органов исполнительной власти" является приемником Контрольно-ревизионного
управления Минфина РФ.
Вышеназванная Федеральная служба и его территориальные подразделения
обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью
контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета
и внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной
деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов
государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную
бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,
осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного
использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
. Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его
исполнения.
. Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление
высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о
финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
. Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и
внутреннего долга РФ.
. Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых
отношений между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных
документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на
предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального
бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в
банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном
порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей
учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на
коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от
хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных
фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной
на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с
налоговыми и правоохранительными органами.
По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения
федерального бюджета, который должен был закончится в 1999 году, призван
значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в
части федерального бюджета.
В настоящее время предусмотрена серьёзная административная и уголовная
ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что резко
повышает степень эффективности государственного контроля. Существует
довольно обширная практика дел, возбуждённых по фактам нецелевого
использования государственных ресурсов и доведённых до суда.
Финансовый контроль со стороны специализированных органов
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России
существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой
деятельности которых является конкретная область финансов, например
налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к
рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в
особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единой
системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Правительству РФ и входящая в
состав Минфина России, включает Федеральную налоговую службу, а также
государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного
самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые
инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый
контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное
налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов,
координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими
контролирующими и правоохранительными органами.
Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговым
законодательством проверять любые денежные документы у юридических и
физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц
без гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за
исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение
хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность
исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов
производственные, складские и торговые помещения; применять меры
принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая
изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в
банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных
штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления
государственной дисциплины в области налоговой дисциплины функции органов
налоговой полиции, её территориальных и местных подразделений были переданы
МВД РФ.
В этой области МВД РФ призвано решать следующие задачи:
. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений.
. Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «О
государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба
страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы
были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В
1996 году Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора
Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций. А в 2004
г. функции Департамента опять перешли к Федеральной службе страхового
надзора при Минфине России.
Федеральная служба страхового надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за
соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности.
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов,
методика расчёта соотношений между активами и обязательствами страховой
фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по
страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В
случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных
документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие
лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их
ликвидации.
Не последнее место в области финансового контроля занимает Федеральная
служба по финансовому мониторингу, уполномоченная принимать меры по
противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма и координирующая деятельность в этой
сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба по финансовому мониторингу в соответствии с
возложенными на неё задачами выполняет следующие функции:
1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с
денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в
соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма;
2) осуществляет в установленном порядке проверку полученной информации;
3) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с
денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием
терроризма;
4) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в
сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма;
5) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами
или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их
компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том,
что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем или финансированием терроризма;
6) направляет в правоохранительные органы по их запросам необходимую
информацию;
7) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими
лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и
представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или
иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации
внутреннего контроля;
8) осуществляет иные функции в сфере финансового мониторинга.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,
наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-
кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение –
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими
банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов
банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или
предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБР, в
зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам
воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины
уставного капитала, выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению;
реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более
жёстких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие
филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке
на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии и
ликвидация банка.
На Федеральную таможенную службу при Министерстве экономического
развития и торговли РФ возложен контроль за соблюдением налогового и
таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную
границу Российской Федерации.
В 2004 г. функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг были
переданы Федеральной службе по финансовым рынкам, руководство которой
осуществляет Правительство РФ.
Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:
а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и
отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов
ценных бумаг;
б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
в) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов,
профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых
организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний
акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и
негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций,
специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных
агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев
ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда
Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в
отношении товарных бирж.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод.
Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления
финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения.
Эти изменения также затрагивают и систему органов государства,
осуществляющих финансовый контроль.
Источники и литература
> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О
Правительстве Российской Федерации"
> Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате
Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24
декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.)
> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314"О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти"
> Структура федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указа
Президента РФ от 28.07.2004 № 976) утверждена Указом президента РФ от 20
мая 2004 г. № 649
> Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383 "О Главном контрольном
управлении Президента Российской Федерации" (с изменениями от 27 июня 2000
г., 25 ноября 2003 г.
> Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы
Федеральной службы по финансовым рынкам"
> Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. от
18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской
Федерации»
> Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.:
Юристъ, 2001. – 384 с.
> Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ,
2000. – 256 с.
> Андрюшин С.А. Дадашев А.З. Научные основы организации системы
общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4. –
с. 59-63.
> Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. //
Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.
> Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2000. 9
сентября. № 9. Стр. 47 – 49.
> Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля. //
Финансы. – М., 1999. - №12. – с. 62-64.
-----------------------
[1] Положение о Главном контрольном управлении Президента Российской
Федерации утверждено Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. N 383"О
Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации"
-----------------------
[pic]