Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

средства, по и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные

отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся практически все органы

государственной власти и государственного управления, предприятия,

независимо от форм собственности, та часть населения, которая является

участниками финансовые отношений. Что касается государственных органов, то

они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля.

Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов

финансового контроля, последний использует практически одни и те же приемы

и способы.

Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют

денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и

сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические

показатели выражаются сегодня в триллионах рублей. Показатели

экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное

выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные

программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.

Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет,

кроме чисто контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление

результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка,

рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и

принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех

факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство

позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении

финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался

экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял

своего значения и смысла и в нынешнее время.

Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством

предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в

законодательниц порядке относительно функционирования финансовою механизма

государства и обязанность соблюдал, их формируют финансовоправовую

категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая

часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он

осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансовоплановые акты, как

правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это

основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке

законности и эффективности действии, связанных с образованием,

распределением и использованием государственных денежных средств.

Система финансового контроля в Республике Беларусь включает

общегосударственный или вневедомственный, ведомственный,

внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной

власти и государственного управления. Национальное собрание и местные

Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении

бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения

бюджета. Постоянные комиссии Парламента также в процессе своей

деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До

представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета

они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему

законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет

государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный

банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства,

ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и

учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы

обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные

ревизии. В этих целях в составе министерств ведомств создаются

контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией,

работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются

в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной

деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении

сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и

условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля.

Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты.

Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке

бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до

проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный

контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют

профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых

коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в

правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю

факты злоупотреблений в финансовой сфере.

1.2 Стадии республиканского бюджета.

План:

1. СОСТАВЛЕНИЕ.

2. РАССМОТРЕНИЕ.

3. УТВЕРЖДЕНИЕ.

4. ИСПОЛНЕНИЕ.

5. УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА.

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый

состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех

заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и

местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема

доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов

доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня,

потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и

доходов.

Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство

финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях

составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год с учетом

экономического и социального развития Республики.

Практическая работа по составлению проектов бюджета начинается с

анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе

исполнения бюджета в текущем году. Одновременно учитываются

макроэкономические показатели, содержащиеся в прогнозах экономического и

социального развития республики, и показатели развития административно-

территориальных единиц. Бюджетное планирование всегда основывается на

экономических показателях, так как финансы есть отражение положения дел в

экономике. На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в

бюджет с учетом действующего налогового законодательства. Планирование

расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами,

ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном

финансировании. Исходя из этого, Министерство финансов и местные

финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы

бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и

местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию

бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а

финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформировать

сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные

комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные

сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от

регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов,

финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются

исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей

нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или

частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом

разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы

представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой

доводится до обеих сторон.

Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки

проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех

этапов составления проекта бюджета.

Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся

соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих

исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального

обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно в

Национальное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая

стадия бюджетного процесса.

Введение института президентства в Республике Беларусь пока не нашло

отражения в бюджетном законодательстве в части его полномочий в бюджетном

процессе на стадии составления проекта бюджета. Очевидно, они должны

состоять в рассмотрении представленных Совету Министров материалов по

проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в

Парламент.

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отмечено, относится к

компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения

присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров

рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов

проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов

отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты

областей и города Минска.

По действующему в настоящее время порядку, представленный Правительством

проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии

Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок

существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению

представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют

право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты