использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и
акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или
купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа
малых объектов.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое
одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.
Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к
«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом
деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного регулирования.
Следует обратить внимание, что процесс приватизации в России
качественно отличается от приватизации , проводимой в западных странах.
Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил
более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно :
служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и
формирования класса частных собственников.
В качестве основного инструмента на ее первом этапе были использованы
приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости
от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России
получило 146,064 млн приватизационных чеков. Каждый владелец чека имел
четыре возможности :
1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего
предприятия;
2) участвовать в чековом аукционе ;
3) купить акции чекового инвестиционного фонда (640 фондов собрали
свыше 60 млн чеков) ;
4) продать чек (продано было около четверти приватизационных чеков).
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе
приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. Была
решена главная задача - устранена монополия госсобственности в народном
хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. Чековый
этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления
экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине
1994 года была передана в частные руки. На базе средних, мелких и крупных
государственных предприятий к середине 1994 года было создано 20 тыс.
акционерных обществ. К концу ноября 1994 года было приватизировано 110 тыс.
предприятий.
Одним из негативных результатов первого этапа приватизации стало
такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ,
при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем
директората и менеджмента. При этом рядовой член акционерного общества
только формально являлся совладельцем акционерного капитала. Действительно,
существенная доля акционируемого имущества приобретался именно должностными
лицами администрации предприятия. Вместе с тем, увеличение числа
относительно крупных частных собственников в благоприятных для
администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной
деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди
всех работников.
Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение
оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не
всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную
собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества
оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России.
Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможности
пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в
процессе приватизации.
Действующая система оценки стоимости имущества предприятий во многом
была необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и
непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации
новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с
трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому
акционирование на этапе послечековой приватизации было затруднено из-за
отсутствия инициативы трудовых коллективов.
Малая приватизация означает переход государственных предприятий
розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов,
предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия
являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку
они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых
объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных
отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую
продукцию.
В то время, как приватизация средних и крупных предприятий требует
значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран
переходного периода (включая Восточную Европу и Россию), является делом
относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1
июля 1994 года приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 %
предприятий общественного питания, 76,4 % предприятий бытового обслуживания
населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40 %.
Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышения продажной
цены над начальной (в среднем по России).
Неоднозначно было отношение трудовых коллективов к конкурсному и
аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому,
хотя работники могли противостоять малой приватизации, комитетам по
управлению имуществом необходимо было привлекать их к участию в процессе
приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми
средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в
30 % с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне
конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы
являются мощной политической силой.
Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий
обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ
и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды.
Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих
проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего
выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в
приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение
доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество
с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.
За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является
собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой
собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников
рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности
труда работника.
В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и
коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна
из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества,
подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне
дохода у большинства населения была и остается высокой предельная
склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было
безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных
платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течении всего периода их обращения
происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые
месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных
гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так
как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка
основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на
конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции
приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по
номиналу.
Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных
приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на
разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения
приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на
объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от
продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля
денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок
приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по
регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой
торговли приватизационными чеками.
Программы приватизации, принимаемые государственными органами
различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы
в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению,
чаще проводилась линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.
Поскольку в ходе первого этапа приватизации не были решены задачи
передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация
не обеспечила заметного повышения эффективности производства.
На этапе чековой приватизации практически не была решена задача
привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что
провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа.
Главная цель денежного этапа приватизации (начало 1.06.94) - переход прав
собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально
ответственных собственников.
Этот этап должен обеспечить выполнение трех стратегических задач :
1) сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций,
что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях ;
2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами,
необходимыми для их структурной перестройки ;
3) способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной
части госбюджета.
В ходе приватизации необходимо сохранить государственный контроль на
отдельных стратегических видах производств, обеспечивающих национальную
безопасность государства, провести реструктуризацию предприятий и в целом
оптимизировать бюджетные расходы на управление государственной
собственностью. Главной чертой современного этапа приватизации является
действие федерального закона “О приватизации государственного имущества и
об основах приватизации муниципального имущества в Российской федерации”. В
ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных
обществ. Общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 года
составило 58,9 % от общего количества государственных предприятий в начале
приватизации.
К основным результатам денежной приватизации следует отнести :
1) выведение значительной части государственного имущества из под
директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот ;
2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под
объектами приватизации.
Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее
бюджетном эффекте : в 1997 году запланированное бюджетное задание было
превышено в 2,8 раза.
Хотелось бы отметить основные факторы, без наличия которых
приватизаций в 1997 году не принесла бы бюджетного эффекта
1) снижение политических рисков в связи с отсутствием каких-либо
выборов
2) низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая
способствовала инвестированию в реальный сектор экономики
3) совершенствование нормативной базы приватизации.
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения
привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной
приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления
привычных средств платежа.
Следует отметить, что социально-экономическая ситуация, в которой
оказалась Россия после 17 августа, затрудняет оценку достигнутых
результатов приватизации. Естественное в этих обстоятельствах сокращение
инвестиций в основной капитал, объем производства, рост цен и неплатежей,
падение котировок ценных бумаг не способствуют развитию процесса
приватизации.
Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на
чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по
управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме
:
1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников
2) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню
повышения эффективности деятельности предприятий
3) привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно
недостаточно для производственного, технологического и социального развития
предприятий
4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение
предприятий на отечественном и мировом рынках.
Принимая во внимание отмеченные выше недостатки этапов чековой и
денежной приватизации и критически их оценивая, следует отметить, что в
сложившихся условиях назрела острая необходимость в смене приоритетов при
реализации государственной политики в сфере приватизации госимущества.
Думается, что сегодня на основе эффективного управления
государственной собственностью необходимо достичь следующих основных
результатов :
1) максимизации доходов бюджета на основе эффективного управления
государственной собственностью
2) оптимизации структуры собственности в интересах обеспечения
устойчивых предпосылок экономического роста
3) использования всех государственных активов в качестве инструмента
для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
По мнению автора реферата, в основу государственно политики в сфере
приватизации в ближайшей перспективе должны быть попожены :
1) новая цель приватизации
2) новые задачи, вытекающие из цели приватизации
3) обновленные принципы проведения приватизационных процессов
4) комплекс новых мер, направленных на достижение цели и решение задач
приватизации
5) усиление государственного контроля на всех этапах процесса
приватизации.
Думается, что целью государственной политики в области приватизации
должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования
предприятий, и, следовательно все приватизационные решения должны
определяться с позиций эффективности работы реального сектора экономики.
Последовательная реализация новых задач, принципов и мер по
приватизации государственного имущества является реальной предпосылкой
качественно улучшения инвестиционного климата в стране .
Список литературы:
1. Валовой Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. – М.:
Политиздат, 1991. – 431 с.: ил.
2. Шупыро В.М. Государственное регулирование отношений собственности и
приватизация государственного имущества- основа экономических реформ в
России. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика.
1998. № 6.
3. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 1995.
4. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы:
Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992.
5. Программа углубления экономических реформ в России. – М.: Республика,
1992.
6. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации. – М.: Юстицинформ, 1992.
План :
1. Введение
............................................................................
...........................1
2. Понятие приватизации
............................................................................
...2
1)Понятие
собственность...............................................................
.........3
2)Способы и цели приватизации
...........................................................4
3. Процесс приватизации в России
1) Первый этап
............................................................................
............7
2) Второй этап
............................................................................
...........12
4. Заключение
............................................................................
.....................14
5. Список литературы
............................................................................
........17
Институт “ВСК государственного права и управления”
Экономический факультет
Экономика предприятия
Р Е Ф Е Р А Т
Приватизация в Российской Федерации.
Выполнил :
Бартош Е.П.
Принял :
Мегион
1999
Страницы: 1, 2