содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам - членам
МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов.
Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в
капитале фонда.
Как уже было ранее сказано, Россия входит в число членов МВФ. В своем
Постановления от 22 мая 1992 года Верховный совет РФ постановил:
согласиться с предложением Правительства РФ и Центрального банка РФ о
вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд путем
принятия:
а) статей соглашений Фонда;
б) условий, установленных в резолюциях Совета управляющих Фонда
касающихся членства Российской Федерации.
Сейчас квота России в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему
курсу около $7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что
обеспечивает ей 2,76 процента голосов при голосовании. Нынешнее положение
России в МВФ несравнимо с положением СССР в Фонде на момент его
образования. Тогда СССР занимал по квотам третье место после США и
Великобритании. Квота СССР равнялась $1200 млн. (США - $2750 млн.,
Великобритания - $1300 млн.). На данный момент квота России в МВФ, как уже
говорилось, составляет около $7,58 млрд., а сумма долговых обязательств -
около $9,9 млрд. К концу декабря Россия выплатит часть своего долга МВФ, и
тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100% квоты
России в МВФ.
По заявлению директора-распорядителя Международного валютного фонда
Хорста Келера, в будущем рубль может стать одной из расчетных валют МВФ.
Россия должна лишь подать соответствующую заявку в Фонд, однако главным
условием вступления является отсутствие долгов перед Фондом. Исходя из
хороших макроэкономических показателей России, в 2002-2003 гг. страна
способна выплачивать внешние долги без помощи международных финансовых
институтов. Однако не нужно забывать о нестабильности на мировом рынке
нефти. В случае значительного падения цены на нефть Международный валютный
фонд готов рассмотреть возможность оказания финансовой помощи России[1].
Члены МФК обязательно должны быть членами МБРР. Участвует большинство
государств, включая Россию и страны СНГ. Руководящие органы МБРР являются и
органами МФК.
МВФ призван обеспечить уважение «кодекса добропорядочного валютного
поведения», содержащегося в учредительном акте, а также оказывать помощь
членам в его применении. Функция помощи приобрела за годы существования
Фонда большое значение.
2. Международные финансовые институты,
входящие во Всемирный банк
Всемирный банк представляет собой сложное международное образование,
связанное с ООН. Группа учреждений Всемирного банка, основанная в
1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих
помощь на цели развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году
странам-клиентам займы на общую сумму $19,5 млрд., в настоящее время
осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах,
оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня
жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии
помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с
государственными органами, неправительственными организациями и частным
сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются
реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским
обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.
Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов,
интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров,
находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного
банка, обладающими правом принимать окончательное решение.
В систему Всемирного банка входят четыре автономных учреждения,
подчиненные президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и
развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная
ассоциация развития (МАР); многостороннее агентство по инвестиционным
гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений – содействие экономическому и
социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и
консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой
общей цели каждое учреждение осуществляет свои функции.
2.1 Международный банк реконструкции и развития
Международный банк реконструкции и развития является одним из
крупнейших международных финансовых институтов. Он был учрежден в 1945
году. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая
Россию и страны СНГ. Его цели:
- содействие реконструкции и развитию государств-членов путем
капиталовложений на производственные цели;
- поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления
гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов;
- стимулирование сбалансированного роста международной торговли, а
также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных
инвестиций в развитие производства.
Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из
представителей государств-членов. Каждый из них обладает количеством
голосов, пропорциональным доле вклада в капитал Банка. В полномочия Совета
управляющих входит право на прием новых членов, право на увеличение или
сокращение размера акционерного капитала и на временное приостановление
членства страны в Банке.
Повседневной работой занимаются 24 исполнительных директора, пять из
них назначаются Великобританией, Германией, США, Францией и Японией.
Директора избирают президента, который ведет текущие дела Банка. Совет
Исполнительных директоров несет ответственность за принятие решений
относительно правил, регламентирующих деятельность Банка, и за одобрение
всех предоставляемых займов.
МБРР является одним из автономных учреждений Всемирного банка и
подчинен президенту Всемирного банка.
Международный банк реконструкции и развития, на долю которого
приходится более половины годовой суммы предоставляемого Всемирным Банком
кредитования, мобилизует почти весь объем необходимых ему фондов на
финансовых рынках. МБРР, являющийся одним из самых осторожных и
консервативно управляемых международных финансовых учреждений, продает
облигации и другие ценные бумаги, представляющие собой долговые
обязательства, пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим
банкам и частным лицам по всему миру. МБРР взимает со своих заемщиков
проценты по ставкам, отражающим стоимость заимствования. Займы должны
погашаться в течение 15 – 20 лет; до начала погашения основной суммы займа
предусмотрен 3-5-летний льготный период.
Взносы стран, вступающих в члены Всемирного Банка, составляют менее 5
процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции,
количество которых определяется относительным уровнем экономического
развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их
стоимости. Неоплаченная часть – это "деньги до востребования" на тот
случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в
состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило.
Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям
облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов
или предоставление займов. Правила МБРР требуют, чтобы сумма непогашенных и
использованных займов не превышала общей суммы капитала и резервов.
Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса
распределены пропорционально количеству акций, которыми владеет та или иная
страна. Наибольшая доля голосов принадлежит США (16,53%), за ними следуют
Япония (7,93%), Германия (4,53%), Франция (4,34%) и Великобритания (4,34%).
На долю России приходится наибольшее среди новых стран-членов МБРР число
акций (2,81%), равное долям участия Китая и Саудовской Аравии.
В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного
банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансовая корпорация
(МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Многостороннее агентство
по гарантиям инвестиций (МАГИ). За время членства России в МБРР Совет
Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд.
долл. США на осуществление 45 проектов.
Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование
следующих направлений:
- проект «Городское теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком
погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);
- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера -
в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом
(2001 год);
- проект городского водоснабжения и канализации - гранты в размере
$676 тыс. и $816 тыс. (1998 год);
- проект поддержки реструктуризации сельскохозяйственных предприятий
- грант в размере $1 млн. (1998 год);
- инновационный проект развития образования - в размере $71 млн.
(1998 год);
- проект содействия структурной перестройке системы социальной защиты
населения – в размере $28,6 млн., срок погашения - 17 лет с 5-летним
льготным периодом. (1997 год);
- проект повышения эффективности использования энергии - в размере
$70 млн. (1996 год);
- проект ремонта автодорожных мостов - в размере $192 млн. (с 1996
года по 2000 год).
Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно
как российская финансовая система нуждается в пополнении.
2.2 Международная ассоциация развития
Международная ассоциация развития (International Development
Association) была учреждена в 1960 году как дочерняя организация МБРР, но
обладает статусом специализированного учреждения ООН. В основном она
преследует те же цели, что и Банк. Последний предоставляет займы на более
льготных условиях, чем обычные коммерческие банки, и в основном
государствам, возвращающим деньги. Устав МАР вступил в силу в 1960 году.
Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили
было принято в 1961 г.
МАР предоставляет беспроцентные займы беднейшим странам (в отдельных