Органы государства, осуществляющие финансовый контроль

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль

Вопрос №14. Органы государства, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль, виды и значение.

Прежде чем рассматривать органы государства, осуществляющие финансовый

контроль, их полномочия и функции, необходимо выяснить сущность понятия

финансовый контроль, его значение и отличие от других видов контроля.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических

процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению

народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый

контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации

финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного

использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного

хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно

возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной

функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового

контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения

государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении

финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых

форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно

обогащается.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке

финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов

хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений,

организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он

осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех

уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

. контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в

процессе формирования и использования фондов денежных средств,

. оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и

целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического,

санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных

категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные)

показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки,

обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в

фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их

выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны

производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а

также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового

контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и

использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных

средств на всех уровнях народного хозяйства.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля - это

практическое воплощение объективно присущего финансам, как экономической

категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства

охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном

уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый

контроль является многоуровневым и разносторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права

государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;

финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации

финансовой политики государства, создания условий для финансовой

стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение

бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой

деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных

банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства

негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения

денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие

обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при

расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также

установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения

учёта и отчётности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также

контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов –

собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических

результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных

проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за

финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь

процесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит, который

включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии

производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом

разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск

путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления

финансами.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в

начале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольных

органов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народного

контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом

возник президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство,

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата,

Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура

Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский

контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.

Однако с приходом к власти нынешнего Президента России была

пересмотрена система и структура федеральных органов исполнительной власти,

установленная первым Президентом РФ Ельциным Б.Н. Некоторые контрольные

органы государства были ликвидированы за ненадобностью (как например,

Федеральная служба налоговой полиции), другие просто преобразованы (так,

Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ было

преобразовано в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора). Эти меры

Президента РФ повлекли за собой массовые увольнения специалистов, которые

вынуждены были искать новые места работы, отличные от тех на которых они

проработали в течении довольно продолжительного периода времени. Именно

отток квалифицированных кадров из таких учреждений и явился, по-моему,

причиной ухудшения обстановки в области финансового контроля со стороны

вновь появившихся органов.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и

других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового

контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием

предприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со

стороны Центрального банка России (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ

РФ со стороны законодательных органов.

В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают

значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике,

в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов,

включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных

средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется

сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны

аудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется его

содержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля в

сторону предварительного.

Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение

профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более

тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и

углублённому анализу целесообразности и экономической эффективности

расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и

внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных

контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных

хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому

обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных

консультационных фирм, инвестиционных банков.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень

организации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Отчётная документация – главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом

зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы.

Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов

государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Я, как было уже сказано выше, отметил, что финансовый контроль

подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Существует также

классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов),

осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

. президентский;

. представительных органов государственной власти и местного

самоуправления;

. исполнительных органов власти;

. финансово-кредитных органов;

. ведомственный и внутрихозяйственный

. общественный;

. аудиторский.

Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ и

конституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает контроль

финансовой деятельности органов представительной (законодательной) власти.

Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении

проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных

внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны представительной (законодательной) власти.

С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии

Совета Федерации и Государственной Думы, Счётная палата РФ, контрольно-

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты