Международные и межгосударственные финансовые институты

содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам - членам

МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов.

Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в

капитале фонда.

Как уже было ранее сказано, Россия входит в число членов МВФ. В своем

Постановления от 22 мая 1992 года Верховный совет РФ постановил:

согласиться с предложением Правительства РФ и Центрального банка РФ о

вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд путем

принятия:

а) статей соглашений Фонда;

б) условий, установленных в резолюциях Совета управляющих Фонда

касающихся членства Российской Федерации.

Сейчас квота России в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему

курсу около $7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что

обеспечивает ей 2,76 процента голосов при голосовании. Нынешнее положение

России в МВФ несравнимо с положением СССР в Фонде на момент его

образования. Тогда СССР занимал по квотам третье место после США и

Великобритании. Квота СССР равнялась $1200 млн. (США - $2750 млн.,

Великобритания - $1300 млн.). На данный момент квота России в МВФ, как уже

говорилось, составляет около $7,58 млрд., а сумма долговых обязательств -

около $9,9 млрд. К концу декабря Россия выплатит часть своего долга МВФ, и

тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100% квоты

России в МВФ.

По заявлению директора-распорядителя Международного валютного фонда

Хорста Келера, в будущем рубль может стать одной из расчетных валют МВФ.

Россия должна лишь подать соответствующую заявку в Фонд, однако главным

условием вступления является отсутствие долгов перед Фондом. Исходя из

хороших макроэкономических показателей России, в 2002-2003 гг. страна

способна выплачивать внешние долги без помощи международных финансовых

институтов. Однако не нужно забывать о нестабильности на мировом рынке

нефти. В случае значительного падения цены на нефть Международный валютный

фонд готов рассмотреть возможность оказания финансовой помощи России[1].

Члены МФК обязательно должны быть членами МБРР. Участвует большинство

государств, включая Россию и страны СНГ. Руководящие органы МБРР являются и

органами МФК.

МВФ призван обеспечить уважение «кодекса добропорядочного валютного

поведения», содержащегося в учредительном акте, а также оказывать помощь

членам в его применении. Функция помощи приобрела за годы существования

Фонда большое значение.

2. Международные финансовые институты,

входящие во Всемирный банк

Всемирный банк представляет собой сложное международное образование,

связанное с ООН. Группа учреждений Всемирного банка, основанная в

1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих

помощь на цели развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году

странам-клиентам займы на общую сумму $19,5 млрд., в настоящее время

осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах,

оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня

жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии

помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с

государственными органами, неправительственными организациями и частным

сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются

реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским

обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.

Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов,

интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров,

находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного

банка, обладающими правом принимать окончательное решение.

В систему Всемирного банка входят четыре автономных учреждения,

подчиненные президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и

развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная

ассоциация развития (МАР); многостороннее агентство по инвестиционным

гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений – содействие экономическому и

социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и

консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой

общей цели каждое учреждение осуществляет свои функции.

2.1 Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития является одним из

крупнейших международных финансовых институтов. Он был учрежден в 1945

году. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая

Россию и страны СНГ. Его цели:

- содействие реконструкции и развитию государств-членов путем

капиталовложений на производственные цели;

- поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления

гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов;

- стимулирование сбалансированного роста международной торговли, а

также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных

инвестиций в развитие производства.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из

представителей государств-членов. Каждый из них обладает количеством

голосов, пропорциональным доле вклада в капитал Банка. В полномочия Совета

управляющих входит право на прием новых членов, право на увеличение или

сокращение размера акционерного капитала и на временное приостановление

членства страны в Банке.

Повседневной работой занимаются 24 исполнительных директора, пять из

них назначаются Великобританией, Германией, США, Францией и Японией.

Директора избирают президента, который ведет текущие дела Банка. Совет

Исполнительных директоров несет ответственность за принятие решений

относительно правил, регламентирующих деятельность Банка, и за одобрение

всех предоставляемых займов.

МБРР является одним из автономных учреждений Всемирного банка и

подчинен президенту Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития, на долю которого

приходится более половины годовой суммы предоставляемого Всемирным Банком

кредитования, мобилизует почти весь объем необходимых ему фондов на

финансовых рынках. МБРР, являющийся одним из самых осторожных и

консервативно управляемых международных финансовых учреждений, продает

облигации и другие ценные бумаги, представляющие собой долговые

обязательства, пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим

банкам и частным лицам по всему миру. МБРР взимает со своих заемщиков

проценты по ставкам, отражающим стоимость заимствования. Займы должны

погашаться в течение 15 – 20 лет; до начала погашения основной суммы займа

предусмотрен 3-5-летний льготный период.

Взносы стран, вступающих в члены Всемирного Банка, составляют менее 5

процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции,

количество которых определяется относительным уровнем экономического

развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их

стоимости. Неоплаченная часть – это "деньги до востребования" на тот

случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в

состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило.

Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям

облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов

или предоставление займов. Правила МБРР требуют, чтобы сумма непогашенных и

использованных займов не превышала общей суммы капитала и резервов.

Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса

распределены пропорционально количеству акций, которыми владеет та или иная

страна. Наибольшая доля голосов принадлежит США (16,53%), за ними следуют

Япония (7,93%), Германия (4,53%), Франция (4,34%) и Великобритания (4,34%).

На долю России приходится наибольшее среди новых стран-членов МБРР число

акций (2,81%), равное долям участия Китая и Саудовской Аравии.

В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного

банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансовая корпорация

(МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Многостороннее агентство

по гарантиям инвестиций (МАГИ). За время членства России в МБРР Совет

Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд.

долл. США на осуществление 45 проектов.

Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование

следующих направлений:

- проект «Городское теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком

погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);

- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера -

в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом

(2001 год);

- проект городского водоснабжения и канализации - гранты в размере

$676 тыс. и $816 тыс. (1998 год);

- проект поддержки реструктуризации сельскохозяйственных предприятий

- грант в размере $1 млн. (1998 год);

- инновационный проект развития образования - в размере $71 млн.

(1998 год);

- проект содействия структурной перестройке системы социальной защиты

населения – в размере $28,6 млн., срок погашения - 17 лет с 5-летним

льготным периодом. (1997 год);

- проект повышения эффективности использования энергии - в размере

$70 млн. (1996 год);

- проект ремонта автодорожных мостов - в размере $192 млн. (с 1996

года по 2000 год).

Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно

как российская финансовая система нуждается в пополнении.

2.2 Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (International Development

Association) была учреждена в 1960 году как дочерняя организация МБРР, но

обладает статусом специализированного учреждения ООН. В основном она

преследует те же цели, что и Банк. Последний предоставляет займы на более

льготных условиях, чем обычные коммерческие банки, и в основном

государствам, возвращающим деньги. Устав МАР вступил в силу в 1960 году.

Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили

было принято в 1961 г.

МАР предоставляет беспроцентные займы беднейшим странам (в отдельных

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты