Налоги как объективная экономическая категория

осуществления государством дополнительных расходов, связанных со

смягчением социальных издержек реформ.

Как известно, блок необходимых законов, сформировавших новую налоговую

систему РФ, был принят в конце 1995г., и, начиная с 1991г. они вступили в

действие. За истекшее время в налоговое законодательство было внесено

значительное количество различных изменений и дополнений. Поэтому,

претензии налогоплательщиков по поводу частых изменений налогового

законодательства (примерно раз в полгода), в общем, справедливы. Следует

отметить проблему, являющуюся одной из основных относительно любой

налоговой системы. Речь идет об уровне налогового бремени. В России в

настоящий момент на предприятия приходится около 80% всех налоговых и

изымаемых отчислений в бюджет.

Следующая серьезная проблема касается действия режима первоочередности

направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов

и платежей в государственные внебюджетные фонды, а также на погашение

имеющейся задолженности по ним, по сравнению со всеми остальными расходами

предприятия.

Нужно признать, что реально это положение не выполняется, поскольку

до последнего времени продолжал действовать для предприятий сферы

материального производства режим бронирования на выплату заработной платы и

другие неотложные нужды части выручки, поступающей на их расчетные

счета. Это является главной причиной значительной недоимки по платежам в

бюджет.

Большие проблемы для налогоплательщиков - юридических лиц - сегодня

связаны с тем, что отчисления в государственные внебюджетные фонды, которые

имеют для предприятий безусловно налоговый характер, по ряду позиций

выпадают из общего режима налогообложения (своя, более жёсткая система

ответственности, отдельные органы контроля, сложная отчетность и т.п.).

Эти проблемы, являющиеся основными, а также некоторые другие, требуют

серьезного подхода и быстрых решительных действий при их решении.

3.2 Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

С 1992 г. в стране функционирует принципиально новая совокупность

налогов, возникновение которой обусловлено переходом к рыночным

отношениям. Эти налоги - такие, как НДС, подоходный налог с физических

лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество, а также связанные с

использованием минеральных ресурсов и другие - являлись в момент

введения либо совершенно для нас новыми, либо концептуально были

построены по иным, чем прежде принципам. Потребовалось больше года,

чтобы налогоплательщики и налоговые органы адаптировались к этой системе.

Так была начата налоговая реформа, сделаны первые шаги в данном

направлении. Сегодня ясно, что этот процесс должен последовательно

продолжаться и развиваться.

Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по

этой причине не могла стать совершенной. К недостаткам следует отнести

высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, которые не

всегда соответствуют реальной экономической ситуации, сложность подсчета

некоторых налогов, постоянные их изменения и дополнения и др.

Каковы же пути преодоления этих проблем? Одним из основных вопросов

относительно любой налоговой системы является уровень налогового бремени,

а также формирование доходной базы бюджетов всех уровней. Поэтому одной из

главных целей налоговой реформы является коренное улучшение положения дел

с формированием бюджетов (фондов). Необходимо подчеркнуть, что не

предусматривается усиления налогового бремени, которое и сегодня

достаточно велико для законопослушных налогоплательщиков. Имеется в виду,

прежде всего осуществление мер, относящихся к налоговому

администрированию и улучшению налогового контроля, главной целью которых

является улучшение положения дел со сбором налогов.

Речь идет, например, о решительной борьбе с неучтенным в налоговых

целях наличным оборотом (т.н. "черным налом"). Решением Правительства

создана и начала работу специальная комиссия для выработки эффективных мер

в данном направлении. Очевидно, что это будут комплексные меры

предусматривающие внесение изменений в банковское, таможенное и налоговое

законодательство, в административный и уголовный кодексы,

совершенствования отчетности и т.д. Начиная с 1996 г. принято решение об

обязательном применении идентификационных номеров на платёжных документах

по уплате налогов и на расчётных документах, что должно повысить

собираемость налогов.

Кроме того, в соответствие с указом Президента РФ от 21 июля 1995г.

N746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы в РФ",

совершенствуется деятельность контролирующих органов и их взаимоотношения

с налогоплательщиками (отмена обязательности проверки всех

налогоплательщиков и переход к выборочным проверкам, более тесная

координация деятельности контролирующих сбор налогов органов, улучшение

структуры органов Госналогслужбы РФ и методов их работы). Следует

усилить ответственность за противодействие или неисполнение законных

требований контролирующих сбор налогов органов, ведение

предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговых

органах, нарушение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Наметилось движение в направлении снижения налоговых ставок и

штрафных санкций за налоговые нарушения. Данный механизм нужно сделать

более гибким, чтобы резко уменьшить (вплоть до освобождения от санкций)

последствия несоблюдения налогового законодательства для предприятий,

допустивших такие нарушения в результате задержки финансирования из

бюджета или по иным, независящим от них причинам. При этом штрафные

санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести налогового

правонарушения и наличия преднамеренного умысла. Необходима также

более четкая и подробная классификация налоговых нарушений. Это - важный

вопрос, который нашел отражение в проекте Налогового кодекса.

Необходимо обратить внимание на возможность некоторого снижения

налогового бремени за счёт отмены ряда низкоэффективных налогов и

отчислений во внебюджетные фонды. Всё это создаёт дополнительные стимулы

для роста объемов производства, а следовательно, и расширения на этой

основе налогооблагаемой базы и увеличения налоговых поступлений в бюджет.

Для устранения несоответствия в объемах прав и обязанностей

налогоплательщиков и контрольных органов, создания законопослушным

плательщикам максимально комфортных условий для уплаты налогов следует

расширить права налогоплательщиков.

Одновременно следует упорядочить права и обязанности органов, на

которые возложен контроль за уплатой налогов (в частности - обязанность

налоговых органов по неразглашению налоговой тайны).

В конечном счете, совокупность названных мер должна привести к

расширению налоговой базы, а значит, и общего объема налоговых платежей за

счет вовлечения в налоговые отношения предприятий и граждан,

уклоняющихся в настоящее время от уплаты налогов. Вместе с тем необходимо

ужесточить административную и уголовную ответственности по отношению к

налогоплательщикам, не выполняющим своих обязанностей.

Важным является введение в действие федерального закона от 29.12.95 "Об

упрощенной системе налогообложения и учета для субъектов малого

предпринимательства". Этим законом предусматривается переход

налогоплательщиков - юридических лиц и отдельных предпринимателей на уплату

единого налога в форме приобретения ими патента. Такой механизм станет

эффективным средством борьбы с неучтенным в налоговых целях наличным

оборотом и в то же время облегчит деятельность законопослушных

налогоплательщиков.

Наконец, весьма значительное явление - формирование правовой базы

реформирования налоговой системы. Правительством рассмотрен и в целом

одобрен подготовленный Минфином РФ проект налогового кодекса РФ. Кодекс

станет всеобъемлющим документом, регламентирующим взаимоотношения

государства и налогоплательщиков. Его принятие позволит четко разграничить

полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и

взиманию налогов.

Реформирование налоговой системы, направлено на решение следующих

важнейших целей и задач:

-создание единой в границах РФ налоговой системы;

-формирование региональных бюджетов за счет собственных налоговых

источников;

-рационализация налоговой системы;

-внедрение в практику деятельности налоговой администрации форм и

методов контроля за полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом,

соответствующих условиям рыночной экономики;

-создание специализированных налоговых судов (на первом этапе на базе

арбитражных судов).

В проекте Налогового кодекса определен порядок установления перечня

действующих на территории налогов и сборов различных уровней; детально

и подробно описаны содержание налоговых нарушений и налоговых

преступлений, процедурные вопросы; признается новая категория

налогоплательщика - консолидированная группа.

Целью изменения налоговой системы, предусмотренных Налоговым кодексом,

является построение стабильной налоговой системы в границах России,

развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального,

региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать

рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и

частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства,

активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального

богатства России и благосостояния граждан.

Однако следует отметить, что проект Налогового кодекса перегружен, и

тем самым налоговая система не упрощается; в одних случаях он слишком

либерален, в других - чрезмерно суров. Важно обеспечить идентичность

терминов и понятий проекта Налогового кодекса терминам и понятиям

используемых в Гражданском кодексе, а также специальным нормам. Это

позволит избежать ненужных разночтений, а также усилить направленность

проекта на обеспечение стабильности системы и порядка налогообложения и

ограничит возможность внесения разного рода изменений в дальнейшем.

Итак, многие недостатки существующей налоговой системы, которые

подвергаются справедливой критике, будут устранены, а налоговые отношения

в России должны выйти на совершенно иной, качественно более высокий уровень

своего развития.

Заключение.

Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по

этой причине не могла стать совершенной, поэтому она нуждается в доработке.

В данной работе были рассмотрены особенности, проблемы и перспективы

развития налоговой системы России; совокупность всех налогов, методов и

принципов их построения, способы исчисления и взимания и др. Можно

выделить существенные недостатки налоговой системы, такие, например, как

высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, которые не

всегда соответствуют реальной экономической ситуации, сложность подсчета

некоторых налогов, постоянные изменения налогового законодательства и

т.д. Но не остались в стороне и достоинства: улучшается деятельность

налоговых органов и их взаимоотношения с налогоплательщиками, ведется

работа по совершенствованию действующей системы бухучета, наметилась

тенденция к снижению налоговых ставок и т.д.

Все это, а также материал первой главы и характеризует налоговую

систему России и ее взаимодействие с фискальной политикой государства.

Список использованной литературы.

1. Дробазина Л.А. Общая теория финансов М, "Юнити", 1995

2. Финансы и кредит под рук. А.Ю.Казака, Екатеринбург; МП "ПИПП", 1994

3. Пансков В.Г. Налоговая система России как фундамент экономической

стабилизации.//Финансы. 1995, N11

4. Хейне Пол Экономический образ мышления М, "Дело", 1992

5. Черник Д.Г. Налоги М, "Финансы и статистика", 1995

6. Шаталов С.Д. Налоговая реформа: правовая основа и перспективы

развития.//Финансы, 1995,

7. Возможные тенденции развития экономики России в 1997 г. //Деньги и

кредит. 1997,N2.

8. Рагимов С.Н. Размышления о налоговом бремени // Финансы. 1997,N3.

9. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования //

Финансы. 1997,N4.

10. Хритинин В.Ф. О направлениях развития налоговой реформы // Финансы.

1997, N4.

11. Свет и тени нового Налогового кодекса РФ // Банковский аудит. 1997, N3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты