народного потребления.
Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда
относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за
добычу угля и т. д.
Вся налоговая система была направлена на подавление частника в
промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу
превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления
позиций социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов
государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот.
Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два
раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с
физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая
прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех
плательщиков. Но уже 1926г. ставки дифференцировали по группам
платильщиков. Максимальная ставка для капиталистических элементов была
повышена до 67.5, а с 1927 г. - до 81%. Кроме того в 1931г. введен
специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих,
служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к
окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200%, т.е.
фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его
капитала. Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств
был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд
формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей.
Обязательному страхованию подлежало имущество пред-риятий и организаций
всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в
бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение
непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия.
Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального
страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов.
Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц,
использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение
поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности
государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4%
валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся
колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью
сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Основным
производственным звеном стали предприятия действующие на началах
хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления
народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались
и носили директивный характер. На этом этапе у государства уже другие
задачи: реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе
социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и
отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой
централизации средств, предназначенных как для накопления, так и
потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения
системы финансовых отношений. А так как основной группой финансовых
отношений выступают денежные отношения между юридическими лицами и
бюджетом, то, естественно, изменения коснулись прежде всего их.
Налоговая реформа 1930/31 г. обеспечила значительное сокращение количества
налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в
бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа.
Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих
признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в
твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере
реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую
мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного
финансирования плановых мероприятий.
Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета
всегда была очень высока. Например, в 1940 г.— 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960
г. — 40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4 в 1980 г. — 31,1%.
Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся
отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в
1975 г. — 31,9%. Этот доход, наоборот, претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговой реформы 1930/31 г. подоходный налог с
государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены
отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок
распределения прибыли. В первую очередь отчисления шли в поощрительные
фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд
премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные
вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые
потребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам,
устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными
наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий
бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого
распределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12%
направлялось на капитальные вложения, 8%—на прирост норматива собственных
оборотных средств, 5% — в поощрительные фонды и 3% —на другие цели. В
бюджет приносилось 72% прибыли.
В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его
ставки еще жестче воздействовали на необщественный сектор
сельскохозяйственного производства. Данная организация финансов позволила
государству даже в условиях Отечественной войны 1941—1945 гг. Выполнить
поставленные задачи и к 1960-м годам страна по уровню развития
промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств
мира. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных
промышленных предприятий. Число отраслей и производств в промышленности
возросло с 81—87 в 1925—1927 г. более чем до 300 в 1966 г. Особенно
значителен был рост отраслей в машиностроении, химической промышленности
вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.
Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении
экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи
отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям,
социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими
денежными ресурсами. Возникла необходимость формирования фондов денежных
средств не только на уровне государства, но и на уровне отрасли и
предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно
новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и
государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и
фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как
основного их источника.
Экономическая реформа 1965 г. утвердила новую систему распределения и
использования прибыли, в основу которой положены следующие принципы:
повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах
работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников были
поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня
рентабельности;
создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за
счет их прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по
обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по
внедрению новой техники и расширению производства;
введение платности за пользование производственными фондами,
предоставляемыми государством предприятию в целях создания их
заинтересованности в лучшем использовании фондов;
повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана
прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную
систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз,
очередности отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись
платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и
нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата
за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном
6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и
нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды
представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности
предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных
фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать
все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.
После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная
прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и
децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным
нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности
предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых
затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного
кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков ЖКХ и др.
Так как затраты второго (использование ФМП, ФСКМ и ЖС, ФРП) и третьего
(финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита,
погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных
оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и
т. д.) уровней планировать и утверждались министерствами, то, безусловно,
их объемы устанавливались ниже планируемой и утверждали прибыли, т. е. в
централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного
остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.
Таблица 1.1
Распределение пребыли промышленных предприятий* (%)
| Распределение прибыли |197|197|198|198|198|198|
| |0 |5 |0 |1 |2 |3 |
| Получено прибыли — всего|100 100 |100|100|100|100|
| из нее: | | | | | |
| внесено в бюджет |62 58 |60 |59 |59 |60 |
| в том числе: | | | | | |
| плата за | | | | | |
|производственные | | | | | |
| фонды |17 22 |24 |24 |25 |24 |
| фиксированные (рентные) | | | | | |
|пла- | | | | | |
|тежи |5 4 |1 |1 |6 |7 |
| взносы свободного | | | | | |
|остатка | | | | | |
| прибыли |35 30 |33 |32 |27 |28 |
| отчисления от прибыли |4 1 |1 |2 |1 |1 |
| |оставлено в распоряжении | | | | |
| |предприятия |38 42 |40 |41 |41 |40 |
| | | |
| | | | | | | |
Из таблицы видно, что размер свободного остатка прибыли, перечисляемого в
бюджет, в первые годы экономической реформы, значительно превышал размер
платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.
Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое
государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, хотя
условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство
забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983 т., провозгласив политику
децентрализации системы управления экономикой. В итоге произошло
несовпадение организованных государством конкретных групп финансовых
отношений с задачами производства — в среднем 60%. Жесткое централизованное
нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало
заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не
привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению
убыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд
мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения
прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими
мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и
второй модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались
успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались
нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной
мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство
дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно
снизились темпы роста производительности труда и другие показатели
эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство,
располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался
разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем
производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.
Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя
было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов —
государственных, отраслевых, региональных.
К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство
провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало
коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности.
Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление
хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте
государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, арендные
предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д.,
институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды.
Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с
возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными
возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усло-
жнются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных
отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в
рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию
средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей
стоимостью.
Лит-ра:
1.”Финансы” Учебное пособие( под ред. Проф. А.М. Ковалевой) М.:1997
Страницы: 1, 2