Органы, осуществляющие финансовый контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными

подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в

организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими)

бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля.

Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба.

Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему

органу. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдением

законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения

в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют

проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от

ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят

контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с

целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также

реальных, потенциальных объектов налогообложения.

Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различных

форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех,

которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством;

контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан;

обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов;

приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставления

документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов;

применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации

предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о

размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать

в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм

собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет

направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств

финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная

форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой

деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные

услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на

платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные

способствовать повышению качества контроля, его объективности.

При проведении финансового контроля в современных условиях все в

большей мере используется с вычислительной также и информационно-

компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и

нормативы.

2. Государственный внешний долг.

Одной из болезней российской экономики времен переходного периода

стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для

кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского

и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими

должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней

задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные

Штаты. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать

проблему относительно высокого уровня государственной задолженности как это

делают некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов в

том, что они “продали Родину за кредиты МВФ, выданных на проведение

преступных реформ антинародного режима” (большая часть внешнего долга

России - это наследство СССР, а именно, экономической политики правительств

Рыжкова-Павлова в 1985-1990 годах. Ведь именно правительству Рыжкова мы

обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой

инфляции, тотальному дефициту и т.д.)

История государственного долга России

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала

первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская

империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств

накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в

составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг.

Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1

января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика

государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма

задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем

стабилизировалась.

[pic]

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства

превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно

финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну

частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру

бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый

пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.),

доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних

и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование

строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными

бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на

покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по

займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и

министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она

получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-

прежнему определялись по решению правительства.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма

всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей —

около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3

категории:

краткосрочные;

долгосрочные;

бессрочные;

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и

колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать

500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось

лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый

момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до

200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на

иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право

учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в

виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные

займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки

— 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда

государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для

держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право

принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом

случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на

бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов.

Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей.

Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело

никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку

иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не

существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или

сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим

принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели

заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить

вовремя и полностью.

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных

усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на

рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и

далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта.

Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели

первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической

политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство

Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате

облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто

бумажками.

Современная ситуация на рынке государственного долга

Определение. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и

непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по

ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный

долг.

В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик

государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся

кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций;

государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные

на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков;

государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные

на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь

возникшей задолженности.

Лет пятнадцать тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия

окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного

просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема

управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и

финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной

платежеспособности наших должников их развивающихся стран и стран СЭВа, а с

другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания

валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с

дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением

ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты