Пути финансового оздоровления предприятия с неудовлетворительной структурой баланса

предприятия, определение общего направления и стратегии развития, анализ

эффективности, перспективности и стратегического соответствия отдельных

видов деятельности предприятия, стратегическое позиционирование.

В экономической литературе встречаются различные подходы к выделению

и представлению стратегии предприятия. Например, Ф. Котлер выделяет

следующие направления возможного роста: интенсивный рост (глубокое

внедрение на рынок, расширение границ рынка, совершенствование товара);

интеграционный рост (регрессивная интеграция, прогрессивная интеграция,

горизонтальная интеграция); диверсификационный рост (концентрическая

диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная

диверсификация) [10, с.87].

В наиболее общем виде направления реструктуризации можно представить

в форме двух основных организационных стратегий: расширения или сокращения

бизнеса. Стратегия, направленная на интегрированный рост путем добавления

новых структур внутри организации, называется вертикальной интеграцией.

Различают прямую и обратную интеграцию. При прямой интеграции (приобретение

фирм-продавцов) условиями выбора организационной стратегии являются

следующие: дистрибьюторы компании дороги, несговорчивы или слабы для того,

чтобы удовлетворять запросами компании; возможности дистрибьюторов

ограничены с точки зрения создания для компании стратегических преимуществ

в конкурентной борьбе; компания конкурирует в быстрорастущей отрасли и

ожидается продолжение расширения рынков сбыта продукции, компания имеет

капитал, и персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами

дистрибуции своей собственной продукции; стабильность производства особенно

ценна, это связано с тем, что через собственную систему дистрибуции легче

предсказывать потребность рынка в выпускаемой компанией продукции;

действующие дистрибьюторы и продавцы продукции компании получают очень

высокий процент прибыли, в этом случае посредством прямой интеграции

компания может серьезно увеличить свою прибыль и за счет снижения издержек

обращения существенно снизить конечную цену на свою продукцию, усилив,

таким образом, свои конкурентные позиции.

При обратной интеграции (приобретение фирм-поставщиков) условиями

выбора организационной стратегии являются следующие моменты: поставщики

компании дороги, несговорчивы или слабы для того, чтобы удовлетворять

запросы компании; число поставщиков ограничено по сравнению с числом

конкурентов; компания конкурирует в быстро растущей отрасли, и ожидается

продолжение расширения рынков сбыта продукции; компания имеет и капитал, и

персонал, необходимые для того, чтобы справиться с задачами организации

поставок сырья и материалов для своего производства; особую ценность имеют

стабильные цены на сырье и материалы, через обратную интеграцию возникает

возможность стабилизировать эти цены; поставщики компании получают высокий

процент прибыли, что свидетельствует о том, что бизнес на поставщиках

материалов в данной отрасли является стоящим предприятием; компания

нуждается в быстрых поставках сырья и материалов.

При горизонтальной интеграции (усиление контроля либо приобретение

фирм-конкурентов) возникают следующие условия организационной стратегии:

компания конкурирует в растущей отрасли; компания может стать монополистом

в определенном регионе без привлечения особой поддержки местных властей или

сильной конкурентной борьбы; увеличение масштабов производства обеспечивает

основные стратегические преимущества; у компании есть достаточные и

капитальные, и трудовые ресурсы, чтобы успешно справиться с задачами своего

расширения; конкуренты компании допускают ошибки из-за недостатка опыта

управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает компания.

Концентрированный рост (изменение продукта или рынка в рамках

традиционной отрасли) включает в себя следующие организационные стратегии:

захват рынка, развитие рынка, развитие продукта, централизованная

диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная

диверсификация.

Стратегия захвата рынка (увеличение доли на традиционных рынках)

осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии:

существующие рынки не насыщены продукцией компании; норма потребления

продукции компании у традиционных потребителей вскоре может возрасти;

увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические

преимущества. Стратегия развития рынка (новые рынки для старого продукта)

осуществляется при следующих условиях выбора организационной стратегии:

появляются новые недорогие надежные каналы сбыта продукции; компания очень

преуспевает в своем бизнесе; существуют новые неосвоенные или ненасыщенные

рынки; компания имеет необходимый капитал и трудовые ресурсы для того,

чтобы справиться с расширением круга своих коммерческих операций; у

компании имеется запас производственных мощностей; основная отрасль

компании развивается достаточно быстро. Стратегия развития продукта (новый

продукт на традиционном рынке) осуществляется при следующих условиях выбора

организационной стратегии: компания выпускает достаточно успешные продукты,

находящиеся в стадии зрелости жизненного цикла продукта – идея в том, чтобы

привлечь вполне удовлетворенных потребителей попробовать новый, улучшенный

продукт компании; компания конкурирует в отрасли промышленности,

характеризующейся быстрыми технологическими изменениями; основные

конкуренты компании предлагают продукцию лучшего качества по сравнимой

цене; компания конкурирует в отрасли, развивающейся высокими темпами;

компания отличается своими научно-исследовательскими и проектными

возможностями. При централизованной диверсификации (когда новые

производства, совпадают с основным профилем) существуют следующие условия

выбора организационной стратегии: компания конкурирует в отрасли

промышленности, не имеющей роста либо имеющей очень низкие темпы роста;

добавление новых, но в то же время профильных продуктов могло бы

существенно улучшить реализацию традиционной продукции; новые профильные

продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным

ценам; вводимые новые профильные продукты имеют сезонные колебания спроса,

и эти колебания находятся в противофазе с колебаниями финансовых пиков и

спадов компании; традиционные продукты компании находятся в стадии умирания

по их жизненному циклу; компания располагает сильной управленческой

командой. При горизонтальной диверсификации (новая непрофильная продукция

для традиционных рынков) существуют следующие условия выбора

организационной стратегии: добавлении новых, но в то же время непрофильных

продуктов, которое могло бы существенно улучшить реализацию традиционной

продукции; компания конкурирует в высоко конкурентной и неразвивающейся

отрасли, в которой достаточно низкая норма прибыли и дохода; традиционные

каналы дистрибуции продукции компании могут быть использованы для

продвижения на рынок новой продукции для традиционных потребителей;

реализация новой продукции по времени будет проходить в противофазе с уже

выпускаемыми компанией продуктами. При конгломеративной диверсификации

(новые непрофильные производства для новых рынков) существуют следующие

условия выбора организационной стратегии: в базовой отрасли компании

происходит ежегодное снижение объемов реализации и прибыли; компания

располагает капиталом и управленческими кадрами, необходимыми для того,

чтобы начать конкурировать в новой отрасли; у компании есть возможность

скупить непрофильный для нее бизнес, который представляет надежный объект

для инвестиций; существует финансовое взаимодействие между приобретаемой и

приобретающей фирмами; существующие рынки для продукции компании вполне

насыщены.

Стратегия деинвестирования (реализация части предприятия или фирмы в

целом) включает в себя частичное сокращение компании. Существуют следующие

условия выбора организационной стратегии деинвестирования: у компании

имеется четкое представление о своем бизнесе, но в течение значительного

периода времени она не смогла достичь стоящих перед ней целей; компания

является одним из самых слабых конкурентов в отрасли; компания

неэффективна, низкоприбыльна, имеет персонал с низким средним уровнем

трудовой дисциплины. Продажа части фирмы возникает при причине когда,

стратегия сокращения компании не принесла желаемого эффекта. Передача части

акций вновь образуемой компании возникает тогда, когда какое-то

подразделение компании требует значительно больше ресурсов для поддержания

своей конкурентоспособности, чем компания может обеспечить. Полная

ликвидация возникает когда компания стоит на грани банкротства, и в

процессе ликвидации может быть получена максимально возможная сумма

наличных денег за ее активы; ни стратегия сокращения, ни стратегия

отторжения не привели к желаемому результату.

Следовательно, используя возможные варианты организационных

преобразований, предприятия формируют стратегию по выходу из кризисного

состояния. Стратегии реструктуризации можно представить в виде двух

основных направлений: расширения или сокращения бизнеса.

Стратегия расширения сферы деятельности может быть реализована в

следующих формах: слияние, присоединение, покупка имущества, аренда

имущества, лизинг имущества, приватизация. Задача внутреннего развития

может быть решена следующими способами: совместное предприятие, участие в

инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование,

маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг. В

результате осуществления различного вида интеграционных преобразований в

состав организации может входить одна фирма или несколько, объединенных

системой участия. Здесь возможны следующие варианты: синдикат, картель,

холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс,

союз.

Другим направлением реструктуризации является сокращение бизнеса.

Стратегия сокращения может быть воплощена путем разделения, выделения,

продажи имущества, сокращения собственного капитала, сдачи имущества в

аренду, создания дочернего предприятия, безвозмездной передачи активов,

передачи имущества в зачет обязательств, консервации имущества, ликвидации

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты