Органы государства, осуществляющие финансовый контроль

органов исполнительной власти" является приемником Контрольно-ревизионного

управления Минфина РФ.

Вышеназванная Федеральная служба и его территориальные подразделения

обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью

контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета

и внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной

деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов

государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную

бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,

осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного

использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

. Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его

исполнения.

. Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление

высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о

финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.

. Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и

внутреннего долга РФ.

. Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых

отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных

документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на

предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального

бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в

банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном

порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей

учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на

коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от

хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных

фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной

на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с

налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения

федерального бюджета, который должен был закончится в 1999 году, призван

значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в

части федерального бюджета.

В настоящее время предусмотрена серьёзная административная и уголовная

ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что резко

повышает степень эффективности государственного контроля. Существует

довольно обширная практика дел, возбуждённых по фактам нецелевого

использования государственных ресурсов и доведённых до суда.

Финансовый контроль со стороны специализированных органов

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России

существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой

деятельности которых является конкретная область финансов, например

налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к

рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в

особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единой

системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других

обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Правительству РФ и входящая в

состав Минфина России, включает Федеральную налоговую службу, а также

государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного

самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые

инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый

контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное

налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов,

координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими

контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговым

законодательством проверять любые денежные документы у юридических и

физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц

без гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за

исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение

хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность

исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов

производственные, складские и торговые помещения; применять меры

принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая

изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в

банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных

штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в области налоговой дисциплины функции органов

налоговой полиции, её территориальных и местных подразделений были переданы

МВД РФ.

В этой области МВД РФ призвано решать следующие задачи:

. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений.

. Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в

соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «О

государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба

страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы

были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В

1996 году Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора

Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций. А в 2004

г. функции Департамента опять перешли к Федеральной службе страхового

надзора при Минфине России.

Федеральная служба страхового надзора и территориальные органы, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за

соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности.

Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов,

методика расчёта соотношений между активами и обязательствами страховой

фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по

страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В

случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных

документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие

лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их

ликвидации.

Не последнее место в области финансового контроля занимает Федеральная

служба по финансовому мониторингу, уполномоченная принимать меры по

противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем, и финансированию терроризма и координирующая деятельность в этой

сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу в соответствии с

возложенными на неё задачами выполняет следующие функции:

1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с

денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в

соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию

терроризма;

2) осуществляет в установленном порядке проверку полученной информации;

3) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с

денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией

(отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием

терроризма;

4) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в

сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма;

5) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами

или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их

компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том,

что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов,

полученных преступным путем или финансированием терроризма;

6) направляет в правоохранительные органы по их запросам необходимую

информацию;

7) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими

лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию

терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и

представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или

иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации

внутреннего контроля;

8) осуществляет иные функции в сфере финансового мониторинга.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,

наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-

кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью

коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение –

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими

банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов

банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или

предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБР, в

зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам

воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины

уставного капитала, выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению;

реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более

жёстких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие

филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке

на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии и

ликвидация банка.

На Федеральную таможенную службу при Министерстве экономического

развития и торговли РФ возложен контроль за соблюдением налогового и

таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную

границу Российской Федерации.

В 2004 г. функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг были

переданы Федеральной службе по финансовым рынкам, руководство которой

осуществляет Правительство РФ.

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и

отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов

ценных бумаг;

б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии

с законодательством Российской Федерации;

в) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов,

профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых

организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний

акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и

негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций,

специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых

инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных

агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев

ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда

Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в

отношении товарных бирж.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод.

Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления

финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения.

Эти изменения также затрагивают и систему органов государства,

осуществляющих финансовый контроль.

Источники и литература

> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О

Правительстве Российской Федерации"

> Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате

Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24

декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.)

> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314"О системе и структуре

федеральных органов исполнительной власти"

> Структура федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указа

Президента РФ от 28.07.2004 № 976) утверждена Указом президента РФ от 20

мая 2004 г. № 649

> Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383 "О Главном контрольном

управлении Президента Российской Федерации" (с изменениями от 27 июня 2000

г., 25 ноября 2003 г.

> Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы

Федеральной службы по финансовым рынкам"

> Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. от

18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской

Федерации»

> Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.:

Юристъ, 2001. – 384 с.

> Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ,

2000. – 256 с.

> Андрюшин С.А. Дадашев А.З. Научные основы организации системы

общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4. –

с. 59-63.

> Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. //

Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.

> Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2000. 9

сентября. № 9. Стр. 47 – 49.

> Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля. //

Финансы. – М., 1999. - №12. – с. 62-64.

-----------------------

[1] Положение о Главном контрольном управлении Президента Российской

Федерации утверждено Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383"О

Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации"

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты