Как уже было сказано, базой для расчета налога выступает облагаемый
оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг),
исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без
включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без
включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом
в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя
НДС.
Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с
производством и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей конъюнктуру рынка,
качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия
реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС,
рассчитанную по установленной ставке (20 или 10%). В окончательном виде
свободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость
(издержки производства и обращения)
этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и
НДС. Ниже приведена схема формирования свободной (рыночной) цены (рис. 2).
| |Издержки |Прибыль |Акциз | |
| |производства и| | | |
| |обращения | | | |
|НДС |материал|Добавленная стоимость |НДС обработки |
|материалов|ы |обработкой товара, |товара |
| | |подлежащая налогообложению | |
| |Облагаемый оборот | |
| |Цена реализации товара | |
Рис. 2 Формирование свободной рыночной цены
По государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным
на сумму НДС, реализуются продукция топливно-энергетического комплекса и
услуги производственно-технического назначения — услуги связи, грузовые
транспортные перевозки и др. (рис. 3).
|Регулируемая цена |НДС |
| | |
|Цена реализации товара |
| |
Рис. 3 Формирование государственной оптовой цены
По государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим
в себя НДС, реализуются отдельные (основные) потребительские товары и
услуги, оказываемые населению (рис. 4).
|Регулируемая цена товара, включающая НДС |
|Цена реализации товара |
Рис. 4 Государственная розничная цена
Основной функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е.
реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых
ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он
применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:
. фискальное – как было сказано, пополнение государственной казны;
. регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;
. стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сущность и
назначение НДС сводятся к следующему:
1. стремление увеличить государственные доходы от налогов на
потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения;
2. предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты
производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС –
конечный потребитель товаров и услуг).
Глава 2. Роль НДС и методика исчисления.
Изобретение налога принадлежит М. Лоре (Франция), который в 1954 г.
описал схему его действия, способного заменить налог с оборота,
функционировавший в тот период в стране. Такая необходимость была вызвана
потребностью устранения "каскадного эффекта", присущего налогу с оборота. В
1968 г. осуществлено полное введение НДС во Франции. До этого в чистом виде
налог не действовал ни в одной стране, но с 1968 г. его распространение
приняло интенсивный характер. Этому способствовало принятие I и III
Директив ЕЭС в апреле 1967 г., которые утверждали НДС в качестве основного
косвенного налога для стран—членов ЕЭС и устанавливали сроки его введения
(до 1972 г.). Для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество,
необходимым условием стало наличие функционирующей системы налога на
добавленную стоимость. Подробные инструкции по применению НДС определены IV
Директивой. Однако, до сих пор системы НДС в разных странах имеют
существенные различия.
В период с 1967 г. по 1991 г. НДС был введен в 20 из 24 стран ОЭСР.
Среди основных мотивов изменения налоговой системы стран в следующие:
. НДС позволяет точно и быстро проводить налоговые операции с помощью
совершенной техники и налаженной системы документооборота (без
технического компьютерного оснащения использование системы НДС
невозможно);
. введение НДС — обязательное условие вступления страны в Общий
рынок;
. НДС более эффективен по сравнению с налогом с продаж в розничной
торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных
товаров и услуг;
. НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по
сравнению с другими налогами.
А по состоянию на 31 декабря 1993 года НДС взимался в 43 странах мира.
Но в ряде ведущих стран он так до сих пор и не применяется. Так, например,
попытка введения, НДС в США закончились жаркими дебатами в конгрессе и
признанием нецелесообразности смещения налоговых "весов" в сторону
косвенного налогообложения. При этом нужно отметить, что дебатам в
конгрессе предшествовала кропотливая двухгодичная работа специалистов по
анализу эффективности перехода к новой системе.
Рассмотрим подробнее функционирование НДС в различных странах.
Англия
Налог на добавленную стоимость занимает с точки зрения доходов второе
место после подоходного налога и формирует пример 17% бюджета страны.
Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная каждой стадии
производства и реализации товаров и услуг, разница между выручкой и
стоимостью закупок у поставщика. Ставка налога — 17,5%.
Не подлежат обложению следующие виды товаров и услуг:
продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары,
топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию,
строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, также
почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.
Франция
Ведущим звеном бюджетной системы выступает налог на добавленную
стоимость. Речь идет об общем налоге на потребление, который затрагивает
все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны.
Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от налога на добавленную
стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к
экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение.
Импортные операции подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.
Уплата налога на добавленную стоимость определяется характером
совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние
налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к
которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена
товара или услуги. Помимо розничной цены, сюда включаются все сборы и
пошлины кроме НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного
поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие
полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на
вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая
в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится отнюдь
не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.
Во Франции функционируют четыре ставки налога на добавленную
стоимость. Основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%. Повышенная
ставка — 22% применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кино- и
фототовары, алкоголь, табачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы
роскоши, например ценные меха. До недавнего времени повышенная ставка имела
размер 33,33%. Пониженная ставка — 7% — установлена на товары культурного
обихода. В это понятие входят книги. Самая низкая ставка — 5,5% —
применяется для товаров и услуг первой необходимости. К этой категории
относится большинство продуктов питания, кроме шоколада и алкогольных
напитков, продукция сельского хозяйства, медикаменты, жилье, транспорт,
туристические и гостиничные услуги, грузовые и пассажирские перевозки,
зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.
По данному налогу имеются значительные льготы. Так, ст. 25 финансового
законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут освобождаться
от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий
финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они
пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за
отчетным.
Кроме этого, от НДС освобождаются:
. деятельность государственных учреждений, направленная на
осуществление административных, социальных, воспитательных,
культурных и спортивных функций;
. медицина и образование;
. некоторые свободные профессии: частная преподавательская
деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимающиеся духовным
творчеством.
Есть виды деятельности, где возможно освобождение от НДС. Точнее,
налогоплательщику предоставляется возможность выбирать, что платить: НДС
или подоходный налог. Это сдача в аренду помещений для экономической
деятельности; финансовое и банковское дело; литературная, артистическая,
спортивная деятельность; муниципальное хозяйство.
Германия
Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит
государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах
бюджета равен примерно 28% — второе место после подоходного налога. Общая
ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные
продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по
уменьшенной ставке — 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и
ресторанов.
НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматель, у
которого оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а
в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождается от уплаты налога
на добавленную стоимость. Но, естественно, он лишается при этом и права
возмещения сумм налога в выставленных на него счетах. Данный
предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он
имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести