Регулирование бюджетного дефицита

центробанка на покрытие кассового дефицита не привлекались вовсе. Однако

возвращение к ограничительной политике произошло слишком поздно - ее

результаты на снижении инфляционной динамики сказались лишь через несколько

месяцев - после того, как Е. Гайдар на VII съезде народных депутатов России

в декабре 1992 года был вынужден подать в отставку.

2.4 Бюджетный дефицит и стабилизационная политика при Б. Федорове (апрель

1993 - январь 1994)

Уход Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра и

замена его В. Черномырдиным вылилась в своего рода “праздник

безответственности денежных властей. Началась самая массированная кредитная

экспансия в истории России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трех

месяцев паузы впервые появился кассовый дефицит бюджета, составивший 8 %

ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные

кредиты экономике в размере 33 % ВВП. Кроме того, коммерческие банки

получили прямые кредиты на 28 % ВВП, а государства рублевой зоны - в

размере 14 % ВВП. Наконец, Центробанк увеличил свои валютные резервы на

сумму более 10 % ВВП. В целом чистый прирост активов Центрального банка в

декабре составил 93,8 % ВВП[21].

В последующие три месяца неограниченное кредитование экономики

продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Прощальным аккордом

ушедшего в марте 1993 года с поста министра финансов В. Барчука стал

всплеск расходов федерального бюджета до 63 % ВВП, который увеличил

бюджетный дефицит до 19 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех

активов Центробанка.

В конечном итоге лишь после того как в конце марта 1993 года Б.

Федоров занял пост министра финансов, у него появилась практическая

возможность приступить к реализации давно утвержденной программы бюджетной

стабилизации.

В числе важнейших мероприятий, осуществленных Б. Федоровым, были

следующие:

1. Консолидация в бюджете всех внешнеэкономических операций государства и

кредитов предприятиям. Последний бюджетный кредит в размере 200 млрд руб.

(2.4 % ВВП) был выдан Центральным банком в апреле 1993 года.

1. Существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное прежде всего с

отменой субсидирования кредитов, централизованного импорта и импортных

дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб. Начиная с апреля 1993

года кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 % ВВП, а в последнем

квартале 1993 года был снижен в среднем до 6,1 % ВВП.

1. сокращение привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов для

финансирования бюджетного дефицита.

1. Начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска

государственных ценных бумаг (трехмесячных ГКО) с мая 1993 года.

1. Во втором периоде “федоровского этапа” удалось снизить кассовый дефицит

бюджета до 6,7 % ВВП по сравнению с 7,6 % ВВП в первом, расширенный дефицит

бюджета - до 8,2 % ВВП по сравнению с 11,1 % ВВП[22].

2.5 Бюджетный дефицит и политика В, Черномырдина (февраль - август 1994

года)

Практически сразу же после ухода Е. Гайдара и Б. Федорова правительство

В. Черномырдина заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику.

Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза по

сравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8 % ВВП. Общий

прирост активов Центробанка увеличился до 17,8 % ВВП. В последующие месяцы

дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе составлял двузначную

величину. И хотя в конечном счете правительственная политика оказалась не

столь разнузданной, как это было в конце 1992 - начале 1993 годов, и как

ожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось весьма

существенным[23].

В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с 6,7 до 11 %

ВВП. Несмотря не на что на финансирование бюджета использовались

иностранные кредиты - второй транш кредита на системные преобразования

(КСП) в размере 1,5 миллиардов долларов, предоставленный МВФ в апреле 1994

года (давший 0,9 % ВВП), а также возросшие поступления от продажи ГКО (1,0

% ВВП по сравнению с 0,2 % ВВП в последнем квартале 1993 года) кредиты

Центробанка Министерству финансов также возросли - с 6,5 до 9,1 % ВВП и

остались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Именно

эмиссионное финансирование разбухшего бюджетного дефицита оказалось

важнейшим фактором увеличения совокупного прироста активов Центрального

Банка с 12,2 до 13,8 % ВВП

2.6 Бюджетный дефицит при первом стабилизационном “походе” А. Чубайса

(сентябрь - декабрь 1994)

После серии изнурительных консультаций и согласований бюджет на 1995

год с фиксированным дефицитом в 73 триллиона рублей (около 5,5 % ВВП)

прошел три слушания в парламенте и был окончательно утвержден

Государственной Думой 7 марта и Советом Федерации 23 марта 1995 года. В

законе о бюджете было закреплено положение о неинфляционном финансировании

его дефицита. Вообще, бюджетная и кредитно-денежная политика сентября-

декабря 1994 года оказалась более сдержанной, чем в предыдущие семь

месяцев. Кассовый дефицит бюджета снизился с 11,3 до 10,3 % ВВП, но

оставался выше уровня, достигнутого в четвертом квартале 1993 года (6,7 %

ВВП). В первом квартале 1995 года макроэкономическая политика правительства

оставалась умеренной. Кассовый дефицит бюджета не превысил 3,6 % ВВП,

причем кредиты Центробанка составили лишь 1,3 % ВВП. Оставшиеся 2,3 % ВВП

были профинансированы за счет ценных бумаг, в том числе за счет

принудительно размещенных казначейских обязательств (КО) - 1,8 % ВВП и за

счет ГКО - 0,5 % ВВП[24].

Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и в

доходной и в расходной частях он составлен с гораздо большей степенью

реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было

характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим

исполнением на 5—6% ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, заложена некоторая

недооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около

1% ВВП, а по расходам — от 1—2% ВВП.

В краткосрочной перспективе наиболее важны отнюдь не величины федеральных

доходов или расходов, а разница между ними и способы ее финансирования.

Реальный объем поступлений в федеральный бюджет составил примерно 13% ВВП,

а объем расходов — от 18 до 19,5% ВВП. Таким образом, бюджетный дефицит

составил от 5 до 6,5% ВВП. При оценке ВВП в 1450 трлн руб. размер

бюджетного дефицита составил от 73 до 95 трлн руб. Итак, в 1996 год, год

выборов страна вступила со впечатляющим дефицитом.

2.7 Бюджетная политика после 1995 года.

В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России и

МВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5% ВВП в 1995 году до 3% в

1997 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1996 году

дефицит консолидированного бюджета достигал 4.17% от ВВП, а в 97 – почти

4.6 процентов с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно на

уровне 50-60%[25]. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращение

расходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированного

бюджета уменьшились с 30.9% ВВП в 1994 году до 22.7% ВВП в 1997. В то же

время размеры государственного потребления стали расти – если в 1992 оно

составляло 16% ВВП, то в 1995 уже 26,5% ВВП.

Значительные резервы сокращения дефицита есть и в рамках вертикального

перераспределения ресурсов между федеральным и территориальными уровнями.

Постепенно сокращаются дотации бюджета отраслям народного хозяйства – с

14% от ВВП в 1992 году до почти 1.6% ВВП в 1997 году. В первую очередь это

дотирование сельского хозяйства. Однако были некоторые моменты увеличения

субсидирования этой отрасли – например в четвертом квартале 1996 года

расходы по этой статье увеличились до 134%[26]. Если исходить из

целесообразности полного прекращения субсидирования отрасли из

территориальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицит

консолидированного бюджета следовало бы сократить почти на 0,5% от ВВП.

На протяжении всего рассматриваемого периода львиную долю

консолидированного бюджета съедали жилищно-коммунальные субсидии (например,

в 1994 году по данной статье было израсходовано 29 трлн рублей, что

составило 27% общих расходов территориальных бюджетов).

Например в 1996 году экономия средств бюджета была произведена за счет

снижения расходов на государственное управление[27] ( до 87%) ,науки (до

68%), госинвестиций (до 72%), пополнения госзапасов и резервов (с 143% до

107%).

Особенно хотелось бы отметить скачек государственных расходов,

вызванный предвыборной кампанией. В 1996 году постоянно увеличивались

расходы и исполняемость по социальной сфера, а практически все остальные

статьи (даже защищенные) безбожно сокращались.

При формировании бюджета на 1997 год существенно были урезаны расходы

на науку, культуру, некоторые социальные программы[28].

При рассмотрении бюджета 1997 года параллельно рассматривались

следующие источники бюджетного развития России до 2000 года и статьи их

распределения[29]:

Проект укрупненного бюджета развития РФ

в трлн. руб. в ценах 1997 года.

|№ |Источники бюджетного |1997 |1998 |1999 |2000 |

| |развития | | | | |

|1 |Связанные инвестиционные |15 |16 |19 |21 |

| |кредиты под гарантии | | | | |

| |правительства РФ, включая | | | | |

| |кредиты Мирового банка | | | | |

|2 |Другие заемные средства |11,4 |21 |27 |37 |

|3 |Выплаты процентов по ранее|1,0 |3,3 |6,1 |10,1 |

| |выданным кредитам из | | | | |

| |бюджетного развития | | | | |

|4 |Погашение основного долга |- |- |1,0 |2,0 |

| |по этим кредитам | | | | |

| |ИТОГО |27,4 |40,3 |53,4 |70,1 |

| |Расходы | | | | |

|1 |Государственные инвестиции|11,6 |19,9 |29,1 |41,1 |

| |на производственное | | | | |

| |строительство, включая | | | | |

| |конверсионные | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты