Пути финансового оздоровления предприятия с неудовлетворительной структурой баланса

появление провозвестников кризиса (мелкие ошибки и сбои в функционировании

организации); ключевое событие, вызванное взаимодействием многочисленных

факторов; распространение кризиса; разрешение кризиса [10, с.12].

Антикризисное управление – это, прежде всего, сохранение и укрепление

конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства либо в

условиях неплатежеспособности возвращение дееспособности, превращение его в

действующее.

Любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный цикл в силу того,

что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее

существование в первоначальном виде определенным периодом времени.

Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества

позволяет до определенного момента, поддерживать живучесть предприятия. Это

происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты

конкурентного преимущества и принятия адекватных мер противостояния этой

угрозе.

В какой-то момент предприятие может работать с прибылью, в какой-то –

с убытками. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют

сущности предприятия. Если же предприятие неэффективно в целом,

экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться

процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами.

Таким образом, кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии

жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования

хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Можно выделить различные типы

кризисов: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис

ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных

задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление

кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению.

Основные функции антикризисного управления: управление направленное на

вывод предприятия из кризисного состояния, минимизация потерь от кризиса,

осуществление комплекса мер предупреждения кризисных явлений. Предприятия

должны обладать способностью к правильной и своевременной трансформации

структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и

оперативные изменения. Ключевая задача финансового оздоровления предприятий

в рамках активной стратегии – освоение новых рынков сбыта, в обеспечение

которой реализуются меры по проведению маркетинга. Освоение новых рынков

сбыта как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной

продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые

продуктовые рынки, решение задач повышения качества выпускаемой продукции и

снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения, смена

поставщиков.

1.2. План финансового оздоровления предприятия

Возможные направления и варианты в области финансового оздоровления

предприятия в систематизированном виде могут быть следующими:

1. Изменения в организационной стратегии.

Варианты преобразований стратегии бизнеса:

Стратегии роста.

1) Интегрированный рост (расширение путем добавления новых структур

внутри отрасли) - вертикальная интеграция: прямая (приобретение фирм-

продавцов);

обратная (приобретение фирм-поставщиков); горизонтальная интеграция

(усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов).

2) Концентрированный рост (изменение продукта или рынка в рамках

традиционной отрасли): захват рынка (увеличение доли на традиционных

рынках); развитие рынка (новые рынки для старого продукта); развитие

продукта (новый продукт на традиционном рынке).

3) Диверсифицированный рост (изменение продукта, рынка, отрасли):

центрированная диверсификация (новые производства, совпадающие с основным

профилем);

горизонтальная диверсификация (новая непрофильная продукция для

традиционных рынков); конгломеративная диверсификация (новые непрофильные

производства для новых рынков).

Стратегии сокращения бизнеса: выделение (передача части акций вновь

образуемой компании): реструктуризация «вверх» (создание материнской

компании для нескольких независимых ранее фирм, каждая из которых передает

часть собственной новой); реструктуризация «вниз» (выделение независимого

дочернего предприятия из действующей компании); горизонтальная

реструктуризация (выделение сестринских компаний путем создания фирм,

специализирующихся в определенных сферах деятельности); продажа части

акций; деинвестирование (продажа отдельных сегментов бизнеса,

подразделений); ликвидация (полная/частичная).

Преобразования в рамках процедуры внешнего управления (Закон РФ «О

банкротстве»): перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных

производств; продажа части имущества; продажа предприятия (бизнеса) [2,

с.5].

Российским законодательством предусмотрены следующие процедуры

банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство,

мировое соглашение [10, с.65]. В ходе процедуры наблюдения временным

управляющим осуществляется оценка существующего положения, финансового

состояния предприятия, анализ имеющихся резервов для восстановления

платежеспособности. По результатам данного обследования арбитражным судом

выносится решение о введении внешнего управления либо конкурсного

производства. В случае невозможности восстановления платежеспособности

предприятия применяется процедура конкурсного производства, в рамках

которой определяется размер конкурсной массы, распродается имущество и

удовлетворяются требования кредиторов, что является ликвидацией

предприятия. При выявлении возможностей для выхода предприятия из кризиса

вводится процедура внешнего управления, в процессе которой разрабатывается

и реализуется план внешнего управления.

В подобных условиях диапазон возможных решений заметно сужен,

действия по разработке и реализации плана внешнего управления

ограничиваются временем (по закону «О несостоятельности (банкротстве)»

максимум 18 месяцев) и средствами. Чаще всего это оборонительная стратегия,

основанная на сокращении издержек, выделении, ликвидации нерентабельных

подразделений и активов.

2. Изменения в организационной и правовой формы.

Уточнение организационно-правового статуса в соответствии с ГК РФ:

хозяйственные товарищества; общества: общество с ограниченной

ответственностью (ООО); общества с дополнительной ответственностью;

акционерные общества (открытые – ОАО и закрытые – ЗАО); производственные

кооперативы; государственные и муниципальные предприятия; некоммерческие

организации.

Выбор формы реализации стратегии.

Расширение сферы деятельности: слияние, присоединение, создание

филиалов и представительств, покупка имущества, аренда имущества, лизинг

имущества, приватизация, совместное предприятие, участие в инвестиционных

проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения,

технологическое участие, франчайзинг.

Сокращения сферы деятельности: разделение, выделение, продажа

имущества, сокращение собственного капитала, сдача имущества в аренду,

безвозмездная передача активов, передача имущества в зачет обязательств,

консервация имущества, ликвидация отдельных подразделений, предприятия в

целом.

Выбор типа объединения по степени участия в управлении: концерн,

синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация,

стратегический альянс, союз.

Реорганизация юридического лица (ст.57-60 ГК РФ) может осуществляться

в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Возможности по изменению структуры собственности и активов:

приватизация, создание совместных предприятий, создание филиалов и

представительств, предоставление в аренду части имущества, лизинг,

франчайзинг.

3. Структура и системы управления.

Сферы изменений и возможные организационные мероприятия.

Жесткие факторы организации – инструменты, сфера действия которых

распространяется на абстрактные организационные структуры. Расчленение

основной задачи предприятия на части с соответствующей привязкой

производственных единиц. Выбор типа организационных структур управления:

иерархические структуры - элементарная структура, линейно-штабная

структура, линейно-функциональная структура, дивизиональная структура.

Дивизиональная структура подразделяется на продуктовую структуру, структуру

с ориентацией на клиента, региональную структуру, структуру на базе бизнес-

единиц, смешанную структуру. Адаптивные структуры подразделяются на

проектную структуру, матричную структуру, программно-целевую структуру,

структуру на групповом подходе. Структура на групповом подходе состоит из

командной структуры, групповой структуры, бригадной структуры, сетевой

структуры.

Разработка общей органиграммы это выстраивание одно- или

многолинейной структуры, изменение количества иерархических уровней,

изменение соотношения централизации/децентрализации принятия решений,

изменение численности персонала. Определение координационных средств - это

изменения в системе планирования (стратегического, оперативного), изменения

в системе организации и контроля финансов, применение структурных

интеграционных элементов, изменения в системе стимулирования труда и

служебного продвижения, преобразование коммуникационной и информационной

технологий. Интегрированные организационные концепции включают в себя

концепцию центров прибыли, управление координацией, оптимизацию

(реинжиниринг процессов). Оптимизация состоит из горизонтального сжатия

процессов (несколько операций объединяются в одну), вертикального сжатия

процессов (исполнители принимают самостоятельные решения),

распараллеливание части ранее последовательных работ, уменьшение проверок и

согласований.

Мягкие факторы организации – инструменты, воздействующие на поведение

персонала. Развитие персонала: повышение профессиональной квалификации,

повышение общей квалификации. Организация отношений доверия: стимулирование

внутрифирменных и предпринимательских отношений, создание в коллективе

атмосферы творчества. Интегрированные организационные концепции: развитие

фирменной культуры.

Процесс планирования предполагает анализ существующего положения

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты