Перспективы развития лизинга в России

оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на

лизинговые платежи;

- недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как

потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями –

потенциальными лизингополучателями;

- отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний,

консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

- отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которое

обеспечивало бы постоянной и доступной информацией о предложениях

лизинговых услуг;

- недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых

компаний;

- высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

- неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного

законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое

имущество обратно при расторжении сделки. В этой связи лизингодателям

приходится ужесточать требования по обеспечению сделки, что

практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

- отсутствие вторичного рынка оборудования;

- необходимость залогов и крупного аванса;

- проблемы с определением кредитоспобности партнеров.

Однако несмотря на указанные трудности развития лизинговой деятельности

в РФ, лизинговый бизнес утвердился как эффектный способ приобретения

основного капитала российскими предпринимателями, а спрос на лизинговые

услуги значительно превышает предложение.

6. Отечественные лизинговые компании

Наиболее эффективное управление лизингом обеспечивается путем создания

специализированных компаний, которые сосредотачивают воедино операции,

связанные с предоставлением оборудования (имущества) в лизинг.

Первые российские лизинговые компании были основаны в начале 90-х годов,

однако в течение трех последних лет лизинг начал развиваться. В 1994 году

отечественные лизинговые компании основали Российскую лизинговую ассоциацию

«Рослизинг», членами которой являются частные российские банки, страховые

компании, независимые лизинговые компании.

В настоящее время статистические данные об объемах лизинговых услуг

имеются только по компаниям, входящих в «Рослизинг», который ведет этот

учет с 1995 года. Если на момент образования Ассоциации (октябрь 1994г.) в

ее состав входило 14 компаний, то уже в начале 1997 г. Рослизинг объединял

32 лизинговые компании, а на начало 1998г. в состав Ассоциации входили 54

ведущие лизинговые компании РФ. Объем лизинговых услуг, предоставляемых

этими компаниями, в I полугодии 1997 г. составил 1,3 трлн. руб. Объем новых

лизинговых контрактов к 1998 году только по компаниям – членам Ассоциации

увеличился по сравнению с 1995 годом более, чем 25 раз и достиг уровня 2,8

млрд. деноминированных руб. Значительные объемы лизинговых операций в 1997

году приходятся на такие компании, как «Росагроснаб» – 692 млрд.

неденоминированных руб., «Менатеп-Лизинг» - 541 млрд. неденоминированных

руб. «РТК-Лизинг» – 480 млрд. руб., «Лизингуголь» – 372 млрд. руб.,

«Руслизингсвязь» – 196 млрд. руб., «Медлизинг» – 175 млрд. руб.

Согласно официальным данным, если в 1990 году в РФ было зарегистрировано

только 5 лизинговых компаний, а в 1993г. – 15 компаний, то в настоящее

время – свыше 500 лизинговых компаний. С каждой лизинговой сделкой

пополняется банк данных по видам оборудования и машин, улучшаются связи с

производителями. Все это позволяет лизинговым компаниям закупать имущество

по более низким ценам, чем сделал бы сам пользователь, лучше

ориентироваться в ценовой и маркетинговой политике, проводимой

производителями и поставщиками оборудования.

Большая часть компаний расположена в крупных городах: Москве,

Санкт—Петербурге, Томске, Екатеринбурге, Калуге, Пензе, Новосибирске,

Ростов-на-Дону, Петрозаводске, Челябинске и некоторых других российских

городах. Из числа зарегистрированных Государственной регистрационной

палатой в России 324 лизинговых компании (данные на середину 1997 г.,

помимо этого около 100 компаний подали заявки на регистрацию), 253

расположены в европейской части РФ, 55 – на Урале и в Западной Сибири. При

этом 42% от общего числа лизинговых компаний (135 фирм) зарегистрированы

непосредственно в городе Москве.

По продолжительности работы российские лизинговые компании распределяются

следующим образом (данные на середину 1997 года): до 1 года на рынке

лизинговых услуг работало 162 компании, от 1 до 3 лет – 104 компании, от 3

до 5 лет – 48 компаний, более 5 лет – 10 компаний.

Практически все лизинговые компании, действующие на российском рынке,

имеют свою специализацию. Из числа компаний – членов ассоциации «Рослизинг»

в 1997 году половина специализировалась на предоставлению услуг по

обслуживанию лизинговых операций, 33 фирмы действовали в области лизинга

перерабатывающего оборудования, 15 - компаний автомобильным транспортом,

остальные организации осуществляли лизинг дорожной и строительной техники,

судов и самолетов.

Сегодня в мире известны четыре основных вида лизинговых фирм. Во-первых,

это компании, контролируемые банками, или, что реже, лизинговые службы в

структуре банков. Во-вторых, дочерние компании, создаваемые крупными

производителями машин и оборудования. В-третьих, независимые лизинговые

компании. В-четвертых, компании с участием государственного капитала.

Дочерние компании банков. Большинство действующих в России лизинговых

компаний создано при участии банков. По мере развития банковской системы в

России практически в каждом стабильном российском банке было организовано

отделение лизинга. Некоторые из этих компаний 100% принадлежат банку-

основателю, другие являются акционерными обществами, в которых достаточно

большая доля акционерного капитала принадлежит этому банку. Деятельность

таких компаний в контексте общей инвестиционной политики, принятой

учредившими их финансовом институтами. Подобные компании работают как члены

финансовой группы и обычно обеспечивают финансирование долгосрочные

проектов клиентов и партнеров группы, базирующиеся на эффективных с точки

зрения налогообложения методах промышленной реконструкции. Поскольку

компании опираются на финансовую поддержку собственников, то пользуются

лучшими условиями кредитования и имеют собственных клиентов со дня

основания.

Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание

стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с

другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов собственного банка.

Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но

активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк

за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что

компания, входящие в структуру крупных банков, и сами относятся к числу

наиболее крупных на рынке, имеющих большой портфель заказов, а также

современные методы работы, квалифицированный персонал. Малый бизнес может

стать емким рынком для лизинговых услуг. Это своевременно осознали такие

крупные банки, как «СБС-Агро», «Российский кредит» и другие, которые стали

активно внедрять в сферу малого бизнеса, предлагая широкий спектр

финансовой помощи, в том числе по оказанию лизинговых услуг.

Один из примеров компания подобного рода – «Лизингбизнес». Он имеет опыт

работы с мая 1992 года, является дочерней компанией «Мосбизнесбанка».

Работает и с крупными проектами, и с небольшими – от 15 тыс. долларов.

Клиенты компании – предприятия малого и среднего бизнеса. Условия лизинга,

предлагаемые «Лизингбизнесом»: срок лизинга 1,5-2,5 года, размер аванса 0-

30% от контрактной стоимости, арендный процент состоит из двух частей –

ставки источника финансирования и маржи лизинговой компании. Маржа

лизинговой компании колеблется от 3 до 10% в зависимости от типа имущества.

Условия лизинга могут быть скорректированы в части периодичности платежей

(ежемесячно/ежеквартально) и условий расчетов (платежи могут быть

равномерными или неравномерными).

Другой пример – банк «Российский кредит», который может заключать сделки

по поставкам практически всех видов оборудования – от пекарни до автомобиля

– на условиях отсроченного платежа на срок от года до четырех лет. При этом

ставка кредита составляет всего 12-18% годовых для клиента. В отдельных

случаях западные фирмы поставляют оборудование на еще более щадящих

условиях – «LIBOR» плюс один процент, под 6,5% годовых. При этом нужны

только гарантии банка. Зарубежные производители уже заключили с банком

соглашение на поставку в Россию оборудования и машин на сумму более 100

млн. долларов, причем по ставкам не превышающим 10%.

Дочерние компании крупных производственных фирм. Эта группа включает

лизинговые компании, образованные как подразделение крупных

производственных и коммерческих организаций. Главное преимущество

российских лизинговых компаний, связанных как с промышленными

предприятиями, так и с банками, состоит в том, что они имеют ту же

клиентуру, что и их учредители. Примерами лизинговых компаний данного типа

являются: «ЛУКойл-Лизинг» (подразделение компании «ЛУКойл», нефтегазовая

промышленность), «Аэрофрахт» (Аэрофлот), «Транслиз» («Желдорснаб»,

железнодорожное оборудование), «КамАЗ-Лизинг» («КамАЗ»), а также

«Лизингуголь», Страховое общество «Аура», РТК-Лизинг, СП «Рыбкомфлот»,

«Медлизинг», Росстанкоинструмент, Промышленная лизинговая компания

«Машлиз», Росагроснаб, страховая компания «Арианда», финансово-промышленная

корпорация «Интерлизинг-Инвест», Лизинговая автобусная компания.

Независимые компании. Независимые лизинговые компании, принадлежащие

разным организациям и отдельным лицам, еще не очень многочисленны. Они не

имеют связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными

ресурсами. Например, RT-Leasing (Санкт-Петербург) – это компания,

принадлежащая частным лицам. Она основана в 1995 году и первоначально

работала в области лизинга оборудования для малых предприятий: оборудование

для ресторанов быстрого питания, полиграфическое оборудование для небольших

компаний, оборудование для прачечных и химчисток. Средний срок лизингового

договора таких компаний составляет один год. Средняя сумма лизинговой

сделки колеблется в пределах от 100 тыс. до 200 тыс. долларов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты