Органы государства, осуществляющие финансовый контроль
Вопрос №14. Органы государства, осуществляющие финансовый контроль
Финансовый контроль, виды и значение.
Прежде чем рассматривать органы государства, осуществляющие финансовый
контроль, их полномочия и функции, необходимо выяснить сущность понятия
финансовый контроль, его значение и отличие от других видов контроля.
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических
процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению
народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый
контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации
финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного
использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного
хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно
возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной
функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового
контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения
государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении
финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых
форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно
обогащается.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке
финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений,
организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он
осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех
уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:
. контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в
процессе формирования и использования фондов денежных средств,
. оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и
целесообразности произведённых расходов.
Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического,
санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных
категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные)
показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки,
обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в
фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их
выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны
производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а
также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового
контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и
использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных
средств на всех уровнях народного хозяйства.
Конкретные формы и методы организации финансового контроля - это
практическое воплощение объективно присущего финансам, как экономической
категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства
охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном
уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый
контроль является многоуровневым и разносторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права
государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;
финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации
финансовой политики государства, создания условий для финансовой
стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение
бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой
деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных
банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства
негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения
денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие
обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при
расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также
установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения
учёта и отчётности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также
контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:
проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов –
собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических
результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных
проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за
финансовым состоянием и ликвидностью.
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь
процесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит, который
включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии
производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом
разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск
путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления
финансами.
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в
начале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольных
органов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народного
контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом
возник президентский контроль.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство,
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата,
Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура
Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский
контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.
Однако с приходом к власти нынешнего Президента России была
пересмотрена система и структура федеральных органов исполнительной власти,
установленная первым Президентом РФ Ельциным Б.Н. Некоторые контрольные
органы государства были ликвидированы за ненадобностью (как например,
Федеральная служба налоговой полиции), другие просто преобразованы (так,
Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ было
преобразовано в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора). Эти меры
Президента РФ повлекли за собой массовые увольнения специалистов, которые
вынуждены были искать новые места работы, отличные от тех на которых они
проработали в течении довольно продолжительного периода времени. Именно
отток квалифицированных кадров из таких учреждений и явился, по-моему,
причиной ухудшения обстановки в области финансового контроля со стороны
вновь появившихся органов.
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и
других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового
контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием
предприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со
стороны Центрального банка России (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ
РФ со стороны законодательных органов.
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают
значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике,
в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов,
включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных
средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется
сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны
аудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется его
содержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля в
сторону предварительного.
Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение
профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более
тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и
углублённому анализу целесообразности и экономической эффективности
расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и
внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных
контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных
хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому
обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных
консультационных фирм, инвестиционных банков.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень
организации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.
Отчётная документация – главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом
зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы.
Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов
государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Я, как было уже сказано выше, отметил, что финансовый контроль
подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Существует также
классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов),
осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
. президентский;
. представительных органов государственной власти и местного
самоуправления;
. исполнительных органов власти;
. финансово-кредитных органов;
. ведомственный и внутрихозяйственный
. общественный;
. аудиторский.
Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ и
конституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает контроль
финансовой деятельности органов представительной (законодательной) власти.
Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении
проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных
внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны представительной (законодательной) власти.
С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии
Совета Федерации и Государственной Думы, Счётная палата РФ, контрольно-