налоговые расчеты на общих основаниях.
Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс.
марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет
лишь 80% от расчетной суммы НДС.
Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога
на добавленную стоимость. Освобождены и товары, идущие на экспорт.
Италия
Для налогообложения добавленная стоимость рассчитываются как разница
между выручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и
непосредственной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать,
что это разница между стоимостью товаров (имущества), которые поступают на
предприятие в качестве сырьевых и вспомогательных материалов, и стоимостью
данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взимается
с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при
переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.
Обычная ставка налога на добавленную стоимость в Италии составляет
19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой — 13, 9 и 4%. Со скидкой
облагаются продовольственные товары, газеты, журналы.
Вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связанные с ними
операции не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Из операций, осуществляемых на территории Италии, освобождаются от НДС
операции по страхованию и выдаче кредитов, распространению акций и
облигаций, расходы по медицинскому обеспечению, народному образованию,
культуре, некоммерческие виды аренды, почтовые услуги, операции с золотом и
иностранной валютой.
Испания
Важнейшее место в федеральной налоговой системе, как и в Российской
Федерации, занимает налог на добавленную стоимость. Налог в последние годы
имеет тенденцию к повышению. Так, в 1986 г., когда данный налог был введен
в связи с вхождением Испании в ЕЭС, и до 1993 г. включительно ставка
менялась с 12 до 15%. С 1994 г. НДС взимается по ставке 16%. Кроме
основной, функционируют две пониженные ставки налога. Для продовольственных
товаров, культурных и спортивных мероприятий, гостиничных и транспортных
услуг применяется НДС в размере 7%. А для продуктов первой необходимости —
хлеб, молоко, яйца, зерно, фрукты, овощи, лекарства, книги, газеты,
муниципальное жилье — налог понижается до 4%.
Механизм взимания НДС известен и не нуждается в описании. Как и в
большинстве стран, в Испании облагается внутренний оборот с освобождением
экспортных операций. Не облагаются также медицинские услуги в больницах,
финансовые, банковские и страховые операции, образование.
В доходной части федерального бюджета сумма НДС равна 3533,8 млрд.
песет, или 24,9%.
Российская Федерация.
НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется
главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от 19 июля 2000г.
Налоговая база:
1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется
налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости
от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на
стороне товаров (работ, услуг).
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ,
услуг) различных ставок налога налоговая база определяется отдельно по
каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется
суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке
2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров
(работ, услуг) определяется исходя из всех доходов
налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных
товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или)
натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности
их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика
в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального
банка Российской Федерации соответственно на дату реализации
товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления
расходов.[1]
Налоговые ставки. В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России
применяются несколько видов ставок:
. 0% - товары, помещаемые под таможенный режим; работы (услуги),
осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с
ними; драгметаллы при условии их добычи или производства
налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и
приравненному к нему персоналу.
. 10% - продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая
деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая
(исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая
деликатесные); некоторые товары для детей.
. 20% - товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и 2
статьи 164.
Порядок исчисления налога:
1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке
процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма
налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемые
отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли
соответствующих налоговых баз.
2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг)
представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм
налога.
3. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг)
исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко
всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата
реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду,
с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую
базу в соответствующем налоговом периоде.
4. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг),
облагаемых по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой
такой операции.[2]
В России НДС стоит на первом месте среди других налогов по поступлению
в бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в
формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом
же НК РФ и принятием бюджета РФ на 2001г. НДС поступает только в
Федеральный бюджет в размере 100%.
Рассмотрим, какую же роль НДС играл в бюджетах г. Самары, Самарской
области (до 2001 г.) и Федеральном бюджете (включая 2001 г.).
Бюджет города Самары
|Год |Сумма налога, |В % к общей сумме|В % к налоговым |
| |поступившего | |доходам |
|1999 |115129 |7,93 |21,70 |
|2000 |97900 |4,83 |5,44 |
Бюджет Самарской области
|Год |Сумма налога, |В % к общей сумме|В % к налоговым |
| |поступившего | |доходам |
|1999 | | | |
|2000 |1960000 | | |
Бюджет Российской Федерации
|Год |Сумма налога, |В % к общей сумме|В % к налоговым |
| |поступившего | |доходам |
|2000 |381778,2 |31,98 |34,2 |
|2001 |277490,0 |34,8 | |
Как видно, поступления от НДС значительны. И до 2001 года Областной и
Городской бюджеты имели больше пространства для маневренности. То есть было
больше возможностей для увеличения статей расходов, для финансирования
каких-либо программ. С принятием же Федерального бюджета на 2001 год такие
возможности отпали и пришлось перестраивать бюджет: либо сокращение статей
расходов, либо увеличение доходов за счет налоговых и неналоговых
поступлений.
В том, что сейчас НДС полностью поступает в Федеральный бюджет есть и
свои преимущества. Это и возможность увеличения расходов по оплате
госдолга, и финансирование государственных целевых программ и, возможно,
рост различных пособий и пенсий.
Из выше сказанного следует, что НДС играет большую роль в формировании
бюджета (обеспечивая до 13,5% поступлений в различных странах). Но нельзя
слишком увлекаться данным налогом, нельзя, чтобы косвенное финансирование
шло в ущерб прямому.
Глава 3. Основные направления совершенствования НДС.
Прежде чем говорить о направления совершенствования, необходимо
выяснить какие изменения внес Налоговый Кодекс.
Можно в целом отметить, что базовые понятия и принцип функционирования
НДС сохранены, хотя новый текст закона далек от идеала с точки зрения
прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости
его взимания.
Многие отмечают, что более положительного результата от такого
реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений в
текст Закона РФ от 06.12.1995 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»,
устранив имеющиеся в нем так называемые двусмысленности, неточности,
недосказанность — одним словом все то, что называется «белыми пятнами».
Такое отношение к новому тексту главы 21 «Налог на добавленную
стоимость» части второй НК РФ справедливо, поскольку процесс адаптации к
нему со стороны как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов
будет сложным и долгим, что потребует большого объема разъяснительного
материала, поскольку уже сейчас возникают вопросы, требующие поправок,
комментариев для правильного понимания специфических налоговых
обязательств.
Но необходимо отметить и то, что по отдельным важнейшим позициям глава
21 части второй НК РФ имеет преимущества по сравнению с законом. К их числу
в первую очередь следует отнести то, что только реализация товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации, за исключением освобождаемых от
налогообложения операций, выявляет объект налогообложения. Это особенно
важно в отношении оборотов реализации товаров хозяйствующим субъектам
государств-участников СНГ, когда товары вывозятся с территории Российской
Федерации на территорию государств СНГ.
В тексте части второй НК РФ характеристика категорий
налогоплательщиков дана компактно и емко в полном соответствии со ст. 19
части первой НК РФ. Следует отметить, что в состав плательщиков НДС
включены индивидуальные предприниматели. Это позволяет говорить о
расширении субъектов налоговых обязательств, что, с одной стороны,
потенциально способствует увеличению поступления НДС в бюджетную систему,
существенному расширению сферы налогового контроля, а с другой, усложняет
исполнение налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей,
поскольку они должны осуществлять бухгалтерский и налоговый учет, включая
составление и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном порядке.
Новаторским и полезным является также и то, что впервые в
законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от
исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера
налоговой базы (реализации, товаров, работ, услуг).
Чрезвычайно важно отметить, что освобождение налогоплательщика от
исполнения обязанностей, связанных с начислением и уплатой НДС,
непосредственным образом связано также с утратой его права на вычет или
возмещение входного НДС. Нетрудно заметить, что такая ситуация вряд ли
экономически выгодна и приемлема для тех лиц, которые испытывают
определенные трудности в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров, так
как в случае использования права освобождения от исполнения обязанностей
конечная цена реализации товара у такого лица (при сохранении сложившегося
уровня прибыли) будет выше по сравнению с ценой на аналогичные товары, по
которым производится начисление НДС, за счет «увеличения» себестоимости
(затрат) на сумму входного налога.
Таким образом, в этой ситуации сумма входного НДС из нейтрального
состояния трансформируется в ценообразующее, поскольку покупатель таких
товаров лишается права на возмещение (зачет, вычет) этого налога.
К числу наиболее важных новаций Кодекса следует отнести введение
понятий «место реализации товаров» и «место реализации работ (услуг)»
соответственно в ст. 147 и 148.
Здесь (и во всей главе 21) ясно говориться о том, что только
реализация товаров, включая ввезенные на таможенную территорию Российской
Федерации, работ и услуг на территории Российской Федерации является
объектом налогообложения и местом реализации.
То есть, если местом реализации товаров (работ, услуг) признается
территория Российской Федерации, то эти обороты подпадают под
налогообложение. Разумеется, что такая четкость и определенность по
сравнению с текстом Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»
существенно нормализуют понимание налоговых обязательств
налогоплательщиков.
Нельзя не отметить в качестве положительного момента новую смысловую
особенность налоговых отношений в зависимости от места реализации работ
(услуг), предусмотренную ст. 148 НК РФ.
Эта статья гораздо яснее очерчивает понятия и конкретные параметры,
являющиеся критерием для возникновения объекта налогообложения.
Здесь снова, как и по другим статьям, характеризующим момент
«создания» объекта налогообложения, проходит мысль о том, что только
территория Российской Федерации (и ничья более) является местом
возникновения базы налогообложения при реализации работ и услуг.
Более того, в подпункте первом п. 1 ст. 148 сделано очень важное
дополнение, снимающее все спорные вопросы, возникавшие ранее в связи с
проводимыми работами, связанными с недвижимым имуществом.
Теперь особо подчеркивается, что для признания территории Российской
Федерации в целях налогообложения работ и услуг очень важно, чтобы
недвижимое имущество находилось на ее территории.
При этом законодательно установлено, что к налоговым отношениям,
регулируемым подпунктом 1 п. 1 ст. 148 Н К РФ, не относятся воздушные,
морские суда и суда внутреннего плавания, а также космические объекты.
Существенному реформированию подверглись вопросы, предусмотренные ст.
149,150 части второй НК РФ, связанные с освобождением от налогообложения и
имеющие большое значение для налогоплательщиков.
Изменения затронули не только структурную упорядоченность, но и по
существу объем и перечень налоговых льгот.
Теперь, с 1 января 2001 года, более четко и однозначно по перечню
льготируемых операций, установленных в этих статьях, определен единый
порядок налоговых последствий, выражающийся в том, что суммы налога по
приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам),
используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг),
освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ,
будут включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на
доходы организаций.
То есть суммы входного налога будут относиться на затраты
(себестоимость) производимой продукции (работ, услуг), издержки обращения.
Налоговым Кодексом внесены и другие изменения, но, основываясь на выше
сказанном, можно сделать вывод о том, что в части реформирования НДС Кодекс
носит более конкретизированный характер.
Как уже было сказано выше текст НК не идеален, и поэтому необходимо
дальнейшее совершенствование. При этом можно выделить следующие
направления:
1. Сложность методики расчетов пунктов и подпунктов по освобождению и
обложению НДС;
2. Нераскрыты и усложнены расчеты по обложению, зачету и возмещению
при движении товара через таможню;
3. НК предусматривает уплату НДС по месту нахождения обособленных
подразделений, что затруднительно для предприятий, находящихся в
одном административном районе, и имеющих обособленные
подразделения, зарегистрированных в различных ИМНС. На 2001 год
временно разрешено внесение НДС централизовано, т. е. по месту
нахождения головного предприятия;
4. При наличии положительной стороны – возможности освобождения от
обязанности по НДС (п. 1-3 ст. 145), имеется и отрицательная –
полное восстановление НДС с уплатой суммы налога, а так же пени и
штрафов (п. 6 ст. 145);
5. Усложнение исполнения налоговых обязательств для индивидуальных
предпринимателей в связи с возложением на них обязанности по уплате
НДС. Это ведет к увеличению у них бухгалтерской отчетности, что в
некотором роде снижает привлекательность ведения индивидуального
предпринимательства;
6. Утрата права на вычет или возмещение входного НДС освобожденных
налогоплательщиков от обязательств по НДС. Это ведет к снижению
конкурентоспособности предприятий, так как в это случае НДС
превращается в основной ценообразующий фактор;
7. Пунктом 6 статьи 168 предусматривается, что НДС в розничной
торговле не выделяется на чеках и других документах, выдаваемых
покупателю, что не удобно для предприятий покупающих товары для
собственных нужд, т. е. они не могут взять его в зачет;
8. Предусмотрение снижения налоговой ставки.
Как видно, реформирование НДС на данном этапе не завершено. Еще
имеются недостатки, которые необходимо устранить. Но НДС в нашей стране
является молодым налогом и первый шаг в его совершенствовании уже сделан –
Налоговый Кодекс РФ.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что, на мой взгляд, налог на
добавленную стоимость является наиболее интересным налогом в сравнении с
остальными.
Интересна как сама схема исчисления налога, так и система зачета и
возмещения. В процессе моей работы я пришла к выводу о том, что п НДС может
помогать предприятиям в конкурентной борьбе, а может стать основным
ценообразующим фактором, что очень неблагоприятно для фирм. Так же
уравновешивая косвенное и прямое налогообложение государство может получать
и стабильный доход и дать возможность развиваться бизнесу, что важно для
российской экономики.
Я считаю, что правильным шагом было снижение налоговой ставки, так как
входя в цену товара, он ее взвинчивает. И основным направлением, которым
должно заниматься государство, - это снижение ставки.
Осталось еще много не решенных вопросов в обложении НДС, но наша
страна развивается, а с ней и все элементы государства, включая и налоги.
Литература.
1. Финансы. /под ред. Романовского А. М. – М.: 2000г.
2. Налоги и налогообложение. / под ред. Русаковой И. Г., Кашина
В. А. – М.: 2000г.
3. Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой
системы. – М.: 2000г.
4. Часть 2 Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: 2000г.
5. Минаев Б. А. О реформировании НДС.//Налоговый вестник №11, 2000г.
-----------------------
[1] Статья 153. Часть вторая. Налоговый кодекс Российской Федерации.–
М.: 2000г.
[2] Статья 166. Часть вторая. Налоговый кодекс Российской Федерации.–
М.: 2000г.
-----------------------
Бюджет
НДС 1 – 4 = НДС 5
НДС 1
1 предприятие-изготовитель сырья
2 предприятие-изготовитель комплектующих
НДС 2
3 предприятие-изготовитель продукции
НДС 3
4 предприятие снабженческо-сбытовое
НДС 4
5 предприятие торговое
НДС 5
Потребитель