конкурентоспособность французских фирм.
Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной
системы, которая была заменена на Бреттон-Вудскую.
Вторая валютная система была официально оформлена на Международной валютно-
финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-
Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.
Цели создания второй мировой валютной системы:
1. Восстановление обширной свободной торговли.
2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена на
основе системы фиксированных валютных курсов.
3. Передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия
временным трудностям во внешнем балансе.
Вторая МВС базировалась на следующих принципах:
Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей
валюты;
Курс ведущей валюты фиксирован к золоту;
Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к
ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных интервенций;
Изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации и
ревальвации[1];
Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ предоставляет
кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в
целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением
странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.
Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый
стандарт – МВС, основанная на господстве доллара (США обладали 70% от всего
мирового запаса золота). Доллар – единственная валюта, конвертируемая в
золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством
международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было
установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию.
США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего
конкурента – Великобританию.
Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми
деньгами, и поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется
системой золотодолларового стандарта.
Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США
могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу
70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы.
Появляются и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по
сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была
невелика. Доверие к доллару как резервной валюте падает и из-за гигантского
дефицита платежного баланса США. Образуются новые финансовые центры
(Западная Европа и Япония), что приводит к утрате США своего абсолютного
доминирующего положения в мире.
Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей
валютной системы; ее структурные принципы, установленные в 1944 г.,
перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и
изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской
системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и
использованием для их осуществления национальных валют, подверженных
обесценению (преимущественно доллара).
После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли
испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая
МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.
Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ в
Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.
Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и много-валютный
стандарт.
Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных
целей:
1 – выравнивание темпов инфляции в различных странах
2 – уравновешивание платежных балансов
3 – расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной
политики отдельными центральными банками.
Основные характеристики Ямайской валютной системы:
1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких
ключевых валютах;
2. Отменен монетный паритет золота;
3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая
валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;
4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется
под воздействием спроса и предложения.
5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков
для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они
осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.
6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его
через золото.
7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-
члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего
воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или
получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов:
фиксированный, плавающий или смешанный.
Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:
1 – курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно
выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех
же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по
отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку
развивающиеся страны.
2 – курс национальной валюты фиксируется к СДР[2].
3 – «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к
искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные
комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых
партнеров данной страны.
4 – курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается
твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой
национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по
специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах
роста цен).
В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании,
Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих
стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.
Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое
плавание. Оно характерно для стран, входящих в Европейский Валютный Союз
(ЕВС). Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для
операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами.
Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе
отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы
валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в
систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит
режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные
Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих
валют к цене на нефть.
Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской
валютной системы они являются одним из официальных резервных активов.
Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве
масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным
резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.
Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство
в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для
осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В
настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР
функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором
они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.
МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска
в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента
СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет
МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный
всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их
пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР.
Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в
МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине
их квот в МВФ на момент выпуска.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных
держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может
МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством,
- страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и
региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный
статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и
частные лица.
Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным
резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ
как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений;
квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.
В качестве международного платежного средства СДР используются в
ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель
СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в
целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24% их общего объема),
сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные
суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и
выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах,
преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным
балансом. Объем операций в СДР незначителен.
Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных
моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы
многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не
обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо
платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций
с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-
платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных
валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.
Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания,
связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично.
Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-
участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в
своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.
Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в
Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств: