Оценка финансовой устойчивости предприятия

периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом

отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности (3

месяца).

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значения больше

1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии

реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Если

этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить

платежеспособность.

При наличии оснований для признания структуры баланса

предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной

возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в

установленные сроки, принимается решение отложить признание структуры

баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным на срок до

6 месяцев. При отсутствии оснований для признания структуры баланса

предприятия неудовлетворительной с учетом конкретного значения коэффициента

восстановления (утраты) платежеспособности, принимается одно из двух

следующих решений:

- при значение коэффициента восстановления (утраты)

платежеспособности больше 1 решение о признании структуры баланса

неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным не может

быть принято;

- при значении коэффициента восстановления (утраты)

платежеспособности меньше 1 решение о признании структуры баланса

неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не

принимается; однако ввиду реальности угрозы утраты данным

предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий

учет органами ФУДН.

Отмеченные выше решения принимаются ФУДН в отношении федеральных

государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля

государства (федеральной собственности) составляет более 25%.

Если соответствующие органы субъектов Федерации или органы местного

самоуправления делегируют ФУДН права представления интересов собственника

при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий,

основанных на государственной собственности соответствующего субъекта

Федерации или муниципальной собственности соответствующего субъекта

Федерации или муниципальной собственности, то указанные выше решения

принимаются ФУДН также и в отношении данных предприятий.

По поручениям (запросам) арбитражных судов при рассмотрении дел о

несостоятельности (банкротстве) предприятий ФУДН подготавливает заключение

об оценке финансового состояния и структуры баланса предприятий всех форм

собственности на основе значений указанных выше коэффициентов.

Данная функция возложена на ФУДН в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 до создания органов независимой

экспертизы.

Ряд предприятий оказываются неплатежеспособными в связи с

задолженностью государства предприятиям. Под задолженностью государства

перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства

полномочного органа государственной исполнительной власти РФ или субъекта

Федерации по оплате заказа, размещенного на предприятии и являющегося

обязательным для исполнения. В этом случае производится анализ зависимости

установленной неплатежеспособности от задолженности государства

предприятию.

Для анализа у руководства предприятия запрашиваются дополнительно

следующие документы:

- справка о структуре государственной задолженности перед

предприятием, где по каждому государственному заказу указывается

объем задолженности (в тыс. руб.), дата возникновения

задолженности, дата погашения задолженности (если задолженность

не погашена, то указывается дата признания предприятия

неплатежеспособным), период задолженности в днях, учетная ставка

Центрального банка России на момент возникновения задолженности,

документ, подтверждающий факт государственной задолженности

предприятия;

- документы, подтверждающие наличие данной задолженности (договоры,

распоряжения полномочных органов государственной исполнительной

власти РФ и субъекта Федерации).

Если такие документы в установленный срок, т.е. не позднее двух

недель со дня поступления запроса, не представлены, то зависимость

неплатежеспособности от задолженности государства предприятию считается не

установленной.

С учетом данных о задолженности государства перед предприятием

производится расчет коэффициента текущей ликвидности из предложения

своевременного погашения государственной задолженности предприятию. При

расчете значения указанного коэффициента суммарный объем кредиторской

задолженности предприятия корректируется на величину, равную платежам по

обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма

государственной задолженности вычитается из суммарной дебиторской и

кредиторской задолженности предприятия. Сумма платежей по обслуживанию

задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из

объемов и продолжительности периода задолженности по каждому из не

исполненных в срок государственных обязательств, дисконтированной по ставке

Центрального банка России на момент возникновения задолженности

На основании рассчитанного значения скорректированного коэффициента

текущей ликвидности определяется зависимость платежеспособности предприятия

от задолженности государства перед ним. Установленная на основе описанных

выше трех критериев неплатежеспособность предприятия считается

непосредственно связанной с задолженностью государства перед ним, если

значение коэффициента текущей ликвидности равно или превышает 2.

Определенная ранее по трем критериям неплатежеспособность

предприятия считается не связанной непосредственно с задолженностью

государства перед ним в следующих случаях:

1) если скорректированный коэффициент текущей ликвидности меньше 2;

2) если вследствие непредставления обоснованных документов наличие

задолженности государства предприятию не установлено.

Если в соответствии с изложенными выше правилами констатируется,

что неплатежеспособность предприятия не связана непосредственно с

задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство является

достаточным основанием для применения в отношении директора предприятия,

находящегося в государственной собственности, мер ответственности,

предусмотренных пунктом 4 Указа Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114,

т.е. ФУДН решает вопрос об освобождении от работы директора предприятия-

должника как не соответствующего занимаемой должности.

Установление указанного обстоятельства в отношении предприятия, в

уставном капитале которого более 50% долей (вкладов, акций) находится в

государственной собственности, влечет за собой обязательные юридические

действия ФУДН по отстранению директора предприятия от занимаемой должности

по решению органа предприятия (уполномоченного в соответствии с его

учредительными документами принимать решения по указанному вопросу),

созываемого во внеочередном порядке по инициативе ФУДН. Решение об

отстранении директора от занимаемой должности может быть вынесено с момента

признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную

структуру баланса.

Если установлено, что неплатежеспособность предприятия

непосредственно связана с задолженностью государства перед ним, указанное

обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для постановки

вопроса об освобождении директора предприятия от занимаемой должности.

IV. ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА

Полученная в результате финансового анализа система показателей

позволяет выявить слабые места в экономике предприятия, охарактеризовать

состояние дел данного предприятия (его ликвидность, финансовую

устойчивость, рентабельность, отдачу активов и рыночную активность). Причем

одни показатели могут находиться в критической зоне, а другие быть вполне

удовлетворительными. Однако на основе такого анализа сделать однозначный

вывод о том, что данное предприятие обязательно обанкротится в ближайшее

время или, наоборот, выживет, обычно невозможно.

Выводы о вероятности банкротства можно делать только на основе

сопоставления показателей данного предприятия и аналогичных предприятия,

обанкротившихся или избежавших банкротства. Однако подыскать в каждом

случае подходящий аналог для сравнения весьма затруднительно, или такого

аналога может и не быть вообще.

Задача прогнозирования банкротства предприятия может быть решена

методом дискриминантного анализа. Последний представляет собой раздел

факторного статистического анализа, с помощью которого решаются задачи

классификации, т.е. разбиения некоторой совокупности анализируемых объектов

на классы путем построения так называемой классифицирующей функции в виде

корреляционной модели.

В нашем случае речь идет о делении предприятий на два класса:

1) подлежащие банкротству;

2)способные избежать банкротства.

Для большей наглядности предположим, что факт банкротства

определяется значениями двух показателей:

1) коэффициентом покрытия, т.е. отношением текущих активов к

краткосрочным обязательствам;

2)коэффициентом финансовой зависимости, т.е. отношением заемных

средств к общей стоимости активов

Первый показатель характеризует ликвидность, второй, финансовую

устойчивость. Очевидно, что при прочих равных условиях вероятность

банкротства тем меньше, чем больше коэффициент покрытия и меньше

коэффициент финансовой зависимости. И наоборот, предприятие наверняка

станет банкротом при низком коэффициенте покрытия и высоком коэффициенте

финансовой зависимости. Задача состоит в том, чтобы найти эмпирическое

уравнение некой дискриминантной границы, которая разделит все возможные

сочетания.

V. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Много неожиданностей подстерегает предприятие в его деятельности.

Правильная оценка ситуации, приведение опасности, всесторонний расчет,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты