лицами, которым они адресованы. Эти подзаконные нормативные акты имеют
различные названия: инструкции, положения, письма, телеграммы. Нельзя
признать правильной практику издания Банком России телеграмм нормативного
характера. Текст телеграммы, в котором пропущены знаки препинания и
предлоги, затрудняет усвоение содержания норм права.
Исследуя рассматриваемую проблему Л.Г.Ефимова указывает: «Как мы знаем
по горькому опыту, сосредоточение всей административно-командной власти в
рамках одного ведомства рано или поздно приведет к излишней бюрократизации,
зарегламентированности, а в конечном счете к потере инициативы и
предприимчивости всей системы контролируемых им органов. Не исключено, что
подобная учесть ждет и российские коммерческие банки. Кроме того, при
таком устройстве кредитной системы возможны разного рода
злоупотребления»[20]. При этом Л.Г.Ефимова приводит в качестве примера
наиболее совершенной системы органов управления кредитными учреждениями
французскую систему.
Органами управления кредитной системы Франции являются: министр
экономики и финансов, управляющий Банк де Франс, Комитет по банковской
регламентации, Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия.
В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 «О
деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений» (в редакции
Закона Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусу Банка Франции)
Комитет по банковской регламентации принимает нормативные акты по различным
вопросам правового регулирования деятельности кредитных учреждений,
касающимся, в частности: размера уставного капитала кредитных учреждений;
условий открытия ими сети филиалов; условий включения кредитных учреждений
в число участников других предприятий; порядка осуществления ими различных
операций, куда входят также вопросы их взаимоотношений с клиентурой.
Комитет утверждает обязательные для кредитных учреждений экономические
нормативы и порядок ведения ими бухгалтерского учета и отчетности.
В состав Комитета по кредитным учреждениям входят министр экономики и
финансов Франции (или его представитель), управляющий Банк де Франс,
председатель Банковской комиссии (или его представитель) и четыре члена,
назначаемые приказом министра экономики и финансов сроком на три года из
числа следующих лиц: представитель Французской ассоциации кредитных
учреждений, представитель профсоюза служащих кредитных учреждений и двое
специалистов в области экономики и финансов, известных своей
компетентностью. Комитет по кредитным учреждениям вправе издавать акты
применения права, носящие индивидуальный характер, а также заниматься
регистрацией вновь создаваемых кредитных учреждений.
Банковская комиссия следит за соблюдением кредитными учреждениями
действующего законодательства, изучает их финансовое положение и
обеспечивает наблюдение за надлежащим осуществлением профессиональной
деятельности, то есть является своего рода «профессиональной полицией». В
состав Банковской комиссии входят: президент – управляющий Банк де Франс
(или его представитель), директор Казны (или его представитель), четыре
члена, назначаемые министром экономики и финансов Франции на 6 лет из числа
следующих лиц: член Государственного Совета, советник Кассационного суда и
двое видных специалистов в области банковской и финансовой деятельности.
При ухудшении финансового положения кредитного учреждения, нарушении им
законодательства Банковская комиссия вправе применить соответствующие
санкции, в целом схожие с санкциями, применяемыми Банком России.
В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о
статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который
возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства.
Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной
эмиссии.
Аппарат Банк де Франс обеспечивает деятельность Комитета по банковской
регламентации Комитета по кредитным учреждениям, в том числе готовит
проекты решений указанных органов управления кредитной системой Франции, а
после их утверждения воплощает в жизнь.
Таким образом, система органов управления кредитными учреждениями
Франции построена таким образом, чтобы соблюдалось своеобразное разделение
властей, в котором Банк де Франс отведена роль исполнительного органа.
Однако точку зрения Л.Г.Ефимовой разделяют не все ученые. Так
Я.А.Гейвандов в своей статье указывает на то, что «практика рыночных реформ
в стране показала, что многие общественно значимые задачи невозможно решать
вне государственно-правового механизма. В особенности это касается денежно-
кредитной сферы. Однако важно не переступить ту грань, за которой
государственное регулирование переходит в свою противоположность –
управление экономикой исключительно административными методами. В то же
время необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного
перехода к гражданско-правовым средствам государственного воздействия на
экономику»[21]. Тенденции, свидетельствующие о наличии такой «опасности»,
по мнению некоторых авторов, стали реальностью. Так, И.Л.Бачило отмечает:
«В идеологии руководителей исполнительной власти заметно влияние установок
на понимание государственного управления, государства в целом в качестве
организации, реализующей определенный вид услуг. Отсюда ориентация на
усвоение методов цивилистического характера структурами исполнительной
власти. Такие институты, как лицензирование, регистрация, сертификация,
становятся источником дохода, а не контроля, учета и регулирования.
Получает жизнь модель государственной услуги, и государственный аппарат
превращается в цивилистическую структуру»[22].
К.К.Лебедев также придерживается мнения о том, что существующая ныне в
России банковская система является достаточно сложной и гибкой,
адаптированной к требованиям современной рыночной экономики. При этом, по
его мнению, существование банковской системы в ее нынешнем виде ни в коей
мере не препятствует развитию гражданско-правовых отношений в банковской
сфере, что подтверждается как общей картиной кредитно-расчетных
правоотношений, так и выбранными произвольно фактами совершения отдельных
кредитных сделок, пассивных и иных банковских операций, расчетно-кассового
обслуживания граждан и организаций[23].
В условиях рыночного хозяйства центральные банки воздействуют на
экономику с помощью инструментов учетной политики, политики минимальных
резервов и политики открытого рынка. Таким способом они регулируют
соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов в целях обеспечения
стабильности функционирования денежных и финансовых систем своих стран.
Экономическая реформа, направленная на создание в РФ рыночного
хозяйства, предопределила необходимость применения данных инструментов и ЦБ
РФ. Однако неразвитость рыночных отношений и институтов в экономике
России, преобладание в ней государственного (нерыночного) сектора
существенно ограничили возможности полномасштабного использования подобного
инструментария для реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Учитывая
это, Банк России был вынужден сохранять прямой контроль за движением и
распределением денежно-кредитных ресурсов в стране посредством
централизованного кредита, предоставляемого правительству и коммерческим
банкам. В этом совмещении рыночных и нерыночных инструментов проявились
особые условия переходного периода в реализации денежно-кредитной политики
ЦБ РФ в 1992 года.
На сегодняшний день централизованный кредит стал основным инструментом
воздействия БР на денежную массу и экономику в целом. Первоначально
предполагалось, что удорожание централизованного кредита ограничит
возможности производителей и торговых посредников в накоплении избыточных
товарных запасов и тем самым увеличит предложение товаров на рынке,
стабилизирует товарные цены, заставит производителей решать свои финансовые
проблемы за счет повышения эффективности производства и снижения
себестоимости продукции. Однако эффективному использованию такого
инструмента, как централизованный кредит, препятствует деформированная
структура современной российской экономики, преобладание государственной
собственности и вытекающее отсюда искажение экономической роли кредита,
поступающего в государственный сектор. Кредиты, предоставляемые Банком
России коммерческим банкам, также не выполняют в полной мере своей роли,
так как высокий уровень инфляции и неопределенность экономической
конъюнктуры способствуют использованию значительной их доли в сфере
торговли, что затрудняет воздействие денежно-кредитной политики Банка
России на развитие сферы производства.
Интересна проблема подчиненности Банка России. В начале 90-х годов
законодательство установило, что Банк России подотчетен Верховному Совету
РФ и независим от распорядительных и исполнительных органов государственной
власти при решении вопросов, входящих в компетенцию БР. Ранее главный банк
государства и вся кредитная система подчинялись непосредственно
правительству, органу исполнительной власти. Многие авторы тогда
решительно высказывались за изменение подотчетности Госбанка СССР и
выведение его из ведения Совета Министров СССР, объясняя это тем, что при
наличии дефицита государственного бюджета подчиненность Госбанка СССР
правительству неизбежно приведет к финансированию этого дефицита за счет
средств эмиссионного банка, что стимулирует инфляцию[24]. Выведение
Госбанка из подчиненности Совету Министров способствует повышению роли
закона и договора в вопросах кредитования Госбанком государства, считали
другие авторы[25].
Прежде всего следует отметить, что указанная проблема имеет
многовековую историю. Ещё во времена царствования Екатерины II
правительство неоднократно прибегало к многочисленным «позаимствованиям» в
государственных ассигнационных банках, отчего последние влачили жалкое
существование. В итоге ещё в 1907 году пришли к выводу о необходимости
создания самостоятельного банка, не подчиненного ни отдельным
министерствам, ни Совету Министров: высший надзор за ним должна
осуществлять Государственная дума, которая к тому же назначает и высших лиц