экспорту в дальнее зарубежье), фактически было выплачено 14,4 млрд.
долларов (18 и 25% соответственно). Поскольку указанные суммы содержат не
только проценты, но и погашение долга, пока ситуация с учетом отсрочек
платежей еще не достигла критической черты, хоть и приближается к ней. В
настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам.
Отказ же от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что не
только стало бы тяжелым ударом по его престижу в мире, но и парализовало бы
импорт, оголив внутренний рынок и нанеся непоправимый урон населению,
поставив на повестку дня вопрос о введении карточной системы.
Недавно достигнута беспрецедентная долгосрочная (на 25 лет)
реструктуризация задолженности перед иностранными государствами (Парижский
клуб, общая сумма долга которому составляет около 40 млрд. долларов,
реструктуризуемая часть - 37,6 млрд.) и банками (Лондонский клуб, долг
которому достигает 25 млрд. долларов), которая явилась, по общей оценке,
крупнейшим достижением российской экономической дипломатии.
В соответствии с условиями погашение реструктуризуемой части долга
начнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Не
реструктуризованными остались лишь долги коммерческим фирмам, на долю
которых приходится порядка 5-6% суммы долга бывшего СССР.
Все это принципиально облегчает ситуацию на ближайшую перспективу.
Так, в 1996 году Россия должна будет выплатить Парижскому клубу в качестве
процентов 2 млрд. долларов вместо 8 млрд. долларов по первоначальным
обязательствам. Становится реальным уложиться в общую сумму платежей в 8,5
млрд. долларов, предусмотренную в бюджете на 1996 год.
При благоприятном сценарии дальнейшего развития есть все возможности
достичь в 2002 году, когда начнется период погашения, принципиально новой
ситуации в экономике, делающей эти выплаты не столь критическими.
Однако проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность к
тому времени погашения долга будет зависеть от трех основных факторов:
масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта,
обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и
накопления валютных резервов.
Особого внимания требует ограничение наращивания нового долга.
Целесообразно также использовать при необходимости такую форму уменьшения
задолженности, как продажа в обмен на долг части акций российских
предприятий.
3. Правовое регулирование страхования РФ.
Особенности организации страхования в Российской Федерации в условиях
перехода
к рыночной экономике
Чтобы характеризовать положение страхового рынка России в условиях
перехода к рыночной экономике необходимо сказать несколько слов о
становлении и развитии страхования в стране, о его появлении.
Известно, что страхование появилось еще во времена царской России,
примерно в XVIII в. Однако зарождение национального страхового рынка
относится ко второй половине XIX в. после отмены крепостного права. Причем
страховой рынок этого периода был представлен акционерными и взаимными
страховыми компаниями, но помимо этого существовало и государственное
страхование.
После революции 1917 года страхование во всех видах и формах объявлялось
государственной монополией. Все частные страховые компании были
ликвидированы. А в 20ых гг. Было отменено имущественное страхование, что
означало начало разгрома страхового дела в стране.
Поэтому, говоря об особенностях сегодняшнего страхового рынка России,
надо понимать, что они обусловлены полнейшим изменением и восстановлением
нормальной системы страхования.
Законодательную базу правового регулирования национального страхового
рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992г., вступивший в
силу 12 января 1993г. В это же время был создан Росстрахнадзор -
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой
были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В
1996г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора
Министерства финансов РФ.
Можно рассмотреть особенности современного российского страхового рынка
на примере наиболее доступного пониманию личного страхования. Естественно,
что особенности его состояния (так же, как и других отраслей страхования)
определены общей экономической нестабильностью в стране, глубокими
инфляционными процессами, затронувшими все сферы производства и услуг.
Главными моментами, характеризующими особенности развития личного
страхования в 90ых гг. явились:
увеличение доля рисковых, краткосрочных видов личного страхования;
появление на рынке вариантов договоров страхования, заключаемых сроком от
одного месяца до года на условиях долгосрочного смешанного страхования
жизни[1];
заключение основной массы договоров личного страхования в коллективной
форме за счет средств предприятий.
Все три указанных момента в основном связаны с инфляцией, существенным
образом обесценивающей все отсроченные страховые выплаты, делающей
долгосрочное страхование невыгодным ни для страхователя, ни для
страховщика.
В мае 1994г. приказом еще существующего тогда Росстрахнадзора № 02-02/08
от 19.05.94 г., утвердившим новые Условия лицензирования страховой
деятельности на территории Российской Федерации. По существу был введен
запрет на проведение страхования жизни сроком менее одного года. Это
привело к необходимости поисков страховщиками путей привлечения
страхователей к договорам страхования жизни на год и более.
Говоря о социальном страховании, необходимо подчеркнуть его особую
важность для России. К сожалению, особенности, характеризующие современную
систему социального страхования в стране довольно плачевны.
Из фондов, традиционно относящихся к учреждениям социального страхования,
у нас действуют только следующие:
пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по
большей степени не к сфере социального страхования;
фонд социального страхования, также не могущий служить основой для создания
в России стройной системы социального страхования;
фонд занятости, основной задачей которого должно быть страхование на случай
безработицы;
фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию
имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную
медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.
Нет в России такого важного вида социального страхования, как страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
которые по сути есть в любой стране. Нет фонда страхования заработной
платы, который существует в некоторых странах мира и который был бы весьма
актуален в нынешних условиях повсеместной задержки заработной платы. А те
фонды, которые есть, не связаны между собой в систему.
Но не все особенности и признаки современного страхования в России так
печальны.
К особенностям современного страхования в целом можно отнести и то, что
сейчас формируются крупные государственные коммерческие компании,
специализирующиеся на проведении отдельных видов страхования. В связи с
этим проводится активная деятельность по образованию новых форм
взаимодействия между ними. Создаются добровольные ассоциации страховых
организаций, устав которых помимо координации работ и оказания взаимопомощи
предусматривает возможность взаимного перестрахования.
Преобладающей формой собственности на страховом рынке России становится
акционерная форма.
Конечно, проблем в формировании нового страхового рынка в стране довольно
много, поэтому необходимо поговорить и о путях дальнейшего развития России
в отношении страхования, отметить наиболее подходящие модели страхового
рынка.
Проблемы дальнейшего развития страхового рынка России
Анализ показывает, что на страховом рынке России доминируют тенденции
отрицательного характера. Так, по данным за девять месяцев 1996г. в общем
объеме страховых взносов на долю обязательного страхования приходится 46,6
% (в 1995г. - 30,5%) при этом свыше 91% платежей обязательного страхования
дает обязательное медицинское страхование. Соответственно доля взносов
добровольного страхования за девять месяцев 1996г. составила 53,4% (в
1995г. - 69,4%).
Безусловно через страхование государство должно участвовать в решении
социальных проблем развития общества. Совершенно закономерно и экономически
оправдано в сегодняшних условиях проведение за счет средств бюджета
обязательного личного страхования военнослужащих и членов их семей,
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Это определяется сегодняшним экономическим состоянием страны и вытекает из
необходимости повышения социальной защищенности населения в условиях рынка.
Но обязательное страхование следует рассматривать как временную меру,
переходный этап в решении социальных проблем общества. В то же время
обязательное медицинское страхование по своей экономической сущности
является более вопросом социального обеспечения граждан, нежели
страхования. Определяющими в развитии страхования должны быть добровольные
виды. Вызывает большую озабоченность сокращение размеров и снижение их роли
и значения.
Одной из главных причин медленного развития страхования имущества
юридических лиц является отсутствие правового регулирования.
Развитие страхового рынка России требует значительной поддержки со
стороны государства. Необходимо решить вопрос о налогообложении страховой
деятельности и ее государственном регулировании. Ликвидация Федеральной
службы страхового надзора как самостоятельного органа и передачи ее функций
Министерству финансов России может рассматриваться как временная мера по
совершенствованию страхового надзора. Очевидно, что страховой надзор должен
быть самостоятельным федеральным органом с более широкими полномочиями.
Финансирование его содержания следует решать через внебюджетный фонд,
создаваемый за счет отчислений от страховых взносов.
На страховом рынке наметилась также тенденция к сокращению числа
страховых организаций и численности агентов. За девять месяцев 1996г. по
сравнению с 1995 годом количество страховых организаций уменьшилось на 6%.
В том числе филиальная сеть сократилась более чем на 15%. Численность
страховых агентов уменьшилась почти на 26%.
В настоящее время сложилось крайне неравномерное распределение страховых
компаний по регионам России. В Центральном районе их насчитывается более
35% общего числа. Только в Москве - 530 страховых организаций, в то время
как в регионах Западно-Сибирского, Уральского, Восточно-Сибирского,
Дальневосточного районов число страховых организаций незначительно.
Сейчас получают развитие финансово-промышленные группы, численность
которых на 01.01.97г. равнялось 46 единицам. Среди них такие гиганты, как
«Волжско-Камская финансово-промышленная группа» - производство легковых и
грузовых автомобилей; «Межгосударственная финансово-промышленная группа
Интеррос» - производство и экспорт химических удобрений, алюминия и др.
Финансово-промышленные группы получают развитие, растет удельный вес
продукции, производимой ими. Кроме промышленных предприятий, в группу
входят банковские и страховые структуры. Но организация самостоятельной
страховой компании для каждой финансово-промышленной группы сдерживает
развитие страхования рамками группы.
Страхование должно развиваться как самостоятельный экономический
инструмент, постоянно расширяя операции. Для российского страхового рынка
было характерно появление кэптивных страховых организаций в рамках
отдельных бывших министерств и ведомств. Этот процесс, безусловно,
положительно складывается на развитии страхового рынка, но только в
переходный период. Страхование в своем развитии не должно сдерживаться
границами отрасли или предприятий, объединенных в финансово-промышленную
группу.
Страховые компании должны идти по пути объединения между страховщиками:
обмен акциями, взаимное участие в уставных капиталах. Это наиболее реальный
путь развития страхового бизнеса в условиях российского рынка.
Вопрос взаимоотношения страхового и банковского рынков имеет огромное
значение для цивилизованного развития экономики.
4. Литература:
1.”Деньги и кредит”, №6/1996, А.Ю.Симановский, статья “Государственный
долг: бремя цивилизации”
2.“Рынок ценных бумаг”, №12/1995, Алексей Грабаров, статья “Новые
инструменты на рынке государственного долга”
3.”Финансы”, №7/1995, Г.П.Рыбалко, статья “О внешних заимствованиях России”
4. Страховое дело. Учебник под редакцией профессора Рейтмана Л. И. М., 1992
г.
5. Страховой портфель. Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. - М. :
“СОМИНТЕК”, 1994 г.
6. Федеральный закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 “О страховании”
-----------------------
[1] Смешанное страхование жизни - это комбинация страхования на случай
жизни и случай смерти. Его преимущество заключается в том, что оно
предлагает застрахованным за меньшую цену заключить договор о покрытии
риска и обеспечения сбережений с помощью одного единственного полиса.