Международные и межгосударственные финансовые институты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Международный валютный фонд – правовой статус…………………..6
2. Международные финансовые институты,
входящие во Всемирный банк……………………………………………….11
2.1 Международный банк реконструкции и развития…………….12
2.2 Международная ассоциация развития…………………………..15
2.3 Международная финансовая корпорация………………………18
2.4 Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям…20
3. Иные международные и межгосударственные
финансовые институты………………………………………………………23
3.1 Межгосударственный валютный комитет……………………...23
3.2 Европейский банк реконструкции и развития…………………24
3.3 Банк международных расчетов………………………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе речь пойдет о международных и межгосударственных
финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации (далее
– РФ).
Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после кризисных
явлений последнего десятилетия (распада СССР, путча, резких падений курса
рубля) Россия наконец то выходит на мировую арену, восстанавливает
прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов.
В работе будет рассказано о таких международных финансовых
институтах как Международный валютный фонд, группа финансовых институтов
Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития,
Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям), Европейский банк
реконструкции и развития, Банк международных расчетов. Также будет описан
один межгосударственный финансовый институт – это Межгосударственный
валютный комитет, созданный странами Содружества независимых государств.
Для написания работы необходимо разобраться в терминологии. Что же
такое финансовый институт? Финансовый институт - это финансовый посредник
между кредиторами и заемщиками или между сберегателями и инвесторами.
Далее, тема сформулирована «Международные и межгосударственные финансовые
институты». В большинстве литературы различия между понятиями
«международный» и «межгосударственный» не прослеживается, они употребляются
как синонимы. Но все же понятие «межгосударственны» используется тогда,
когда членами организации являются не подавляющее большинство стран, а
какой-то узкий их круг. Примером такого финансового института и является
Межгосударственный валютный комитет.
По мере развития и усложнения валютно-финансовых отношений государства
все чаще прибегают к созданию специализированных международных организаций.
Важная роль в регулировании валютно-финансовых отношений на международном
уровне принадлежит таким международно-правовым актам, как уставы этих
организаций и заключаемые в их рамках соглашения, а также таким неправовым
актам, как резолюции организаций. Тем не менее внутригосударственная
правовая база не менее важна.
При подготовке курсовой работы будут использованы материалы Большой
Российской энциклопедии (когда речь будет заходить об исторических
аспектах), нормативные и иные акты РФ (Указы Президента, распоряжения и
Постановления Правительства РФ), а также материалы официальных интернет
сайтов международных организаций.
Целью данной работы является исследование международных финансовых
институтов, их правового статуса на мировой арене и степени участия в них
России. Для этого необходимо:
- изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных
финансовых институтов;
- выявить доли участи России в этих организациях.
Основная часть работы состоит из трех разделов. В первом разделе
будет рассказано о Международном валютном фонде. Выделение этого
финансового института в особый раздел обусловлено его обособленностью от
остальных финансовых институтов. Во втором разделе речь пойдет о группе
финансовых институтов Всемирного банка, но не обо всех, а только о самых
основных и значимых для мировой финансовой системы: Международный банк
реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная
финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным
гарантиям. Третий раздел будет посвящен некоторым другим финансовым
институтам, в частности Международному валютному комитету, Европейскому
банку реконструкции и развития и Банку международных расчетов.
1. Международный валютный фонд – правовой статус
Среди международных финансовых организаций центральное положение
занимает Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund).
Статьи соглашения Международного Валютного Фонда приняты 22 июля 1944 года
в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции
44 стран Объединенных наций. Вступили в силу 27 декабря 1945 года. МВФ
начал проводить операции в марте 1947года. В 1947 в него входило 49 стран.
Основной капитал составлял 7,7 млрд. долларов. В середине 1973 года МВФ
насчитывал уже 125 стран-членов. Сейчас МВФ насчитывает более 150 стран-
членов. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В соответствии с
соглашениями ООН МВФ стал ее специализированным учреждением. Членами фонда
являются почти все государства, включая Россию и другие страны СНГ.
Международный валютный фонд – это межправительственная валютно-
кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству
на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов. МВФ
занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам
международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных
резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ
обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии
экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна,
взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей
экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных
курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.
Целями МВФ (согласно ст. I Соглашения МВФ) являются:
- поощрение сотрудничества в области валютной политики;
- содействие сбалансированному росту мировой торговли;
- поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений
между государствами, а также воспрепятствование девальвации валют из
соображений конкуренции;
- участие в создании многосторонней системы платежей, а также
устранение ограничений на трансферт валюты;
- предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных
балансов стран-членов.
Высшим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из
представителей государств-членов. Каждый член МВФ имеет в совете 250
голосов плюс 1 голос на каждые 100 тысяч долларов квоты страны. Это
обеспечивает решающее большинство голосов экономически развитым странам.
Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам, связанным с
контролем за мировой валютной системой и ее адаптацией к происходящим
переменам. Среди ряда специальных механизмов Фонда можно отметить Фонд
преобразования систем, оказывающий финансовую помощь странам, испытывающим
трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной
экономике.
Исполнительным органом МВФ является исполнительный совет. Он ведет
повседневные дела Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять
из них назначаются странами с наибольшими вкладами (США, Япония, Германия,
Франция, Великобритания). Его председателем является Директор-
распорядитель.
От России управляющим в МВФ является заместитель Председателя
Правительства РФ - Министра финансов России А.Л. Кудрин, который, согласно
Указу Президента РФ от 21 августа 2000 года, сменил на этом посту В.В.
Геращенко. Заместителем А.Л. Кудрина вместо М.М. Задорнова была назначена
первый заместитель Председателя Центрального банка РФ Парамонова Т.В.
При вступлении в МВФ каждое государство подписывается на определенную
долю его капитала. Этой квотой определяется количество принадлежащих
государству голосов, а также размер помощи, на которую оно может
рассчитывать. Размер не может превышать 450 процентов квоты. Порядок
голосования, по словам французского юриста А. Пелле, «позволяет небольшому
числу промышленно развитых государств играть ведущую роль в
функционировании системы».
Основной капитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в
фонд. Размеры квот устанавливаются с учётом экономического значения страны
в мировой торговле.
Задачей фонда с момента его образования является установление твёрдых
паритетов валют. Страны - члены МВФ согласились установить паритеты своих
валют в золоте или долларах США и не изменять их без согласия фонда больше
чем на 10 %.
В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ
предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до
3-5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты
предоставляются в форме купли-продажи национальной валюты данной страны на
эквивалент национальной валюты других стран-членов.
Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема
обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран
беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим
международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо
платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных
расчётов.
Валютно-финансовая система, основы которой были разработаны на
Бреттонвудской конференции, в качестве международных ликвидных средств
использует золото и доллар как ключевую валюту. С февраля 1973 года за
основу этой системы принято равенство: 44,22 доллара за 1 тройскую унцию
золота (31,0035 г.).
В целях повышения уровня международной ликвидности на сессии МВФ в Рио-
де-Жанейро (1967) была разработана и с 1 января 1970 введена система
"специальных прав заимствования" (система предоставления взаимных кредитов
в условных расчётных денежных единицах - СДР, приравненных по золотому