Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.

В процедурном отношении сегодня более отработан механизм прохождения рес-

публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.

С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства.

Содоклад по этому вопросу делает председатель отраслевой постоянной

комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование

выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского

бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов,

Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование

бюджетным показателям считается принятым, если за пего проголосовало

большинство избранных депутатов.

Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом.

В Законе о бюджете отражаются:

-общий объем доходов и расходов республиканского бюджета;

-размер основных доходов по республиканскому бюджету;

-ассигнования из республиканского бюджета на финансирование народного

хозяйства, социально-культурных мера приятии, науки, внеэкономической

деятельности, органов государственной власти и управления, судов,

правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной

безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;

-размер резервного фонда Президента и других целевых фондов, образуемых в

соответствии с действующим законодательством;

-размер средств, направляемых на обслуживание и погашение государственного

долга;

-предельный размер дефицита по республиканскому бюджету;

-размер других расходов общереспубликанского характера;

-размер оборотной кассовой наличности;

-нормативы отчислений от общереспубликанских налогов к доходов в местные

бюджеты областей и города Минска.

В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета,

постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов,

сокращений расходов или внесении изменении в налоговое законодательство.

Проект бюджета возвращается правительству на доработку.

При несогласии с решением Парламента глава государства вправе, в

соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок

возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения

и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от

избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в

трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон

в бюджете не возвращается в Парламент, Закон считается подписанным в той

редакции, в которой он был направлен главе государства. Закон о бюджете

должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.

Этим заканчивается третья стадия бюджетного процесса. Республиканский

бюджет и нормативы отношений от общереспубликанских налогов и доходов

утверждаются Парламентом до наступления нового финансового года. Однако,

как показывает практика последних лет, Закон о бюджете принимается после

Нового года. Законодатель предусмотрел такую возможность. Чтобы процесс

финансирования расходов не прекращался, Совету Министров и исполкомам

местных Советов депутатов предоставлено право расходовать средства в

размере одной двенадцатой объема бюджетных ассигновании предыдущего года в

пределах поступающих в течение каждого месяца доходов, вплоть до

утверждения ассигнований Парламентом и соответствующими Советами депутатов.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство

основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения

бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти.

Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила

исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы

исполнения бюджетов всех уровней.

Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены

изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании

решений органов представительной и исполнительной власти.

Второе. Главным документом, на основании которого осуществляется

исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов,

составляемая финансовыми органами.

Третье. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и

местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех

форм собственности, а также определенная часть населения.

Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности

к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики

Беларусь.

Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов,

местным финансовым органам, Главной государственной налоговой инспекции и

региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов

предоставлено право получать от министерств, других центральных органов

управления, предприятии, объединений, организаций и учреждений информацию

об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и

использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за

целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также

вменяется в обязанности ограничивать и приостанавливать финансирования

расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их

получателями требований нормативных актов, непредоставления ими информации

о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами

наделены финансовые органы.

Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции

которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и

контроль за его исполнением.

Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение

бюджета. Законами о бюджетной системе и о Национальном банке оно возложено

на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме,

хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета

лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета

аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в

установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных

назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется

координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.

Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен

быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе

исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для

осуществления запланированных расходов, может быть временно Позаимствована

оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся

на начало года.

Поквартальное распределение бюджетных средств производится по каждому

министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду доходов и по

каждой свободной смете расходов. Составленное таким образом поквартальное

распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи

доходов и расходов соответствующего бюджета. А это, как уже отмечалось,

основной документ, регулирующий отношения между субъектами бюджетных

отношений в процессе исполнения бюджета. Это не только чисто финансовый, но

и юридический акт, удостоверяющий право руководителей субъектов-получателей

бюджетных назначений на использование бюджетных средств в течение года.

В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета Могут быть внесены

изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов,

вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись

доходов расходов могут также быть внесены руководителем фннорганов в

пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финорганов основанием

для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также

уведомления по взаимным расчетам, направленным вышестоящим фннорганом,

Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь

место при издании, после утверждения бюджета, новых законов, постановлений

и распоряжений Правительства.

Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей

бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных

средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные

лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными

средствами, выделенными из бюджета.

Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и

нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся

руководители министерств и ведомств, управления (отделов) исполкомов

местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители

подчиненных органов подведомственных организаций и учреждении (прежнее на

звание- распорядители бюджетных кредитов).

Главные и нижестоящие распорядителей бюджетных средств наделены

различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют

право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых

им учреждений, но и распределять выделенные им ассигновать между

нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных

средств, если в их подчинении подведомственные учреждения, должны

использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределив

их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений

получают бюджетные средства для непосредственного расходования.

Право на получение бюджетных средств распорядителя получают формально

с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое перечисление

средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии

утвержденных финансовых планов и смет.

Как главные, так и нижестоящие распорядители бюджетных средств обязаны

использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в

пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств

распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.

В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения между звеньями

бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе.

Уже упоминалась взаимоответственность вышестоящих и нижестоящих бюджетов

при принятии решений, приводящих к уменьшению доходов или увеличению

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты