Основы теории финансов

обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в

законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные

процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе

в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного

хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые

(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную

стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на

различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,

поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все

стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности

объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных

взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции,

совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них

(бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации,

но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований

экономических законов, оптимальности пропорций распределения и

перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального

дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового

состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых

ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый

контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие

сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами

денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности

и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным

бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых

ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных

ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также

правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение

соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области

налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-

правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности

предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,

организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских

структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может

быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)

мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль,

различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский)

финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через

общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый

контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он

направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной

подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-

ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления

местных органов власти и др. Его объектом является производственная и

финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за

исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на

казначейство.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими

службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые

отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая

деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные

аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги

аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной

основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными

способствовать повышению качества контроля, его объективности.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный,

текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии

составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет

доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов

договорных соглашений, учредительских документов и т. д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых

планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда

проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных

ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению

планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения

отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность

расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов,

выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных

учреждений.

По приемам и способам осуществления финансового контроля различают:

проверки, обследования, анализ, ревизии.

Управление финансами.

Согласно определению, управление - это совокупность приемов и методов

целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного

результата.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью

особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и

санкции.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых

отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры,

которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых

отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий

(организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им

соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы)

предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы

и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур,

осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность

субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом -

составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до

сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются

доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и

кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в

бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма

финансового плана, состав его показателей отражают специфику

соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации,

функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и

расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы;

кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании -

финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает

состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых

ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе

анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть

достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на

бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых

на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и

преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с

помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание

оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с

целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе

планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить

фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми,

выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного

хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер

и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в

каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового

характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и

планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и

юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов

прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические

методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное

сочетание экономических и административных методов управления.

Литература.

1. ”Финансы”, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник.

- М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбу-

зова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.

3. Указ Президента РФ ”О федеральном казначействе”.

”Экономика и жизнь” №1, 1993.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты