Правовое положение Центрального Банка России

лицами, которым они адресованы. Эти подзаконные нормативные акты имеют

различные названия: инструкции, положения, письма, телеграммы. Нельзя

признать правильной практику издания Банком России телеграмм нормативного

характера. Текст телеграммы, в котором пропущены знаки препинания и

предлоги, затрудняет усвоение содержания норм права.

Исследуя рассматриваемую проблему Л.Г.Ефимова указывает: «Как мы знаем

по горькому опыту, сосредоточение всей административно-командной власти в

рамках одного ведомства рано или поздно приведет к излишней бюрократизации,

зарегламентированности, а в конечном счете к потере инициативы и

предприимчивости всей системы контролируемых им органов. Не исключено, что

подобная учесть ждет и российские коммерческие банки. Кроме того, при

таком устройстве кредитной системы возможны разного рода

злоупотребления»[20]. При этом Л.Г.Ефимова приводит в качестве примера

наиболее совершенной системы органов управления кредитными учреждениями

французскую систему.

Органами управления кредитной системы Франции являются: министр

экономики и финансов, управляющий Банк де Франс, Комитет по банковской

регламентации, Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия.

В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 «О

деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений» (в редакции

Закона Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусу Банка Франции)

Комитет по банковской регламентации принимает нормативные акты по различным

вопросам правового регулирования деятельности кредитных учреждений,

касающимся, в частности: размера уставного капитала кредитных учреждений;

условий открытия ими сети филиалов; условий включения кредитных учреждений

в число участников других предприятий; порядка осуществления ими различных

операций, куда входят также вопросы их взаимоотношений с клиентурой.

Комитет утверждает обязательные для кредитных учреждений экономические

нормативы и порядок ведения ими бухгалтерского учета и отчетности.

В состав Комитета по кредитным учреждениям входят министр экономики и

финансов Франции (или его представитель), управляющий Банк де Франс,

председатель Банковской комиссии (или его представитель) и четыре члена,

назначаемые приказом министра экономики и финансов сроком на три года из

числа следующих лиц: представитель Французской ассоциации кредитных

учреждений, представитель профсоюза служащих кредитных учреждений и двое

специалистов в области экономики и финансов, известных своей

компетентностью. Комитет по кредитным учреждениям вправе издавать акты

применения права, носящие индивидуальный характер, а также заниматься

регистрацией вновь создаваемых кредитных учреждений.

Банковская комиссия следит за соблюдением кредитными учреждениями

действующего законодательства, изучает их финансовое положение и

обеспечивает наблюдение за надлежащим осуществлением профессиональной

деятельности, то есть является своего рода «профессиональной полицией». В

состав Банковской комиссии входят: президент – управляющий Банк де Франс

(или его представитель), директор Казны (или его представитель), четыре

члена, назначаемые министром экономики и финансов Франции на 6 лет из числа

следующих лиц: член Государственного Совета, советник Кассационного суда и

двое видных специалистов в области банковской и финансовой деятельности.

При ухудшении финансового положения кредитного учреждения, нарушении им

законодательства Банковская комиссия вправе применить соответствующие

санкции, в целом схожие с санкциями, применяемыми Банком России.

В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о

статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который

возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства.

Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной

эмиссии.

Аппарат Банк де Франс обеспечивает деятельность Комитета по банковской

регламентации Комитета по кредитным учреждениям, в том числе готовит

проекты решений указанных органов управления кредитной системой Франции, а

после их утверждения воплощает в жизнь.

Таким образом, система органов управления кредитными учреждениями

Франции построена таким образом, чтобы соблюдалось своеобразное разделение

властей, в котором Банк де Франс отведена роль исполнительного органа.

Однако точку зрения Л.Г.Ефимовой разделяют не все ученые. Так

Я.А.Гейвандов в своей статье указывает на то, что «практика рыночных реформ

в стране показала, что многие общественно значимые задачи невозможно решать

вне государственно-правового механизма. В особенности это касается денежно-

кредитной сферы. Однако важно не переступить ту грань, за которой

государственное регулирование переходит в свою противоположность –

управление экономикой исключительно административными методами. В то же

время необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного

перехода к гражданско-правовым средствам государственного воздействия на

экономику»[21]. Тенденции, свидетельствующие о наличии такой «опасности»,

по мнению некоторых авторов, стали реальностью. Так, И.Л.Бачило отмечает:

«В идеологии руководителей исполнительной власти заметно влияние установок

на понимание государственного управления, государства в целом в качестве

организации, реализующей определенный вид услуг. Отсюда ориентация на

усвоение методов цивилистического характера структурами исполнительной

власти. Такие институты, как лицензирование, регистрация, сертификация,

становятся источником дохода, а не контроля, учета и регулирования.

Получает жизнь модель государственной услуги, и государственный аппарат

превращается в цивилистическую структуру»[22].

К.К.Лебедев также придерживается мнения о том, что существующая ныне в

России банковская система является достаточно сложной и гибкой,

адаптированной к требованиям современной рыночной экономики. При этом, по

его мнению, существование банковской системы в ее нынешнем виде ни в коей

мере не препятствует развитию гражданско-правовых отношений в банковской

сфере, что подтверждается как общей картиной кредитно-расчетных

правоотношений, так и выбранными произвольно фактами совершения отдельных

кредитных сделок, пассивных и иных банковских операций, расчетно-кассового

обслуживания граждан и организаций[23].

В условиях рыночного хозяйства центральные банки воздействуют на

экономику с помощью инструментов учетной политики, политики минимальных

резервов и политики открытого рынка. Таким способом они регулируют

соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов в целях обеспечения

стабильности функционирования денежных и финансовых систем своих стран.

Экономическая реформа, направленная на создание в РФ рыночного

хозяйства, предопределила необходимость применения данных инструментов и ЦБ

РФ. Однако неразвитость рыночных отношений и институтов в экономике

России, преобладание в ней государственного (нерыночного) сектора

существенно ограничили возможности полномасштабного использования подобного

инструментария для реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Учитывая

это, Банк России был вынужден сохранять прямой контроль за движением и

распределением денежно-кредитных ресурсов в стране посредством

централизованного кредита, предоставляемого правительству и коммерческим

банкам. В этом совмещении рыночных и нерыночных инструментов проявились

особые условия переходного периода в реализации денежно-кредитной политики

ЦБ РФ в 1992 года.

На сегодняшний день централизованный кредит стал основным инструментом

воздействия БР на денежную массу и экономику в целом. Первоначально

предполагалось, что удорожание централизованного кредита ограничит

возможности производителей и торговых посредников в накоплении избыточных

товарных запасов и тем самым увеличит предложение товаров на рынке,

стабилизирует товарные цены, заставит производителей решать свои финансовые

проблемы за счет повышения эффективности производства и снижения

себестоимости продукции. Однако эффективному использованию такого

инструмента, как централизованный кредит, препятствует деформированная

структура современной российской экономики, преобладание государственной

собственности и вытекающее отсюда искажение экономической роли кредита,

поступающего в государственный сектор. Кредиты, предоставляемые Банком

России коммерческим банкам, также не выполняют в полной мере своей роли,

так как высокий уровень инфляции и неопределенность экономической

конъюнктуры способствуют использованию значительной их доли в сфере

торговли, что затрудняет воздействие денежно-кредитной политики Банка

России на развитие сферы производства.

Интересна проблема подчиненности Банка России. В начале 90-х годов

законодательство установило, что Банк России подотчетен Верховному Совету

РФ и независим от распорядительных и исполнительных органов государственной

власти при решении вопросов, входящих в компетенцию БР. Ранее главный банк

государства и вся кредитная система подчинялись непосредственно

правительству, органу исполнительной власти. Многие авторы тогда

решительно высказывались за изменение подотчетности Госбанка СССР и

выведение его из ведения Совета Министров СССР, объясняя это тем, что при

наличии дефицита государственного бюджета подчиненность Госбанка СССР

правительству неизбежно приведет к финансированию этого дефицита за счет

средств эмиссионного банка, что стимулирует инфляцию[24]. Выведение

Госбанка из подчиненности Совету Министров способствует повышению роли

закона и договора в вопросах кредитования Госбанком государства, считали

другие авторы[25].

Прежде всего следует отметить, что указанная проблема имеет

многовековую историю. Ещё во времена царствования Екатерины II

правительство неоднократно прибегало к многочисленным «позаимствованиям» в

государственных ассигнационных банках, отчего последние влачили жалкое

существование. В итоге ещё в 1907 году пришли к выводу о необходимости

создания самостоятельного банка, не подчиненного ни отдельным

министерствам, ни Совету Министров: высший надзор за ним должна

осуществлять Государственная дума, которая к тому же назначает и высших лиц

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты