представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.
В процедурном отношении сегодня более отработан механизм прохождения рес-
публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.
С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства.
Содоклад по этому вопросу делает председатель отраслевой постоянной
комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование
выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского
бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов,
Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование
бюджетным показателям считается принятым, если за пего проголосовало
большинство избранных депутатов.
Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом.
В Законе о бюджете отражаются:
-общий объем доходов и расходов республиканского бюджета;
-размер основных доходов по республиканскому бюджету;
-ассигнования из республиканского бюджета на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мера приятии, науки, внеэкономической
деятельности, органов государственной власти и управления, судов,
правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной
безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;
-размер резервного фонда Президента и других целевых фондов, образуемых в
соответствии с действующим законодательством;
-размер средств, направляемых на обслуживание и погашение государственного
долга;
-предельный размер дефицита по республиканскому бюджету;
-размер других расходов общереспубликанского характера;
-размер оборотной кассовой наличности;
-нормативы отчислений от общереспубликанских налогов к доходов в местные
бюджеты областей и города Минска.
В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета,
постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов,
сокращений расходов или внесении изменении в налоговое законодательство.
Проект бюджета возвращается правительству на доработку.
При несогласии с решением Парламента глава государства вправе, в
соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок
возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения
и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от
избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в
трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон
в бюджете не возвращается в Парламент, Закон считается подписанным в той
редакции, в которой он был направлен главе государства. Закон о бюджете
должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Этим заканчивается третья стадия бюджетного процесса. Республиканский
бюджет и нормативы отношений от общереспубликанских налогов и доходов
утверждаются Парламентом до наступления нового финансового года. Однако,
как показывает практика последних лет, Закон о бюджете принимается после
Нового года. Законодатель предусмотрел такую возможность. Чтобы процесс
финансирования расходов не прекращался, Совету Министров и исполкомам
местных Советов депутатов предоставлено право расходовать средства в
размере одной двенадцатой объема бюджетных ассигновании предыдущего года в
пределах поступающих в течение каждого месяца доходов, вплоть до
утверждения ассигнований Парламентом и соответствующими Советами депутатов.
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство
основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения
бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти.
Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила
исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы
исполнения бюджетов всех уровней.
Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены
изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании
решений органов представительной и исполнительной власти.
Второе. Главным документом, на основании которого осуществляется
исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов,
составляемая финансовыми органами.
Третье. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и
местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех
форм собственности, а также определенная часть населения.
Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности
к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики
Беларусь.
Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов,
местным финансовым органам, Главной государственной налоговой инспекции и
региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов
предоставлено право получать от министерств, других центральных органов
управления, предприятии, объединений, организаций и учреждений информацию
об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и
использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за
целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также
вменяется в обязанности ограничивать и приостанавливать финансирования
расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их
получателями требований нормативных актов, непредоставления ими информации
о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами
наделены финансовые органы.
Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции
которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и
контроль за его исполнением.
Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение
бюджета. Законами о бюджетной системе и о Национальном банке оно возложено
на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме,
хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета
лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета
аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в
установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных
назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется
координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.
Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен
быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе
исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для
осуществления запланированных расходов, может быть временно Позаимствована
оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся
на начало года.
Поквартальное распределение бюджетных средств производится по каждому
министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду доходов и по
каждой свободной смете расходов. Составленное таким образом поквартальное
распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи
доходов и расходов соответствующего бюджета. А это, как уже отмечалось,
основной документ, регулирующий отношения между субъектами бюджетных
отношений в процессе исполнения бюджета. Это не только чисто финансовый, но
и юридический акт, удостоверяющий право руководителей субъектов-получателей
бюджетных назначений на использование бюджетных средств в течение года.
В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета Могут быть внесены
изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов,
вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись
доходов расходов могут также быть внесены руководителем фннорганов в
пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финорганов основанием
для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также
уведомления по взаимным расчетам, направленным вышестоящим фннорганом,
Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь
место при издании, после утверждения бюджета, новых законов, постановлений
и распоряжений Правительства.
Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей
бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных
средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные
лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными
средствами, выделенными из бюджета.
Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и
нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся
руководители министерств и ведомств, управления (отделов) исполкомов
местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители
подчиненных органов подведомственных организаций и учреждении (прежнее на
звание- распорядители бюджетных кредитов).
Главные и нижестоящие распорядителей бюджетных средств наделены
различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют
право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых
им учреждений, но и распределять выделенные им ассигновать между
нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных
средств, если в их подчинении подведомственные учреждения, должны
использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределив
их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений
получают бюджетные средства для непосредственного расходования.
Право на получение бюджетных средств распорядителя получают формально
с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое перечисление
средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии
утвержденных финансовых планов и смет.
Как главные, так и нижестоящие распорядители бюджетных средств обязаны
использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в
пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств
распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.
В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения между звеньями
бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе.
Уже упоминалась взаимоответственность вышестоящих и нижестоящих бюджетов
при принятии решений, приводящих к уменьшению доходов или увеличению