Однако распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства,
имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому более
правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в
различных экономических формах: отношения, связанные с распределением
денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание
категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения
на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму
расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены
как денежного выражения стоимости.
Тем не менее финансовые отношения, будучи распределительными по
характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы
производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями
воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.
Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку
сущности финансов, возражают против ограничения финансов только
перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам
осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные
составные части, каждая из которых получает определенное целевое
назначение.
К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках,
определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в
основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их
признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется
учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по
организации финансовых отношений, другие причину, порождающую
функционирование финансов.
Если под императивностью понимается практическая деятельность
государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку
форм их проявления и использования, то такое употребление термина не
вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности
финансов.
Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная
черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике
категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно
государство создает новые распределительные финансовые отношения, что
непосредственной причиной возникновения и развития финансов является
деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны,
ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности
общественного развития вызывают существование финансов.
К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов.
Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции -
распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения,
что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная
(разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т.
д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об
их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и
взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном
воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное
использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции,
обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако
отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию
финансов, с их функциями неправомерно.
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов,
считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного
распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но
сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена
самим фактом функционирования финансов на второй стадии
воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со
специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна
другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не
является столь ”распределительной”, как финансы.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции:
формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов
(доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они
больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем
самостоятельный способ действия категории финансов.
Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей
разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более
глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств
позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории
в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на
финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых
взаимосвязей.
3. Финансовая система, ее звенья.
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых
отношений. По природе своей финансовые отношения являются
распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде
всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в
зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве:
являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую
защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта
в общественном производстве выступает в качестве первого объективного
критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей
совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы:
финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные
финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка
финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности
субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых
денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов
предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы
предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и
организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы
общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности
субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев
выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование,
страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В
сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет,
внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в
совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового
распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий,
внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций,
межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом,
внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на
подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем
финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий,
функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой
направленности, могут быть вычленены финансы промышленных,
сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в
зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий,
кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические
особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают
существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав
формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и
использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой
отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе
государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев
осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный
бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках
значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми
методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее
важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно
связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим
центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций,
субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное
функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние
которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты,
которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную
самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики
центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в
отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками
формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета,
специальные взносы.
4. Финансовый контроль. Управление финансами.
Финансовый контроль.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной
реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса
формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех
сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой
реализации контрольной функции финансов.
По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и
операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и
методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,