Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в
организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими)
бухгалтерами, работниками финансовых отделов.
Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля.
Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба.
Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему
органу. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдением
законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения
в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют
проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от
ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят
контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с
целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также
реальных, потенциальных объектов налогообложения.
Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различных
форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех,
которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством;
контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан;
обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов;
приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставления
документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов;
применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации
предприятий, признании сделок недействительными.
Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о
размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать
в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.
Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм
собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет
направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств
финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная
форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой
деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные
услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на
платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные
способствовать повышению качества контроля, его объективности.
При проведении финансового контроля в современных условиях все в
большей мере используется с вычислительной также и информационно-
компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и
нормативы.
2. Государственный внешний долг.
Одной из болезней российской экономики времен переходного периода
стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для
кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского
и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими
должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней
задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные
Штаты. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать
проблему относительно высокого уровня государственной задолженности как это
делают некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов в
том, что они “продали Родину за кредиты МВФ, выданных на проведение
преступных реформ антинародного режима” (большая часть внешнего долга
России - это наследство СССР, а именно, экономической политики правительств
Рыжкова-Павлова в 1985-1990 годах. Ведь именно правительству Рыжкова мы
обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой
инфляции, тотальному дефициту и т.д.)
История государственного долга России
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала
первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская
империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств
накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в
составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг.
Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1
января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика
государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма
задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем
стабилизировалась.
[pic]
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства
превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно
финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну
частные линии.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру
бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый
пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.),
доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних
и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование
строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными
бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на
покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по
займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и
министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она
получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-
прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма
всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей —
около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3
категории:
краткосрочные;
долгосрочные;
бессрочные;
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и
колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать
500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось
лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый
момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до
200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на
иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право
учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в
виде дисконта.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные
займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки
— 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда
государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для
держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право
принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом
случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на
бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов.
Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей.
Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело
никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку
иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не
существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:
“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или
сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим
принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить
вовремя и полностью.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных
усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на
рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и
далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта.
Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели
первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической
политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство
Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате
облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто
бумажками.
Современная ситуация на рынке государственного долга
Определение. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и
непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по
ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный
долг.
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик
государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся
кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций;
государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные
на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков;
государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные
на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь
возникшей задолженности.
Лет пятнадцать тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия
окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного
просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема
управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и
финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной
платежеспособности наших должников их развивающихся стран и стран СЭВа, а с
другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания
валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с
дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением
ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и