Налоги как объективная экономическая категория

— и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и

иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней

требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития

народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или

отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые

изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением

устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы

(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких

лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,

наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки

налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные

изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были

установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала

нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год,

наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить

целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3

пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не

нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не

препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда

лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых

налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и

предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,

то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на

прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы

налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической

ситуации в стране и в общественном производстве.

1.2 Классификация налогов.

Возможны различные классификации налогов в зависимости от того

основания, которое заложено в сравнение. Прежде всего, налоги делят на

подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные).

Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ,

а вторые - в процессе их использования. Так, подоходный налог

уплачивается при получении дохода, налог на имущество уплачивают

собственники определенных видов имущества (сбережений). Это примеры

прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины,

хотя и по-разному попадают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются

потребителям товаров, в стоимость которых включаются эти налоги. Это

примеры косвенных налогов.

Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и

реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного

налогоплательщиком дохода (прибыли).

Так, предприятия уплачивают налог на прибыль с суммы прибыли,

подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти

налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается е действительный доход

налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных

экономических условиях от того или иного предмета налогообложения

(недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.) Реальными налогами

облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real англ., -

имущество).

Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уровнять

лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно.

Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующих

имущество, например, земельный участок, только для отдыха.

Также следует выделить раскладочные и количественные налоги. В

настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в

местном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора на

содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и

другие цели вполне можно быть определен по раскладочной системе исходя

из конкретной потребности и числа жителей.

Количественные (долевые, квотативные) налоги, в противоположность

раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из

возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги

непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность)

налогоплательщика.

Кроме вышеперечисленных налогов существуют также закрепленные и

регулирующие.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период

полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета

(бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального

бюджета Российской Федерации. Регулирующие налоги ежегодно

перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия

дефицита. В качестве регулирующих, например, используются акцизы,

налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий.

Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит

при утверждении федерального бюджета на конкретный год. По степени

компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов

установления и введения в действие налогов выделяют государственные и

местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов

осуществляется решением высшего представительного органа государства. Это

не означает, что налоги обязательно поступают в федеральный бюджет. Они

могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным

органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводиться

только решением, принятом на местном уровне. Эти налоги всегда поступают

в местные бюджеты. Как правило, налог не имеет целью покрыть какой-либо

конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать

подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов.

Однако в ряде случаев введение целевых налогов способно сыграть

положительную роль.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей

готовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственно

уверен.

Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей

независимости конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что

необходимость затрат вызвана получением определенных доходов.

Следующая классификация налогов - регулярные и разовые. Регулярные

(систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в

течение всего времени владения имуществом либо занятия налогоплательщика

каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный

налог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегодной основе,

налог на добавленную стоимость - помесячно или поквартально и т.п.

Уплата разовых налогов связывается с какими-либо событиями, не

образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от

факта импорта или экспорта товара. Для конкретного налогоплательщика

экспортно-импортная операция может иметь случайный, непостоянный

характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в

порядке наследования или дарения. Существуют и другие основания деления

налогов на виды.

1.3 Налоговая система: понятие, сущность.

Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других

платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и

физических лиц на территории страны.

Налоговая система является важнейшим активным элементов рыночной

экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность,

она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные

явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе.

Активность налоговой системы проявляется в проявлении ею двух функций:

фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов позволяет государству

формировать государственные денежные фонды, образующие условия для

функционирования государства. Она показывает обязанности налогоплательщиков

перед государством. Регулирующая функция налогов означает их использование

для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через

перераспределение национального дохода. Регулирующая функция показывает

обязанности государства перед налогоплательщиками.

Следовательно, выражая разные стороны налоговых отношений, обе функции

– фискальная и регулирующая выступают в единстве: обязанности

налогоплательщиков перед государством оборачиваются обязанностью

государства перед налогоплательщиками. И чем совершеннее синтез этих

функций, тем более доступна налоговая система для населения.

В современных условиях стимулирование экономических процессов через

налоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, как

налоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании –

около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных налоговых ставках

налогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научно-

техническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величины

первоначальных налогов), а также в отсрочке уплаты налога или полном

освобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь

образованных).

Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода

к цивилизованной налоговой системе. Изучая модель налоговой системы, в

странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт,

а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в

тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

2. Анализ современного состояния налоговой системы России.

Фундамент новой налоговой системы был заложен в результате реформы 1992

года. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действовавших

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты