаконно, а количество беженцев вынужденных переселенцев

из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах

СНГ проживает коло 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и

политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться

в числе мигрантов.

Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и

экспортирующие рабочую силу?

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом 1едуюгцие

преимущества:

— повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие

уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой

иностранной рабочей силы;

— иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос а товары и услуги,

стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране

пребывания;

— при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит

на затратах на образование и професси-1альную подготовку;

— иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в

случае кризисов и безработицы. Они порами могут быть уволены;

— иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и г учитываются при

реализации разного рода социальных программ.

Организация экономического сотрудничества и развития ЭСР утверждает, что

иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих

старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляется в

семьях переселенцев. В Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38%. Вместе

с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на

соотношение рождаемости смертности коренных жителей эта статистика не

влияет никаким образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с

импортом рабочей силы. К ним следует отнести

возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии

тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная

неприязнь и др.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется

целый ряд преимуществ.

Основные из них следующие.

1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления

СКВ в страну.

По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%,

услуг — 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Так, бывшая

Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг

ежегодно около 10 млрд. долл., фактическая прибыль от этого экспорта

составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в

виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников

домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления

достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным

источником валюты для Югославии.

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов

особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для этих стран

экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в

отдельные годы превышающий поступления по остальным видам

внешнеэкономических связей.

За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние

оказывает на экономику Пакистана. Переводы из-за рубежа в эту страну от

работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5

раз.

Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у

развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год. Получая ежегодно

значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства

стали специализироваться на трудовых услугах, экспорт которых стал

важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для АРЕ эксплуатация

Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год,

туризм — 600 млн. долл., переводы эмигрантов — более 3 млрд. долл. В Йемене

переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от

экспорта. По данным на начало 90-х годов, около 40 стран мира имели в своих

поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран

— более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в

доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от

эмигрантов.

2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых

ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.

3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым

профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.

В то же время страны—экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми

негативными явлениями. Главное — это «утечка умов», отток

квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной

экономике.

Современные центры притяжения рабочей силы

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и

Западная Европа.

Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились

за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения

высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. В

настоящее время США по-прежнему являются местом притяжения рабочей силы.

Довольно активно привлекаются низко- и полу квалифицированные работники

(особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу

иммигрантов в США. По мнению некоторых российских экономистов, поскольку

иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр

является неперспективным для трудовой миграции.

Другой традиционный центр притяжения рабочей силы — это Западная Европа.

В ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей.

В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости

иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился.

Возникновение в 60-70-е годы новых центров развития капитализма, т. н.

«периферийного капитализма», привело к формированию новых центров

притяжения рабочей силы.

К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока,

— Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине

90-х годов только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых

мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства,

экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего

государства мира.

Все большее число мигрантов направляются в этот регион из Южной и Юго-

Восточной Азии, а также некоторых арабских стран. Главным экспортером

рабочей силы в этом регионе стал Египет. Ряд арабских стран являются

одновременно экспортером и импортером рабочей силы. К их числу относятся

Йемен, Ирак, Ливия.

Важным центром притяжения рабочей силы остается Австралия. В стране

используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия

нацелена на ассимиляцию иммигрантов.

Одним из мировых центров притяжения рабочей силы становится Южная Африка.

Южно-Африканская Республика еще со второй половины 50-х годов встала на

путь использования «лишней» рабочей силы из других африканских стран.

Проникновение международных корпораций в Южную Африку и Намибию в 70-е годы

сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние

годы Южная Африка привлекает работников из других частей света.

Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны

Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские «новые

индустриальные страны». Так, по данным тайваньской печати, этому островному

государству в середине 90-х годов требовалось 100 тыс. рабочих и 20 тыс.

инженерно-технических работников.

В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей

силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном

Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма — сезонная сельская

миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки,

а также из азиатских и некоторых африканских стран.

Вхождение России как равноправного рыночного партнера в мировое

сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным

процессом, как международная миграция населения.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции

населения. Импортируя рабочую силу (в 1995 г. число легально работающих в

России превысило 200 тыс. человек), Россия лишь несколько лет назад открыла

вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России

предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить

это право россиянин может либо в соответствии с межправительственными

соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу

за границей.

По прогнозам некоторых специалистов, потенциально из России могут выехать

50 млн. человек. Фактически же значительно меньше (1,5 млн. человек), а 4-5

млн. человек могут в принципе рассматривать такую же возможность.

По оценке Минтруда России, миграция рабочей силы из страны может

складываться по двум вариантам (табл. 1)

Таблица 1

Прогноз миграции рабочей силы из России (тыс. чел.)

|Год |I |II |

| |вариант |вариант |

|1996|8,6 |-11,0 |

|1997|33,2 |20,9 |

|1998|107,2 |107,2 |

|1999|323,9 |367,9 |

|2000|954,5 |1142,3 |

При сопоставлении обоих вариантов наиболее реалистичным эксперты из

Минтруда считают первый. По их мнению, это обусловлено слабым развитием

служб трудоустройства российских граждан за рубежом, небольшими

возможностями самостоятельного трудоустройства за границей и др.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1994

г. на работу за рубеж по индивидуальным трудовым контрактам Федеральной

миграционной службы выехало около 10 тыс. российских граждан. Какая-то

часть выехала за рубеж по «своим каналам». Так что «миллионы выехавших

работников» из России — это пока только прогноз и предположения.

Миграция из России и стран СНГ определяется следующими факторами:

во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и

выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-

вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда

принимающих стран и в целом не высоким уровнем квалификации рабочей силы в

Российской Федерации; в-третьих, непризнанием большинством стран мира

дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет

высококвалифицированная и мобильная часть населения (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика внешней миграции в России в 90-е годы (тыс. чел.)*

|Направления |Годы |

|миграционных потоков | |

| |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |

|Прибыло — всего |914,3 |725,3 |895,4 |925,3 |1149,7 |

|В т. ч. из стран: | | | | | |

|ближнего зарубежья |913,1 |724,0 |893,7 |922,9 |1146,4 |

|— дальнего зарубежья |1,2 |1,3 |1,7 |2,4 |3,3 |

|Выбыло — всего |729,5 |675,5 |675,4 |495,2 |339,7 |

|В т. ч. в страны: | | | | | |

|— ближнего зарубежья |625,9 |587,2 |570,1 |379,3 |231,8 |

|— дальнего зарубежья |103,6 |88,3 |105,3 |115,9 |107,9 |

|Сальдо миграции |184,8 |49,8 |220,0 |430,1 |810,0 |

|В т. ч. со странами: | | | | | |

|ближнего зарубежья |287,2 |136,8 |324,6 |543,6 |914,6 |

|— дальнего зарубежья |-102,4 |-87,0 |-103,6 |-113,5 |-104,6 |

Выход России и стран СНГ на международный рынок труда осложняется рядом

факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в

последние годы, а также противодействием стран—импортеров рабочей силы.

Так, по прогнозам Германского федерального института занятости, в связи с

созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно

привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест

будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% в

промышленности, 50% в оптовой и розничной торговле, транспорте,

строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при

отсутствии роста населения, скорее, предпочтут внедрять новые

трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового

международного рынка труда, Россия должна приложить максимум усилий для его

освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов,

которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5

раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей

силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По

расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы

России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия и страны СНГ могла бы

держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.

Сумеет ли Россия занять достойное место на этом рынке — покажет ближайшее

будущее.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты