Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

новые формы финансовых отношений подчас необоснованно развивались,

неоправданно быстро были забыты.

Общей тенденцией развития финансов явилось проведение финансовой

централизации, которая выразилась в создании новой бюджетной системы,

введении государственной монополии на страхование, слиянии бюджета

социального страхования с государственным бюджетом.

Финансовая централизация сыграла положительную роль в решении

экономических, социальных, военно-политических задач начального этапа

переходного периода. Однако постепенно усиливалась тенденция к

демократизации финансовой системы. Но из-за бюрократической централизации

принимаемых решений в области финансов местные органы власти и трудовые

коллективы так и не получили возможности раскрыть свой потенциал.

Государственное страхование на долгие годы задержалось в развитии,

ограничив сферу своей деятельности в основном имущества хозяйственных

кооперативов, населения и личным страхованием. Серьёзно отставало от

потребностей жизни социальное страхование.

Ещё одна тенденция это формирование финансов предприятий как основы,

исходного звена всей финансовой системы. Путь к этому был открыт

национализацией основной массы средств производства, в большинстве случаев

насильственным объединением крестьянства в сельскохозяйственные

кооперативы. Постепенно государственные и кооперативные предприятия стали

занимать доминирующие положения в экономике. Финансы хозяйственных единиц

стали основой всей финансовой системы, а отчисления от их прибылей начали

играть ведущую роль в доходах государственного бюджета страны. Однако

преждевременный отказ от многоукладности экономики переходного периода

устранил здоровую конкуренцию между предприятиями, обрёк государственные и

кооперативные предприятия на многолетний застой.

По мере укрепления государственного бюджета за бюджетом закреплялась роль

основного финансового плана страны, пронизывающего своим влиянием всю

экономику. В этом состояла ещё одна существенная особенность развития

финансов в переходный период. Однако с утверждением планирования бюджетно-

налоговые, финансовые методы регулирования хозяйственной жизни всё больше

стали согласовываться и увязываться с планами экономического и социального

развития. Планирование всё глубже проникало в сферу социального, личного и

имущественного страхования, государственного кредита, финансовой

деятельности предприятий.

В результате финансовые методы стимулирования экономики были почти

полностью заменены плановыми, централизованными установками. Была подорвана

хозяйственная инициатива трудовых коллективов, появились иждивенство и

безразличие к конечным результатам их деятельности. Постепенно утрачивался

опыт использования финансовых методов воздействия на интересы

производителей.

Октябрьская революция проходила в условиях финансового банкротства

прежних режимов. Чрезвычайная финансовая ситуация обусловливала

необходимость принятия чрезвычайных мер по выходу из кризиса. Важное место

среди них занимала политика всемерного сокращения расходов на управление,

военных и других непроизводительных затрат. В условиях ограниченности

финансовых ресурсов государство вынуждено было выбирать приоритетные

направления использование средств, подлежавшие полному финансированию.

Следовательно, развитие в условиях переходного периода выявило ещё одну

характерную черту этой эпохи –проведение жёсткого режима экономии

финансовых средств. Так, при оздоровлении советского бюджета и

осуществлении денежной реформы 1922-1924 годов было проведено десятикратное

сокращение армии, резкое уменьшение государственного аппарата, снятие с

государственного обеспечения мелких и средних предприятий. Такие меры не

только обеспечили решение финансовых проблем, но и способствовали экономии

средств для развития машинной индустрии.

Однако в течении непродолжительного времени лозунг всемерной экономии

финансовых средств превратился в реальную политику экономии в расходах на

жизненно важные потребности трудящихся (здравоохранение, просвещение,

жилищное строительство, пенсионное обеспечение и т.п.). В тоже время

партийно-государственный аппарат не ограничивал себя в средствах с целью

создания для своих нужд материальных благ и привилегий. В результате

экономика и финансы страны постепенно истощались, кризис становился

неизбежным.

В связи со сложившийся обстановкой появилась потребность в создании

специального органа, способного проводить волю нового режима в области

финансов. Поэтому старая система финансовых учреждений заменяется

Министерством финансов, которому подчинялась система местных органов. Во

избежание чрезмерного влияния старых идей ограничивается доступ в

финорганы «буржуазных» профессионалов, их место занимают новые, не всегда

профессионально подготовленные, но преданные революции кадры. Эта тенденция

была определяющей в кадровой политике, что нанесло значительный ущерб

финансовой системе.

На основе реального опыта строительства общественной жизни на новых

экономических и политических принципах можно сделать вывод о желательных

направлениях и тенденциях развития финансов в переходный период. К их числу

относятся следующие:

проведение в области финансов политики установления классового мира,

стимулирование инициативы, опыта общества с целью достижения экономического

и социального прогресса;

всемерное использование проведённых мировой практикой эффективных

рычагов, в числе которых можно назвать полноценный финансовый рынок,

налоги, самостоятельные местные бюджеты;

стремление к установлению такого финансового режима, который бы создавал

простор для инициативы любых хозяйственных форм, добросовестную конкуренцию

и позволял бы добиваться роста экономической и социальной эффективности

общественного производства;

стремление к достижению такого состояния общества, когда бы материальное

благополучие каждого человека определялось его вкладом в общественный

прогресс, а не занимаемой должностью или партийной принадлежностью, когда

бы важнейшим требованием к работникам стала их профессиональная подготовка

и умение применять их опыт во благо общества.

Социальные реформы и финансы

Попытки революционного преобразования общества в нашей стране и странах

Восточной Европы не дали обнадёживающих результатов. В тоже время движение

по пути социальных реформ ряда стран, представило убедительные

доказательства эффективности избранного ими пути. Преимуществами

эволюционного развития общественного прогресса являются: замена старых

общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы;

возможность избежать бессмысленных разрушений в период революции;

возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической

обстановки.

Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от

отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным способам организации

финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых

кадров, изменять методы работы.

Парламентские, мирные формы борьбы политических сил и идей требуют

значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной

деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате

страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с

материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой

вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и

подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному

расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.

Расстройство финансов приводит к разрушению денежного обращения,

инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому

падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы

войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами на содержание

и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными

разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других

элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании

гражданской войны восстановление этих объектов требует огромных

материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.

Общество, осуществляющее реформы, как правило, не проводит массовых

компаний по разрушению до основания старых структур, чтобы на их месте

построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет

реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических

последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в

революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят

страну в тупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в

конце двадцатых и тридцатые годы, когда проводились «реформы» в области

государственного кредита.

Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно колоссальной

экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе

–ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся

материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.

Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и

субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое

непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому,

который был показан в отношении предпосылок социальной революции.

Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги

осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы,

процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные

бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна

дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других

финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от

классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных

условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые

требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или

юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным

трудом.

Заключение

Осуществляемая перестройка общественной жизни в нашей стране со всей

полнотой показала важную роль финансового аспекта социальных

преобразований. Она убедительно подтверждает такую мысль, что при

отсутствии успехов в финансовой политике всякие радикальные реформы

обречены на неудачу.

Для современной финансовой политики характерны неуверенность,

непоследовательность, отсутствие чёткого плана действий. А её состояние

такого, что без решительных, быстрых и радикальных изменений в финансовой

политике, способных резко ограничить бюджетный дефицит, изъять лишние

деньги из обращения, обеспечить финансовую самостоятельность трудовых

коллективов и органов власти всех уровней, разбудить хозяйственную

инициативу каждого члена общества –без этих поправок финансовой политики

дальнейшее движение по пути реформ не возможно.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты