средства, по и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные
отношения выражаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы
государственной власти и государственного управления, предприятия,
независимо от форм собственности, та часть населения, которая является
участниками финансовые отношений. Что касается государственных органов, то
они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля.
Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов
финансового контроля, последний использует практически одни и те же приемы
и способы.
Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют
денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и
сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические
показатели выражаются сегодня в триллионах рублей. Показатели
экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное
выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные
программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.
Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет,
кроме чисто контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление
результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка,
рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и
принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех
факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство
позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении
финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался
экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял
своего значения и смысла и в нынешнее время.
Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством
предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в
законодательниц порядке относительно функционирования финансовою механизма
государства и обязанность соблюдал, их формируют финансовоправовую
категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая
часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он
осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансовоплановые акты, как
правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это
основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке
законности и эффективности действии, связанных с образованием,
распределением и использованием государственных денежных средств.
Система финансового контроля в Республике Беларусь включает
общегосударственный или вневедомственный, ведомственный,
внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляется органами государственной
власти и государственного управления. Национальное собрание и местные
Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении
бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения
бюджета. Постоянные комиссии Парламента также в процессе своей
деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До
представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета
они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему
законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет
государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный
банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства,
ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и
учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы
обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные
ревизии. В этих целях в составе министерств ведомств создаются
контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией,
работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются
в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной
деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении
сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и
условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля.
Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты.
Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке
бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до
проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный
контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют
профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых
коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в
правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю
факты злоупотреблений в финансовой сфере.
1.2 Стадии республиканского бюджета.
План:
1. СОСТАВЛЕНИЕ.
2. РАССМОТРЕНИЕ.
3. УТВЕРЖДЕНИЕ.
4. ИСПОЛНЕНИЕ.
5. УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА.
СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый
состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех
заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и
местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема
доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов
доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня,
потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и
доходов.
Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство
финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях
составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год с учетом
экономического и социального развития Республики.
Практическая работа по составлению проектов бюджета начинается с
анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе
исполнения бюджета в текущем году. Одновременно учитываются
макроэкономические показатели, содержащиеся в прогнозах экономического и
социального развития республики, и показатели развития административно-
территориальных единиц. Бюджетное планирование всегда основывается на
экономических показателях, так как финансы есть отражение положения дел в
экономике. На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в
бюджет с учетом действующего налогового законодательства. Планирование
расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами,
ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном
финансировании. Исходя из этого, Министерство финансов и местные
финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы
бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и
местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию
бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а
финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать
сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные
комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные
сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от
регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов,
финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются
исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей
нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или
частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом
разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы
представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой
доводится до обеих сторон.
Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки
проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех
этапов составления проекта бюджета.
Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся
соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих
исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального
обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно в
Национальное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая
стадия бюджетного процесса.
Введение института президентства в Республике Беларусь пока не нашло
отражения в бюджетном законодательстве в части его полномочий в бюджетном
процессе на стадии составления проекта бюджета. Очевидно, они должны
состоять в рассмотрении представленных Совету Министров материалов по
проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в
Парламент.
РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отмечено, относится к
компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения
присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров
рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов
проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов
отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты
областей и города Минска.
По действующему в настоящее время порядку, представленный Правительством
проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии
Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок
существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению
представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют
право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов.
По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения