Основные задачи и этапы разработки финансового плана предприятия

денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки,

например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях

продаж.

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо

проводить планирование использование как основного, так и оборотного

капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала

является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие

оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала

производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия

станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания,

оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала

достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс

стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать

новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о

потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по

маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование прямых затрат на материалы. Должна быть составлена смета

прямых затрат на материал, чтобы определить, как много материала

потребуется и сколько должно быть приобретено, исходя из потребностей

производства. Количество материала, подлежащего закупке, зависит от

предполагаемого его расхода и имеющихся запасов.

Смета прямых затрат на оплату труда. В производственном плане существуют

предпосылки для подготовки сметы затрат на оплату труда. Для подсчета

требуемых прямых затрат труда следует умножить ожидаемый объем производства

за каждый период на число часов работы, необходимых для производства одной

единицы изделия. Затем результат умножается на стоимость прямых затрат

труда за час, чтобы получить бюджетные затраты на оплату труда.

Смета общезаводских накладных расходов. Это перечень всех общезаводских

расходов, помимо прямых трат на материалы и оплату труда, таких как

амортизация, налог на имущество и заводская арендная плата. Важно помнить,

что амортизация не требует затрат денежных средств и, следовательно, должна

вычитаться из сметы общезаводских накладных расходов, когда определяются

денежные выплаты по смете общезаводских накладных расходов.

Смета торговых и административных расходов. Содержит перечень общефирменных

расходов, понесенных в процессе реализации продукции и организации бизнеса.

Для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках (продажа минус

переменные затраты минус постоянные затраты) нужно рассчитать переменные

торговые и административные расходы, приходящиеся на единицу продукции.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов

предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее

собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении

лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда

возникает такая потребность.

Очень популярным подходом при планировании является принцип "желаемого

дохода". Он начинается с того, что предприниматель определяет, какой доход

он хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для

покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.

План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках:

доходов от реализации;

прочих доходов;

издержек производства и реализации продукции;

прочих издержек:

ожидаемых налоговых выплат;

выплат процентов по долгам

План доходов и расходов также составляется в первый год помесячно, во

второй - поквартально, в третий - в целом.

2.6. Баланс денежных поступлений и выплат

План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец

рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о

росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный

период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует

формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств

фирмы в динамике.

Баланс не отражает результатов деятельности фирмы за конкретный период

времени, а представляет собой ее "мгновенный снимок", фиксирующий слабые и

сильные стороны с точки зрения финансов на данный момент.

Исходный баланс капитала (тот, который она должна иметь на начало своей

рыночной деятельности) отражает объем капитала, необходимый для старта

бизнеса. Он свидетельствует, как предполагается израсходовать этот капитал

и каким образом он будет получен.

Тем не менее, нужно составить проекты балансов и за первые 3-5 лет

существования компании. Эти балансы покажут особенности развития фирмы,

т.е. финансовые результаты ее деятельности, изменения операционных

характеристик.

Составление балансовой отчетности является важным элементом финансового

планирования. Форма балансовой отчетности отражает активы и пассивы и

собственный капитал, требуемые для открытия бизнеса.

Баланс денежных поступлений и выплат - это документ, позволяющий оценить,

сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до

начала реализации и уже по ходу дела. Он строится на основе плана дохода и

расходов, с поправкой на ожидаемые лаги и с такой же разбивкой по времени.

Данный баланс строится на основе прогнозных оценок:

объема продаж за наличные;

уровня инкассации дебиторской задолженности;

объема продаж активов, ценных бумаг;

платежей в счет увеличения собственного капитала;

дохода от инвестиций;

объема привлечения банковских ссуд или средств из других источников;

объема материальных и трудовых затрат, необходимых для выполнения

производственного плана;

расходов на административные цели;

объема выплат по ссудам, время платежей которых наступило;

объема выплаты дивидендов;

капитальных вложений в здания, сооружения, оборудование;

объема налоговых выплат.

2.7. План по источникам и использованию средств

Данный документ показывает, на что расходуются средства, полученные

предприятием в качестве доходов от собственной хозяйственной деятельности и

из других источников. Цель такого плана — дать ясную картину, из чего

складываются средства предприятия и каким образом они будут тратиться на

прирост активов или на покрытие задолженности.

План по источникам и использованию средств помогает и предпринимателю, и

потенциальному инвестору лучше понять финансовое положение предприятия и

оценить эффективность выбранной финансовой политики.

Прогнозный балансовый отчет подготавливается путем корректировки

балансового отчета за предыдущий, только что закончившийся год, с учетом

всех тех видов деятельности, которые предполагается использовать в течение

бюджетного периода. Такой отчет необходимо иметь по следующим причинам:

может вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением

которых руководство заниматься не планировало;

служит в качестве высокоточного инструмента контроля всех остальных

перспективных планов на предстоящий период деятельности компании;

помогает руководству выполнять расчеты различных коэффициентов и

показателей;

помогает определит перспективные источники финансирования и важнейшие

обязательства прогнозного периода.

3. СВОДНЫЙ БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН АКТИВОВ И ПАССИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Баланс активов и пассивов отражает их состояние на предприятии на

определенную дату. При его составлении используются подготовленные ранее

план доходов и расходов и баланс денежных поступлений и выплат. Схема

баланса имеет такой вид.

Актив

Основные средства и прочие внеоборотные активы, в том числе:

нематериальные активы;

основные средства.

Запасы и затраты, в том числе:

производственные запасы;

малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

незавершенное производство;

расходы будущих периодов;

готовая продукция.

Денежные средства, расчеты и прочие активы, в том числе:

расчеты с дебиторами;

расчетный счет;

валютный счет;

касса.

Пассив

Источники собственных средств, в том числе:

уставный капитал;

добавочный капитал;

резервный капитал;

нераспределенная прибыль прошлых лет.

Расчеты и прочие пассивы, в том числе:

Долгосрочные кредиты;

Краткосрочные кредиты

4. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Практика показывает, что производство того или иного товара становится

прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком к уровню

проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течение

короткого периода в начале их осуществления, другие продолжают работать с

убытками достаточно долго.

Причин для плохих результатов может быть много: дефекты проекта, дефицит

основных и оборотных средств, низкое качество сырья или готовой продукции,

неэффективность производства, недостаточный объем рынка, ценовая политика

фирмы и т.д.

Точка, в которой общие доходы равны общим издержкам, называется точкой

безубыточности. Анализ ситуации безубыточности, выявление объема продаж,

при котором доходы начнут покрывать издержки, является неотъемлемой частью

финансового планирования.

Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для

того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои

денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы

продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

Анализ безубыточности или, как его иногда называют, аналитический подход к

изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях

производства особенно полезен:

для текущего планирования — обеспечение информацией для принятия решений

путем анализа влияния изменений в цене продукции, объемах продаж, величине

издержек, а также прогнозирования прибылей, убытков, денежных потоков;

для оценки проектов — обеспечение информацией для принятия решения о

приемлемости проекта при прогнозируемых издержках и доходах;

для подготовки проектов — определение оптимального размера производственных

мощностей, необходимого первоначального капитала и т.д.

При анализе ситуации безубыточности издержки обычно подразделяются на

переменные и фиксированные (условно-постоянные). Как известно, к переменным

относятся издержки, прямо зависящие от объемов производства — сырье и

материалы, заработная плата рабочим и т.д.; к условно-постоянным —

амортизация, расходы по аренде и лизингу, процентные платежи по кредитам,

оплата труда менеджеров и служащих.

5. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Финансирование фирмы - основополагающий элемент для достижения успеха в

деле. Каждая фирма должна планироваться с четким и ясным пониманием того,

какие вложения потребуются для того, чтобы начать операцию, какие

дополнительные средства будут нужны для поддержания уже начатого. И где

могут быть взяты деньги.

Сумма, требуемая для того, чтобы начать дело, может быть определена при

помощи оставления списка активов, которые должны появиться в наличии, с

оценкой их стоимости. Цель следующей ступени в проведении планирования -

гарантировать наличие средств для обеспечения трех основных ситуаций в

бизнесе:

Наличие достаточного капитала для покупки уже действующей фирмы; или в

случае открытия нового дела - достаточного капитала для покрытия издержек

на развитие.

Наличие достаточного размера оборотных фондов для покрытия расходов в

первые месяцы, когда поток наличности лимитирован.

Наличие достаточного резервного капитала для покрытия внеплановых издержек,

которые часто имеют место на начальном этапе. Рекомендуемая сумма обычно

составляет 10-15% от начальной стоимости или стоимости покупки

оборудования.

В разделе стратегия финансирования и анализ развития должен излагаться

план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом

необходимо ответить на вопросы:

1. Сколько требуется средств для реализации данного проекта.

Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана

«Финансовый план».

2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения.

Источниками могут служить:

а) собственные средства;

б) кредиты банков;

в) привлечение средств партнеров;

г) привлечение средств акционеров и так далее.

3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения

инвесторами дохода на них.

Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие определить

срок окупаемости вложений.

Заключение.

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего

субъёкта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику

предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных

обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение

намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями.

В результате корректировки достигается материально-финансовая

сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми

экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными

разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг,

научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления,

повышением эффективности производства, капитальным строительством,

материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и

рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое

планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности

хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования,

направление финансовых средств и способствует рациональному использованию

трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость финансового

планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в

современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо

жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы

действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до

перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером

авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования

производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных

показателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением

этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и

его задачи.

Список литературы.

Алан Хоскинг, «Курс предпринимательства: Практическое пособие», пер. с

англ. — М. Международные Отношения, 1994 г.

Бизнес-план. Под ред. Р.Г. Маниловского. Москва 1998

Бобылева А.З. Финансовый менедлжмент. Москва 1995г.

Джон Ф. Берджес, Дэн Штайнхофф. Основы управления малым бизнесом. Москва

1997г.

Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой. Москва

1997г.

Уткин Э.А. Управление фирмой. Москва 1996г.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. “Методика финансового анализа” Москва “Инфра-М”

1995г.

Шим Д. К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. Москва 1996.

Большаков C.В. «Финансовая политика и финансовое регулирование экономики

переходного периода» - Финансы. 1994г. № 11.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты